ТО, не знаю что

Прошло больше месяца с момента вступления в силу Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Для получения талона ТО водителям больше не нужна аптечка, зато понадобится купить большой огнетушитель. Основными нововведениями стали передача техосмотра из ведения МВД в ведение Российского союза автостраховщиков (РСА), возможность пройти ТО в любом регионе страны независимо от места регистрации транспортного средства. И главное – без действующего талона техосмотра невозможно оформить полис ОСАГО.

Техосмотр перестал быть государственным. До 2012 года безопасность дорожного движения и проверка технического состояния транспорта оставались в ведении полиции только в двух европейских странах – России и Турции. 
Обязательный техосмотр по-прежнему не распространяется на транспортные средства c моторчиком до 50 куб. см или электродвигателем мощностью 3 л.с., скорость которых не превышает 50 км/ч.

ФОРМАЛЬНО ТАЛОН ТЕХОСМОТРА нужен только для получения полиса страхования автогражданской ответственности. С 2012 года штраф за его отсутствие сохранится лишь для водителей легковых такси, автобусов и грузовиков с числом сидячих мест более восьми, транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Такие машины проходят техосмотр каждые шесть месяцев, а договор ОСАГО заключается на год. 
Если меняется владелец транспортного средства, а до истечения срока действия техосмотра остается больше шести месяцев, при покупке новым владельцем полиса ОСАГО талон ТО продлевается на весь период действия полиса – теперь талон привязан не к государственному регистрационному знаку, а к VIN. Если на момент покупки ОСАГО техосмотр действителен менее шести месяцев, его придется пройти заново.
Для новых легковых и грузовых автомобилей, прицепов массой до 3,5 тонн и мототранспортных средств в первые три года с момента выпуска договор ОСАГО заключается без техосмотра.

В ЭТОМ ГОДУ впервые появляется конкуренция между операторами техосмотра. Правительство определит, каким будет минимальное количество операторов в каждом регионе, чтобы обеспечить условия конкуренции и возможность пройти техосмотр без очередей. 
В период до 2014 года будут действовать три типа операторов ТО:
• государственные пункты техосмотра в структуре МВД;
• коммерческие пункты, которые на 1 января 2012 года имели действующие договоры с МВД на проведение техосмотра (вносятся в реестр операторов технического осмотра с автоматической аккредитацией РСА);
• операторы технического осмотра, созданные по новому закону после 1 января 2012 года. Это действующие на основании аккредитации РСА юридические лица и индивидуальные предприниматели, располагающие необходимым оборудованием и имеющие в штате хотя бы одного удовлетворяющего квалификационным требованиям технического эксперта.
Формирование общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра, по закону возложено на РСА.

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТО заявитель представляет транспортное средство, удостоверение личности и свидетельство о регистрации автомобиля в любой пункт техосмотра вне зависимости от места регистрации. Это положение закона оказалось востребованным: в январе примерно 10 процентов обратившихся за техосмотром в Москве – владельцы автомобилей, зарегистрированных в других регионах России. 
Если в ходе проведения осмотра оператором не выявлены технические неисправности, либо неисправности выявлены, но сведения о них не внесены в диагностическую карту, оператор обязан будет возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца или третьих лиц вследствие таких неисправностей. В этой ситуации страховщик также вправе предъявить оператору ТО регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты. Это новый пункт, в связи с которым уже возник вопрос о страховании ответственности операторов ТО. 
Транспортное средство, состояние которого не соответствует требованиям безопасности, подлежит повторному техосмотру. На устранение неисправностей, как и раньше, дается 20 дней. В этот срок повторный осмотр проводится в сокращенном объеме, а его стоимость привязывается к фактически проведенным проверкам в зависимости от проблемных позиций в диагностической карте. 
Если автомобиль исправен, владелец получает талон техосмотра с печатью и подписью эксперта, а данные диагностической карты заносятся в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИС ТО).

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕХОСМОТРА участники зарубежных перевозок получают международный сертификат, а водителям частных автомобилей выдается талон техосмотра нового образца. Вместо регистрационного номера в нем будет указан VIN, благодаря чему при смене собственника ТО не придется проходить заново. Цвет бланка не будет меняться из года в год, он станет зеленым. 
Первоначально Министерство транспорта планировало защитить талон от подделки по максимальному уровню «А» – с использованием орловской печати, как на ценных бумагах и паспортах. Но поскольку эта технология доступна только ФГУП «Гознак» (а речь идет о годовом заказе в 350–390 млн рублей), изготовители защищенной продукции выступили против, обвинив ведомство в стремлении ограничить конкуренцию. Минтранс согласился упростить защиту до уровня «Б» – как на лотерейных билетах. Это позволило распределить заказы на печать между разными типографиями, уменьшило цену бланков и заодно стоимость самого техосмотра. 
Электронная форма талона техосмотра – это запись в базе данных федеральной автоматизированной системы ТО. Правила заполнения традиционной и электронной форм одинаковы, за единственным исключением. При выдаче дубликата графа «особые отметки» на бумаге должна содержать пометку «дубликат». А по устойчивости от подделки электронный талон дает бумажной версии огромную фору. 
Поскольку приказ Минтранса об утверждении новой формы талона ТО опубликован лишь 20 декабря, в некоторых регионах до сих пор ощущается нехватка новых бланков. Оператор ТО может вручить автовладельцу лишь заполненную диагностическую карту, но по закону она не дает права на страхование автогражданской ответственности. Чтобы устранить проблему, было принято решение разрешить страховым компаниям оформлять полис ОСАГО при наличии диагностической карты. Об этом 17 января заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. РСА решение правительства поддержал. 

С 2013 года, когда наконец заработают в связке две федеральные базы данных: БД техосмотра (оператор МВД) и БД ОСАГО (оператор РСА), талон ТО можно будет упразднить – его заменит полис ОСАГО.

С 2012 ГОДА для прохождения ТО не потребуется автоаптечка. Освободившееся в нашем багажнике место займет новый огнетушитель – его минимальный объем увеличился до 2 литров. Появились требования к уровню шума. Теперь басовитый рык глушителя – неважно, старого прогоревшего или модного прямоточного, – станет препятствием для прохождения ТО. В целом же техтребования остались прежними.
Легковых автомобилей касаются 56 пунктов, регламентирующих состояние:
• тормозных систем,
• рулевого управления,
• внешних световых приборов,
• стеклоочистителей и стеклоомывателей,
• шин и колес,
• двигателя и его систем,
• прочих элементов конструкции, включая зеркала заднего вида, звуковой сигнал, ремни безопасности, светопропускание стекол, наличие знака аварийной остановки. 
Как и раньше, требования, касающиеся наличия элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, не применяются. 

Что касается продолжительности процедуры, то в новых правилах изменился единственный пункт – он относится к транспортным средствам, имеющим не менее четырех колес, используемым для перевозки пассажиров и имеющим, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения. Теперь такие авто будут осматривать 30 минут вместо прежних 42.

Владелец транспортного средства по-прежнему обязан представить его для проведения техосмотра в течение срока действия предыдущего талона ТО. 
В первые три года, включая год выпуска, не потребуют проведения осмотра: легковые автомобили, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, мототранспортные средства с разрешенной массой до 3,5 тонн. Им же в возрасте от 3 до 7 лет ТО потребуется проходить каждые 24 месяца.
Раз в год осмотр понадобится:
• грузовым автомобилям разрешенной массой более 3,5 тонн;
• транспортным средствам, оборудованным для подачи спецсигналов;
• транспортным средствам, предназначенным для обучения управлению;
• транспортным средствам старше 7 лет с разрешенной массой до 3,5 тонн.
И каждые полгода операторов ТО придется навещать:
• легковым такси;
• автобусам;
• грузовым автомобилям, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми (за исключением места для водителя);
• транспортным средствам для перевозки опасных грузов.
Для прицепов и полуприцепов, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3,5 тонн, законодатель забыл установить периодичность прохождения техосмотра. Вероятно, эта неточность будет в ближайшее время исправлена.

С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА госпошлина за проведение технического осмотра (300 рублей) упразднена. Это понятно: техосмотр перестал быть государственным. 
Операторы техосмотра самостоятельно определяют стоимость услуги, однако она не может быть выше предельного уровня. С нынешнего года каждый регион устанавливает этот уровень самостоятельно. Если предел окажется занижен настолько, что станет невыгоден бизнесу, его придется увеличивать. Задача региональных властей в том, чтобы добиться справедливой цены на услугу. Например, в Москве пенсионеры, имеющие не более одного автомобиля, освобождены от оплаты техосмотра. А правительство Ленинградской области уже в феврале снизило предельный тариф, который относительно минувшего года и так сократился на треть (920 рублей против 1400 для «легковушки»), но оказался одним из самых высоких по России. 
Оценивая стоимость техосмотра, власти исходили из базовой ставки работы оператора в 1840 рублей в час. С 7 февраля ставка снижена до 1470 рублей. Предельный тариф рассчитывается исходя из установленной законом продолжительности диагностических работ. Например, для 30 минут на осмотр легкового автомобиля тариф составит 735 рублей.
По данным Минэкономразвития, на 31 января средняя предельная стоимость ТО для легкового автомобиля в РФ составила 472 рубля, для грузовика с разрешенной массой 3,5 тонн – 527 рублей. Наибольший размер платы за диагностирование «легковушки» в Приморском крае – 983 рубля. Наименьший в Астраханской области – 265 рублей. В некоторых регионах удешевление по сравнению с 2011 годом составило 1,5 раза.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ не берутся с потолка – утвержденная Федеральной службой по тарифам методика расчета предусматривает опрос фирм-операторов и анализ их затрат. Однако постановление о правилах техосмотра вышло лишь в декабре, и многие регионы либо взяли прошлогодние ставки, как в Москве (690 рублей), либо установили их произвольно. Вычислить предельные цены по методике успели лишь немногие. С этим связан столь большой разброс расценок по стране (в 3,7 раза для легковых автомобилей и более чем в 5 раз – для легких грузовиков). Часто тарифы в соседних регионах различаются более чем вдвое. Поэтому к 1 апреля решено собрать сведения о себестоимости техосмотра и направить в регионы предложения о корректировке. Прежде всего повышение коснется регионов с самыми низками расценками, а средняя стоимость техосмотра по России, вероятно, возрастет до 600 рублей. 
Если тарифную планку не поднять, техосмотр станет нерентабельным, и бизнес перестанет им интересоваться. Но пока нерентабельность операторов не пугает: к началу февраля аккредитацию получили 2,7 тысячи фирм – в этом списке есть и астраханские автосервисы. Помимо проведения техосмотра, мастерские имеют полное право зарабатывать на ремонте осмотренных машин. Закон лишь запрещает навязывать эту услугу: автовладельцу должны сообщить стоимость работ, и он по своему усмотрению может согласиться или воспользоваться услугами другого сервиса. 
Сколько продержатся расценки, установленные в апреле, неизвестно: региональные власти вправе пересматривать их сколь угодно часто. В Минэкономразвития считают оптимальной стоимость техосмотра, сопоставимую с ценой бака бензина. Подобные расценки установились и в Европе. По расчетам Союза предприятий технического осмотра, тариф должен быть не ниже 1800 рублей, чтобы окупить расходы на оборудование и аккредитацию (30 тысяч рублей первоначально и 15 тысяч в год за подтверждение аккредитации).

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! В большинстве пунктов ТО стоимость услуг соответствует максимально допустимому пределу. Однако к стоимости осмотра может добавиться комиссия за банковские услуги – в пределах 100–200 рублей. Нарушения закона здесь нет. Если оплата ТО производится через установленный в автосервисе терминал, банк вправе установить комиссию любого размера. Обычно часть комиссии возвращается оператору в виде арендной платы. Выбор за вами: заплатить за удобство, сходить в сберкассу или обратиться в пункт ТО с собственной кассой.

НЕ ОБОШЕЛСЯ НОВЫЙ ЗАКОН о прохождении ТО без неприятных пробелов. Так, срок действия техосмотра не должен закончиться позже, чем за 6 месяцев до окончания срока страхования. Это значит, что при заключении транзитного ОСАГО на 20 дней достаточно показать талон, срок действия которого истек 5 месяцев назад. Очевидна ошибка законодателя, который забыл про транзитные договоры и не сделал для них соответствующее исключение. 
После введения новых правил прохождения ТО у многих возникли опасения, что частные пункты техосмотра будут попросту торговать заветными талонами. «ММ» решил проверить гипотезу опытным путем. 
В Петербурге и области на данный момент зарегистрировано всего 56 аккредитованных в Российском союзе страховщиков пунктов техосмотра. Мы позвонили в каждый (!) и к нашему удивлению ни в одном не согласились «провести техосмотр без машины», то есть продать талон. Впрочем, циники сразу придумали объяснение: новые правила введены недавно, и пока есть опасения, что вместо денежного клиента на проводе окажется «ревизор». 
А вот плохие новости: стоимость прохождения ТО в Петербурге приближается к верхней границе общероссийского диапазона цен. Абсолютное большинство автосервисов просят за процедуру 880 рублей.
Настоящей проблемой новый закон станет для тех, кто заключает договор ОСАГО на летние месяцы. К началу дачного сезона срок действия такого полиса, как правило, истекает, и продлить период использования на минимальные три месяца невозможно. Доставить автомобиль своим ходом на пункт ТО тоже нельзя – в лучшем случае это штраф. А если случится ДТП, к штрафу прибавится отказ в страховой выплате. Эта же проблема коснется тех, кто по той или иной причине не прошел техосмотр вовремя. Пока единственное законное решение – использовать эвакуатор для доставки автомобиля на пункт ТО. 
Если полис ОСАГО оформлен в декабре 2011 года, почти весь 2012 год можно не проходить техосмотр, так как полис ОСАГО подтверждает соответствие автомобиля требованиям закона о техосмотре. Страховщик не вправе отказать в выплате, если полис действует, а техосмотр закончился. Законом об ОСАГО четко очерчены причины, по которым страховщик может отказать в выплате, и отсутствие техосмотра к ним не относится. Однако в договоре КАСКО такое основание может быть предусмотрено. 
Закон об ОСАГО не ограничивает срок действием текущего полиса ОСАГО, до окончания которого нельзя купить новый полис. Следовательно, тем, у кого полис заканчивался в начале 2012 года, было выгодно продлить полис ОСАГО в декабре, чтобы до истечения срока его действия не проходить техосмотр. Полис ОСАГО с 2012 года заменяет талон ТО, следовательно, до окончания срока действия полиса факт прохождения ТО никто не контролирует.

ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА о техосмотре вызвали немало сложностей. В настоящее время рассматривается возможность внесения изменений, в соответствии с которыми при заключении договора ОСАГО не потребуется предъявлять талон техосмотра. При этом предусматривается новое основание для регресса к виновнику ДТП – отсутствие действующего талона ТО. Это значит, что если водитель автомобиля с просроченным техосмотром окажется виновником ДТП, потерпевший получит выплату по ОСАГО, а страховая компания взыщет с виновника сумму выплаты и расходы на урегулирование. 
Сейчас такие санкции применяются только в случаях грубого нарушения условий договора ОСАГО (например, алкогольное опьянение или управление ТС водителем, который не вписан в полис). Если соответствующие поправки в закон об ОСАГО будут поддержаны правительством, они могут вступить в силу уже в ближайшее время.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ