В день рождения Деда Мороза, который отмечают 18 ноября, в 2010 году главному новогоднему деду страны сделали подарок. В свое время благодаря ему все перемещения новогоднего деда зимой можно было легко отследить в режиме реального времени. Это посох, оснащенный отечественной спутниковой системой навигации ГЛОНАСС. Сегодня, увы, программа не работает. Но посох-то остался! 180-сантиметровый и трехкилограммовый жезл сделан из дерева, а в его верхушку, выполненную в виде ледяного кристалла, встроены модуль системы и элементы питания. Современно, практично… и вообще все неправильно!
Новогодний дед не так прост, как предлагает трансформированная современная культура. И функции у его посоха вовсе не навигационно-двигательные – это не клюка, с которой проще продираться по сугробам или вести аргументированный спор, а олицетворение власти и магической силы и вообще-то атрибут всех добрых пастырей. Что делает этот библейский термин в светском празднике? Ведь Дед Мороз даже не имеет реального прототипа в ранге святых, в отличие от Санта-Клауса, и из общего у этих двоих – только развлекательно-поощрительная функция. Наш дед не только старше западного «коллеги», но и вообще, строго говоря, не дед. Он, скорее, аватар – воплощение духа с богатым и запутанным мифологическо-этнографическим прошлым.
Посох, которым Дед Мороз творит волшебство и насылает стужу, получил такое сакральное значение от своих древних обладателей – магов и жрецов, которые, как правило, были люди в возрасте и клюкой пользовались из соображений удобства. А оно требовалось всегда, даже во время разных магических обрядов, так что посох постепенно стал атрибутом силы, власти и волшебства. На древнеегипетских фресках с посохами изображены уже и фараоны, и боги.
Посохи Зевса и Посейдона – это уже грозное оружие. Затем появился епископский посох, отождествляющий церковника с мудрым пастырем, а прихожан – со стадом неразумных овец.
Морозко (Студенец, Трескун) – дух холода в восточнославянском фольклоре. Живет в лесной ледяной избе, вызывает мороз ударом посоха, замораживает реки и озера, организует зимние забавы. При личной встрече с человеком может заморозить насмерть или щедро одарить – по ситуации.
Карачун – сезонный бог, связанный со смертью (с древнерусского «карачун» так и переводится – смерть). Жертвы зимнего холода и голода и сегодня не редкость, что уж говорить о заре цивилизации. Кроме того, зима – символическая смерть природы.
Позвизд – бог бурь, непогод, ледяного зимнего ветра.
Зимник – дух, предвещающий жестокую стужу своим появлением в деревне в облике босого старичка со светлой бородой, без шапки, но с железной булавой в руках.
Зюзя – белорусский бог зимы, тоже живет в лесу и ходит босиком («замерз, как зюзя» – это именно отсюда).
Велес – один из величайших древних богов, бог скота, богатства, мудрости и много чего еще, а также проводник душ умерших. Слово «власть» произошло именно от его имени. По некоторым источникам, Мороз – сын Велеса, точнее, его порождение, зимняя ипостась. Святочное ряжанье, в котором непременно есть персонаж в вывернутом наизнанку тулупе, историки тоже связывают с культом Велеса через образ медведя, его древнейшего символа.
Троян – в разных источниках бог луны или здоровья, зимы, дорог, ночного мрака, темных сил, а также великий судья, который награждает и наказывает живых и мертвых.
Варуна – ведический верховный бог, которого многие исследователи рассматривают как общеиндоевропейского единого бога. Охранитель справедливости, владыка луны и мира предков. Именно его имя звучит в древнегреческих мифах (бог Уран – отец Хроноса, бога времени). Он тоже судил людей, награждая и карая, ему тоже подчинялось небо, и в его руках находилось вечнозеленое древо со сверкающими звездами на ветвях (вот вам и елка).
У наших предков Варуна получил имя Род, иногда его еще называли Сварогом, Трояном, тем же Велесом и просто Дедом. Слово Дед, между прочим, довольно долго обозначало только могущественного предка и несло сакральный смысл. Живых стариков так не называли – к ним обращались «дядко» или «дедко».
Культ предков – один из важнейших в верованиях древних славян; предки считались покровителями и строгими судьями, которых следовало почитать. Традиция святочного колядования – это не что иное, как обряд одаривания духов умерших с целью их задобрить. В правильной компании колядующих всегда имелся «старшой» – молчаливый Дед, олицетворяющий самого древнего и грозного духа.
Приход Деда Мороза к людям связан с зимним солнцестоянием, когда «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз». Он владыка не только зимнего холода, но и воды, которая зимой предстает во всех своих агрегатных состояниях, и ночи (которая зимой куда длиннее дня), и зимнего звездного неба. Отсюда его связь с Луной, лунным светом и серебром, которое символически связано с лунными культами. Луна («солнце мертвых») тоже связывает Мороза с миром умерших. Слова «смерть» и «мороз» – родственники, а умереть – значит остыть, околеть, замерзнуть.
Таким образом, Дед Мороз – это владыка вод, ночи, звездного неба и серебра (символа Луны и сакрального знания); владыка мира праотцов и прапредок (Дед), который воздает всем по заслугам (точь-в-точь как в советском фильме: скромнице Настеньке – подарки и личное счастье, нахалке Марфушеньке – сундук с воронами).
Из этих дедморозовских задач вытекают волшебные свойства и «устройство» его посоха.
Правильный, классический посох Деда Мороза – хрустальный или серебреный под хрусталь (символ застывших вод), наверху – стилизованное изображение месяца (лунница), возможно – с колокольчиками или серебряной головой быка (символ власти и плодородия).
Цветовая гамма связана с древнейшей индоевропейской символикой цвета: белое – серебро, луна, свет, вода, чистота; красное – жизненная сила, творческое начало, смерть и возрождение, огонь. Впрочем, когда-то Дед Мороз одевался и в синее (об этом читайте в статье «Магия первого дня»), а потом пришла советская власть с ее любимым красным цветом…
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.