Тяжелая ноша

История о том, как российские государственники испокон веков были готовы на все, чтобы впечатлить приезжих иностранцев и показать мощь великой страны

     Едва ли в окрестностях Петербурга, от Кудрово до Девяткино, найдется человек, который не видел Медного всадника на Адмиралтейской набережной. С момента его появления, он был восхвален как писателями и поэтами в их произведениях, так и простыми людьми в их селфи на фоне огромной фигуры.

Но Медному (а на самом деле бронзовому) всаднику посвятили уже достаточно постов, слов и восхищений. Все это время в его тени скромно укрывалась основа, без которой памятника бы не было - гром-камень. Та самая огромная глыба, на которой стоит Пётр на коне.

Его история еще интереснее, чем история этой бронзовой статуи, которую Екатерина II возвела в честь Петра Великого. 
Когда появилась идея всадника, понадобилось найти для него пьедестал. Для этого газета «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовала объявление! Журналисты в прямом смысле начали просить у граждан найти камень: «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург». Можно провести аналогию: сейчас бы, наверное, какой-нибудь условный государственный журналист с экрана федерального канала выступил к россиянам с просьбой найти подходящий камень. 
Громадину нашли. Ее предложил крестьянин Семён Вишняков, давно заметивший ее в деревне Конная Лахта. Изначально он хотел разломать глыбу на куски для продажи, но камень оказался стойким.
Сравнение размеров камня до и после работ по обтёсыванию
Камень утвердили и приступили к транспортировке в центр города. В начале он весил 2000 (!) тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для того, чтобы доставить его на Сенатскую площадь, пришлось: а) проложить специальную дорогу б) построить необходимых размеров перевозку-платформу в) соорудить судно для транспортировки по воде. Весь процесс занял почти полгода: с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года. 
По легенде, своеобразную форму камень приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу. Отсюда пояилось название.
Работы по обтёсыванию и придаче камню приличный вид проводились прямо во время транспортировки, пока Екатерина II не отдала приказ не трогать камень до доставки его на место. 
Перевозка гром-камня
Сквозь мучения и проклятия, камень все-таки удалось доставить на Сенатскую площадь. За полгода транспортировки случилось не одно происшествие, камень постоянно норовил свалиться с платформы и поубивать всех рядом. Но у рабочих всё же получилось доставить ношу.
Самое интересное, что памятик открыли только через 12 лет, 7 августа 1782 г. — к столетию вступления на престол Петра I.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ