В русском обиходе возможны только две ситуации, когда человека сравнивают с мебелью: если мужчина большой и сильный, его называют шкафом, и если кто-то обижается на равнодушие, то так и говорит: «Я для тебя как мебель». То и другое обидно – никому не придет в голову сказать: «Толковый, как стол», «Творческий, как диван». Может, зря мы так? Мебель-то умнеет!
Трансформеры на ножках
Древнейший способ для мебели проявить свою креативность – трансформация. Первые стулья-трансформеры появились еще в Древнем Египте, и с тех пор идея складывать и раскладывать мебель не покидала людей.
Сундук-трансформер, принадлежавший императору Александру III, spbculture.ru
Причем люди были ого-го! Например, прародительницей современных раскладушек стала императорская походная кровать, которую брал с собой Александр I. У императора Александра III вообще был складной кабинет: если открыть сундук и извлечь из него складные кресла и стол, он превращался в умывальный столик и кровать. Авторство шкафа-купе приписывают Наполеону: тот приказал установить в офицерских квартирах раздвигающиеся ширмы, чтобы обмундирование не валялось на виду.
Какие только варианты мебельных «мутантов» не появились со временем: столы-кресла, комоды-чемоданы, кровати-шкафы (в сложенном виде шкаф с одеждой, в разложенном – откидная кровать), столы-кровати (днем это стол, ночью – спальное место для прислуги). Каждый, кто вырос в большой семье или в маленькой квартире, знаком с креслом-кроватью, диваном-кроватью и столом-книжкой. Такие вещи создаются для экономии – пространства и денег. Но вот японская компания Bauhutte выпускает весьма дорогую кровать-трансформер для геймеров Electric Gaming Bed. Проснулся, и сразу на тренировку: по сигналу пульта поднимаются спинка и опора для ног, получается кресло. Может, в новую модель добавят и биотуалет?
Вариант трансформера, но с другим смыслом, – растущие стулья для детей. Суть не только в том, чтобы стул становился выше вместе с ребенком, но и в том, чтобы он помогал формировать правильную осанку.
Стул с регулировкой высоты, разработанный Опсвиком в 1972 г. collections.vam.ac.uk
Прототипами такой мебели считаются стульчики для кормления, которые появились в XVII веке, со временем обзавелись примитивными регулировочными механизмами, стали менять высоту и конфигурацию, приобрели игровую поверхность, начали превращаться в кресла-качалки. Регулируемые стулья для исправления и сохранения осанки у школьников появились уже в ХХ веке: идею независимо друг от друга предложили датский доктор Мендель, норвежский дизайнер Опсвик и петербургский учитель Павлов. Примерно в то же время появились коленные стулья (тоже регулируемые по высоте), которые поначалу прописывались ортопедами как лечебно-профилактическое средство.
Гэвин Манро со своей разработкой. Фото: Fabio De Paola theguardian.com
Но растущая мебель – это не всегда только про высоту. Например, британец Гэвин Манро (Gavin Munro) буквально выращивает на плантации стулья, столы, торшеры, рамы для зеркал и другие предметы интерьера. Манро называет свою технологию органической 3D-печатью, исходные материалы для которой – воздух, почва, солнце и вода. Первые эксперименты дизайнер начал в 2006 году, а серийное производство его компания запустила в 2011-м. Суть в том, что молоденькие деревья растут вокруг рам и каркасов, пока стволы не окрепнут. Стул таким способом можно вырастить за два-четыре года. Ежегодно фабрика Full Grown производит примерно 50 предметов такой мебели – из ивы, ясеня, лещины, яблони, скального и красного дуба. И это тоже умно: утром срубил стул, а вечером он уже стал частью интерьера.
Роботы вокруг
Еще в 2008 году американский инженер Стив Норрис (Steve Norris) изобрел роботизированный пуфик RoboStool, который мог самостоятельно передвигаться по квартире в трех режимах: автономном (по вызову), управляемом и даже «в режиме преследования» – буквально как голодный кот за хозяином. Пользы от подобных изобретений не так уж много, хотя удобно, конечно, когда пуфик привозит забытую на нем вещь – потому что тебе лень вставать с кровати для геймеров.
Но сфера роботизированной мебели развивается, и в 2018 году американская компания ORI (от слова оригами) разработала систему роботизированной мебели CityHome для маленьких квартир. Сейчас ORI предлагает «карманную гардеробную», которая прячется внутри стеллажа с телевизором, шкаф-перегородку, который ездит туда-сюда и из которого выдвигается спальное место, и «облачную кровать», которая после использования по назначению поднимается под потолок.
Вроде все уже так или иначе знакомо, но ORI совсем не требует грубой силы: все трансформации запускаются нажатием кнопки или голосовой командой, а для передвижения мебели используются рельсы, питающиеся от обычной розетки.
Мебель + нано
Нанотехнологии могут наделить мебель суперсилой, считают основатели компании проекта Nanoregion: это сеть исследовательских центров и специализированных лабораторий, базирующихся в Италии, Хорватии и Словении.
Ученые готовы помочь производителям с созданием мебели с антибактериальным покрытием, устойчивой к истиранию, царапинам и бытовым реагентам. Стеклянные, деревянные, металлические и тканевые поверхности могут самоочищаться, защищаться от вредного воздействия (включая огонь!), генерировать тепло и даже фиксировать частоту сердцебиения своего хозяина.
Отзывчивость как функция
До сих пор мы говорили только о домашней мебели, но ведь многие из нас большую часть жизни проводят в офисе, перед компьютером. И многим знаком так называемый офисный синдром – комплекс характерных недомоганий: когда часто болит голова, моментально наваливается усталость, зрение ухудшается, а нервы вечно на пределе. В развитых странах компании тратят миллионы долларов на лечение сотрудников, пострадавших от неправильных условий труда. Поэтому активно финансируются научные исследования в области эргономики, то есть оптимизации нашей трудовой деятельности в соответствии с физиологическими особенностями. Эргономичная мебель помогает принимать анатомически правильное положение позвоночника, благодаря этому снижается утомляемость. Особенно преуспели в создании такой мебели скандинавские и американские производители.
Например, офисное кресло Capisco Hag от норвежского дизайнера Питера Опсвика (Peter Opsvik) – того самого, что когда-то предложил свой коленный стул, – позволяет постоянно менять виды деятельности: в нем можно сидеть, полулежать, раскачиваться, регулировать наклон спинки и глубину сидения – мебель отзывается на малейшее движение. Отсюда и название: capisco в переводе с итальянского – «понимаю». Опсвик разработал это кресло еще в 1980 году, и до сих пор оно невероятно популярно.
Электронная начинка
Рабочий стол, опутанный проводами, – символ активной деятельности и одновременно беспорядка. Телефон при этом сиротливо заряжается где-то в другой комнате, потому что у рабочего места ему некуда «воткнуться». А был бы стол поумнее – взял бы часть рутины на себя.
И такие столы есть. Например, российская компания Tabula Sense делает столы со встроенной электроникой: беспроводными и USB-зарядками, модульными блоками питания. Самые дорогие варианты «нафаршированы» 15 и более гаджетами.
Один клиент заказал стол с 24 устройствами, и там было все: от выезжающего двухстороннего монитора и Bluetooth-спикер-системы до сейфа со сканером отпечатка пальцев. Есть столы и попроще, для домашнего пользования: с беспроводными зарядками, универсальной док-станцией, встроенными bluetooth-колонками, индукционным подогревом напитка и т. д. Конечно, удовольствие очень недешевое, но это касается многих умных вещей. Да и человеческих ресурсов тоже.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.