Китай близок к тому, чтобы получить третий авианосец. Именно этот корабль откроет новую главу в истории военно-морских сил КНР.
Замах на лидерство
Летом 2021 года состоялось знаменательное для Китая событие: страна установила надстройку на свой авианосец Type 003. За строительством корабля следит весь мир, а особенно – США, главный и, по сути, единственный реальный конкурент КНР.
Мало что в современном мире развивается столь же динамично, как Китай, и мало какой флот усиливается такими же темпами. Еще в 2019-м Китай превзошел США по количеству боевых кораблей. Поднебесная перешагнула «психологическую отметку» в 300 кораблей разного назначения, превзойдя тем самым американские ВМС на более чем десяток боевых единиц. В следующие десять лет у Китая будет больше подводных лодок, чем у американского флота. Согласно прогнозам известного аналитика в сфере военно-морского флота Эйч-Ай Саттона, к 2030 году у США будет 66 субмарин всех типов, а у Китая – 76.
Правда, есть вопросы к качественному составу флота, и это особенно хорошо заметно на примере авианосцев – «первой скрипки» современных ВМС. В наши дни, когда радиус действия палубных истребителей-бомбардировщиков достигает 1000 км, а их ракеты могут поражать цели на расстояние более 300 км, открыто противостоять на море авианосной ударной группе де-факто еще сложнее, чем в годы Второй мировой войны.
Авианосцев у Китая два: это «Ляонин», введенный в строй в 2012 году, и «Шаньдун», который в работе с 2019-го. Их объединяет одна особенность: в концептуальном смысле это советские корабли. «Ляонин» – не что иное, как наш «Варяг», который в 90-е продали Китаю. «Шаньдун» – первый «чисто» китайский авианосец, но даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть в его конструкции наследие СССР. Родство, в частности, выдает трамплин в передней части, расположение надстройки и относительно небольшие (на фоне крупнейших в мире авианосцев) габариты корабля.
Если у американских авианосцев, таких как Nimitz, есть катапульты для запуска самолетов, то у «Шаньдун» и «Ляонин» их нет. Это значит, что крылатым машинам нужно взлетать без посторонней помощи, используя трамплин в носовой части. Это накладывает ограничения как на типы самолетов, так и на их загрузку: очень тяжелая машина может просто не взлететь. Это, конечно, не говорит о том, что китайские авианосцы не боеспособны – просто их возможности на фоне заокеанских резко ограничены.
Все изменится с появлением у китайцев нового авианосца Type 003, который заложили в середине 2010-х годов. Прогресс очевиден. Сейчас, вместе с установленной надстройкой, это практически готовый корабль. Осталось его дооснастить, испытать и ввести в эксплуатацию. Вероятно, это дело нескольких лет.
Морской дракон
Несмотря на секретность, мы (не в последнюю очередь благодаря фотографиям) имеем довольно полное представление о том, каким будет новый корабль.
Характеристики (предположительные)
Тип: авианосец
Водоизмещение: 80–85 тыс. т
Длина: 320 м
Ширина: 40 м
Энергетическая установка: нет точных данных
Авиагруппа: более полусотни различных летальных аппаратов, включая истребители пятого поколения
О размерах корабля можно судить довольно точно. Они практически такие же, как у самого нового американского авианосца USS Gerald R. Ford (CVN-78). Длина последнего достигает 337 м, а ширина – 78. В будущем такие корабли сменят упомянутый выше Nimitz.
Важно сказать, что Type 003 – это именно авианосец, а не тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР). Китайский корабль не несет ударного вооружения, а значит концептуально ближе к Nimitz. Пекин отказался от ядерных реакторов. В то же время для корабля таких габаритов выглядит маловероятным применение паровых котлов, созданных по советским образцам, как это реализовано на «Шаньдуне» и «Ляонине». Более детально этот вопрос только предстоит прояснить.
Авиакулак
Что сделает Type 003 по-настоящему устрашающим на море? Авиагруппа. Начнем с трех электромагнитных стартовых катапульт. Здесь нужно внести некоторую ясность. Тот же Nimitz оснащен паровыми катапультами, которые, безусловно, были для своего времени новаторством. Электромагнитная стартовая катапульта действует по похожему принципу, разгоняя самолет на палубе до огромной скорости и как бы «выстреливая» его в небо. В то же время она позволяет делать это плавнее и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата.
И если для американцев (или, скажем, для французов, имеющих авианосец «Шарль де Голль») переход на электромагнитную катапульту сложно назвать революцией, то для Китая, у которого катапульт не было вообще, это огромный шаг вперед. Основа вооружения любого авианосца – авиационная группа. Чтобы примерно понять ее состав у Type 003, посмотрим на «Шаньдун». Он, в частности, несет истребители J-15, самолеты радиоэлектронной борьбы J-15D, вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Z-18Y, противолодочные вертолеты Z-18F и транспортные вертолеты Z-18A.
Из всех них самое важное, конечно, это истребители J-15. Этот самолет, по сути, китайская копия палубного истребителя Су-33, но он имеет одно огромное преимущество над старой машиной: широкий набор управляемого ракетного вооружения для борьбы с наземными и наводными целями. Оснащенный противокорабельными ракетами J-15 станет «длинной рукой» Type 003 – тем, благодаря чему корабль заставит с собой считаться. При всей своей функциональности J-15 – это самолет прошлого, четвертого поколения, он не имеет радиолокационной малозаметности. Но это не проблема для китайцев: сейчас они среди лидеров в разработке истребителей пятого поколения. До недавнего времени речь шла преимущественно о сухопутных машинах, таких как самолет J-20. Однако теперь понятно, что для авианосца Type 003 создают новый летательный аппарат – истребитель FC-31. Долгое время специалисты разных стран спорили о его назначении. Истребитель правильней всего назвать аналогом американского палубного F-35С пятого поколения. На новом самолете отчетливо видны признаки стелс-технологии. Вооружение, вероятно, будет размещаться внутри. Но важным отличием FC-31 от «американца» стало наличие двух двигателей против одного. Иными словами, КНР может получить условный палубный аналог F-22 Raptor – сухопутной машины, которая по сумме качеств представляет собой мощнейший самолет завоевания господства в небе.
Применение стартовых катапульт позволяет использовать новый самолет дальнего радиолокационного обнаружения Xi'an KJ-600 – условный аналог американского E-2 Hawkeye. Это «глаза» авианосца. Как только он поступит на вооружение флота КНР, это значительно улучшит воздушную и морскую ситуационную осведомленность, а также наступательные и оборонительные возможности всей авианосной группы.
Когда Type 003 называют «суперавианосцем», это не лишено основания. С другой стороны, если посмотреть шире, Китаю понадобится не один год, чтобы создать действительно мощный океанский флот, трансформировав его из «прибрежного». Это касается не только авианосцев, но и кораблей обеспечения и, конечно, атомных подводных лодок. О них мы, возможно, поговорим в будущем.Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.