Сегодня в медицине общепринято отношение к гомеопатии как к форме психотерапии, а к ее препаратам – как к таблеткам-пустышкам. Эффект плацебо хорошо изучен, и любой специалист, понимающий, что доброе слово и кошке приятно, старается избежать отрицательных последствий для больного от взаимодействия с врачом. В таком контексте гомеопат оказывается по-своему прав и вполне эффективен: он находит подход к человеку и создает механизм сохранения дружеской целебной обстановки. Наверное, в этом секрет живучести гомеопатии.
Авторам специального обзора с говорящим названием The end of homoeopathy («Конец гомеопатии»), опубликованного в 2005 году в медицинском журнале The Lancet, удалось найти данные по 110 испытаниям гомеопатических средств, используемых для лечения самых разных болезней – от ОРЗ до грыжи. Обнаружилась интересная закономерность: положительный эффект был тем сильнее, чем больше были отклонения от стандартов, принятых для клинических испытаний. Если же все необходимые условия (большое число участников, случайное распределение их между опытной и контрольной группами, двойной слепой метод и т. д.) были соблюдены, положительный эффект отсутствовал. Не то чтобы гомеопатия совсем не помогала – она помогала ровно в той же мере, что и заведомое плацебо, которым потчевали контрольную группу.
Публикация нисколько не охладила пыл гомеопатов. На многих сайтах вывешен альтернативный обзор результатов проверки эффективности гомеопатии, подготовленный в 1995 году магистром общественного здравоохранения из США Даной Ульманом (Dana Ullman). Суть претензий гомеопатов к клиническим испытаниям – нарушение принципа индивидуальности в подборе лекарств.
Медицинская общественность, в свою очередь, регулярно выступает против господдержки гомеопатического лечения и обращает внимание на то, что эти препараты допускаются к продаже только по критерию их безопасности, без какого-либо подтверждения эффективности. Понятно, что для чистой воды и сахара получить сертификат безопасности совсем несложно, а потом эти препараты встают в аптеках на одну полку с лекарствами, прошедшими многолетние испытания и реально помогающими людям выздоравливать.
В этом году исполняется 19 лет со дня выхода знаменитого приказа Минздрава РФ, поспособствовавшего бурному расцвету гомеопатии в нашей стране и изданного «в целях дальнейшего совершенствования исследования метода гомеопатии в Российской Федерации». Увы, на прямой вопрос, заданный на гомеопатической конференции, о том, что дало исследование данного метода, один из инициаторов подписания документа честно ответил: ничего. Так что приказ, разрешивший гомеопатию ради ее исследования, по сути, не выполнен, и Министерство здравоохранения знает о данном методе сегодня так же мало, как и сто лет назад, несмотря на немалое количество кандидатов медицинских наук, получивших свои научные степени за исследование эффективности разного рода гомеопатических препаратов. При этом особенностью всех просмотренных диссертаций было использование гомеопатии для усиления эффективности методов и средств классической научной медицины. Странная получается картина: как рекламировать метод – так гомеопаты ругают аллопатов (то есть нормальных врачей), а как защищать диссертации и продвигаться по службе – так они же расхваливают взаимодействие гомеопатии и аллопатии…
В конце 2009 года Министерство здравоохранения распустило Координационный совет по гомеопатии и Федеральный центр традиционной медицины Минздрава России со всеми его подразделениями. Таким образом, Российское государство перестало интересоваться успехами и проблемами гомеопатии и уже не надеется получить результаты исследований, ради которых был выпущен приказ № 335 от 29 ноября 1995 года «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении».
Альтернативных систем оздоровления существует немало, но ни одна из них не находится в столь двусмысленном положении, как гомеопатия. Всемирная организация здравоохранения давно причислила ее к медицинским культам, то есть практикам, не имеющим научного обоснования. Ее не изучают в медицинских институтах, статьи, основанные на гомеопатических представлениях, не печатают в профессиональных медицинских журналах. И в то же время во всех странах вполне легально существует сеть гомеопатических аптек, кабинетов, клиник и даже институтов и академий. Гомеопаты выпускают собственные журналы, собирают конференции, проводят семинары. Многие последователи Ганемана имеют вполне респектабельные дипломы – врачебные или фармацевтические. Это, однако, никак не содействует сближению гомеопатии и официальной медицины. Они уже даже не ведут дискуссий: концепции каждого из этих направлений просто невозможно выразить в терминах другого.
Закончить разговор хочется упоминанием известной организации, борющейся со всякого рода псевдонаучными идеями. Учрежденный бывшим фокусником Джеймсом Ренди (James Randi) образовательный фонд 17 лет назад объявил премию в миллион долларов тому, кто сможет продемонстрировать какие-либо экстрасенсорные, сверхъестественные или паранормальные способности в условиях корректного эксперимента. В списке такого рода тестов есть и гомеопатия. Миллион получит тот, кто сумеет найти десяток гомеопатических лекарств среди двух десятков похожих склянок, то есть отличить чистую воду от высоко потенцированного препарата. Пока выиграть премию никому не удалось, а гомеопаты, похоже, и не пытались это сделать. Зачем им это, когда метод и так работает, а клиентов хватает?
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.