Сегодня у многих погоня за совершенной физической формой превратилась в навязчивую идею. И если дамы стремятся стать еще тоньше и меньше, то мужчины, вооружившись железной волей и аналогичными снарядами, борются с самими собой за выдающийся объем и рельеф мышц. Вспомним, кто и когда решил, что тело – это не средство, а цель…
Культуризм (фр. culturisme – культура тела), или бодибилдинг, появился еще в конце XIX века. Фридрих Вильгельм Мюллер (Friedrich Wilhelm Mьller), более известный под псевдонимом Евгений Сандов или Юджин Сандоу (Eugen Sandow), первым осмелился обнажиться перед публикой. Дело в том, что до него традиционно цирковые силачи выступали в трико, скрывавших значительную часть не всегда идеального тела. Сандов же исполнял трюки в набедренной повязке или лосинах. Таким образом, он решил привлечь прекрасную половину зрителей не только своими уникальными физическими способностями, но и юным мускулистым телом. Представляете, какими волнительными были его выступления, если учесть, что в те времена даже на пляжах мужчины появлялись в трико до колен, а женщины – в специальных купальных укороченных платьях. Неудивительно, что успех Сандова сопровождался бесконечными возмущениями, его то и дело называли эксгибиционистом, обвиняя в ненормальном стремлении демонстрировать свое тело и получать удовольствие от того, что тебя рассматривают.
Каждую весну в спортзалах начинается сезон «подснежников» – тех, кто к своему удивлению обнаружил, что тело его далеко от идеала, и устремился «накачивать» упущенное. Такие особы, как правило, результатов не добиваются (что неудивительно – приобрести формы Аполлона за пару месяцев даже очень интенсивных тренировок не получится) и забывают о своих мечтах покорить всех геометрическими фигурами пресса до следующей весны. Пляжные мальчики, как с пренебрежением их называют завсегдатаи спортзалов, – причина ежегодного скачка прибыли фитнес клубов. В остальное время стабильный доход обеспечивают любители и профессионалы «здорового образа жизни».
К любителям относятся те, кому не так важен результат – им по душе приходится сам процесс. У них сложились свои «клубы по интересам», где обсуждается, как «Костик вчера 60 лежа отжал, а недавно только еле 40 тянул», и витает дух соперничества: кто же из нас быстрее, больше, сильнее?
Противоположных взглядов придерживаются профессионалы, они в спортзал идут не досуг коротать, а за конкретным результатом. Правда, одни из них отправляются за мышечной массой (представители силовых видов спорта), а другие – за рельефной мускулатурой. Вторая группа гордо именует себя бодибилдеры (от англ. body builder, что дословно можно перевести как «строитель тела»).
Интересно, что в детстве будущая гроза цирковой арены был слабым и больным мальчиком. Но вместо того, чтобы сокрушаться из-за несправедливости матушки-природы, он самостоятельно изучил анатомию человека и функционирование мышечной системы и на основе полученных знаний разработал собственную систему физических упражнений, позволившую ему «слепить» идеально пропорциональную фигуру.
В историю спорта Евгений Сандов вошел не только как атлет, но и как ученый, создавший эффективную методику совершенствования человеческого тела. В 1911 году король Англии Георг V даже присвоил ему звание профессора физического развития. Книги Сандова «Жизнь – это движение» и «Бодибилдинг», подробно описывавшие схемы и методы развития силы и улучшения физической формы, пользовались невероятной популярностью по всему миру. Кроме того, он создал спортивные институты – прообразы современных тренажерных залов. Его фитнес-салоны были рассчитаны на разные слои населения: от центров для рабочих до шикарно обустроенных студий для аристократов.
Знаменательное событие для бодибилдинга произошло 14 сентября 1901 года, когда Сандов, заручившись поддержкой королевской семьи, провел первый в мире конкурс красоты среди атлетов. Участники предстали перед судьями в черных трико с леопардовыми шкурами через плечо. Оценивать красоту мужского тела доверили писателю и врачу Артуру Конан-Дойлу и скульптору Чарльзу Лоузу. Победителем первого конкурса бодибилдинга стал Уильям Мюррей (William Murray), получивший в награду золотую статуэтку, изображавшую Евгения Сандова с шаровой штангой. Точно такие же призы вручают и сейчас победителям конкурса «Мистер Олимпия», самого престижного в мире турнира по профессиональному бодибилдингу.
Евгений Сандов
Коронные номера Евгения Сандова
• 200 отжиманий за четыре минуты
• Сальто назад, выполняемое на расстеленном носовом платке, с 25-килограммовыми гирями в каждой руке
• Выжимание штанги с огромными полыми шарами, внутри которых сидело по человеку
Выполнено в 1894 году. Общий вес необычного снаряда был 122 кг.
• На грудь Сандову устанавливали платформу, на которой находились рояль и оркестр из восьми человек.
• Борьба в клетке со львом
Зверь был в наморднике и специальных перчатках
• Он поднимал и выжимал правой рукой штангу в 115 кг. Затем он перекладывал ее в левую руку, приседал, ложился на пол и вставал, не опуская снаряд.
Настоящий бум культуризма начался в 50-е годы XX века. Очередному «хилому мальчику» Анжело Сицилиано (Angelo Siciliano), взявшему псевдоним Чарльз Атлас (Charles Atlas), удалось успешно противостоять судьбе и «построить» гармонично развитое, красивое тело благодаря собственной методике «динамического растяжения». Но главное достижение Атласа – популяризация бодибилдинга. Культурист организовал весьма успешную рекламную кампанию. Картинка «Оскорбление Мака», размещавшаяся в излюбленных подростками изданиях – журналах комиксов, повествовала о «задохлике», который бросался песком в проходящих мимо людей. Затем шла провокационная надпись: «Не будь маленьким мальчиком!» А подружка паренька заказывала ему курс Атласа, после которого мальчик превращался в супермужчину – мечту любой женщины. Однако насколько действенной была программа Атласа – это еще большой вопрос. Стоит лишь учесть, что автора методики несколько раз привлекали к суду по обвинению в шарлатанстве.
Впрочем, не стать аполлоном и превратиться в калеку – не одно и то же. А ведь именно такая репутация во многом сложилась у бодибилдинга – не спорт и уж тем более не «культура», а безжалостный бизнес на теле, в котором без «химии» и работы на износ успеха не добиться.
В принципе, до 1970-х годов к культуризму особых претензий не было: он пропагандировал здоровый образ жизни (насколько это, конечно, возможно в почти профессиональном спорте), стремление к красоте и физическому совершенству. Потом наступила так называемая эпоха «восстания анаболических стероидов».
Без фармацевтического подспорья появление таких «монстров» как Франко Коломбо (Franco Columbu), Лу Фериньо (Lou Ferrigno) или Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger) было бы просто невозможным. Ведь мышцы растут до определенного предела, заданного в основном генетически, уровнем мужских половых гормонов, после они просто становятся выносливее. Но настоящим «спортсменам» нужен гарантированный результат. Фармакологические препараты, имитирующие действие тестостерона и дигидротестостерона (его биологически активной формы), ускоряют синтез протеина внутри клеток, что при их активном использовании приводит к выраженной гипертрофии мышечной ткани. Эти средства получили название анаболические стероиды: анаболизм – процесс, направленный на образование составных частей клеток и тканей в организме, а стероиды – группа биологически важных природных соединений, в основе структуры которых лежит скелет сложного углеводорода стерана, к ним относятся и гормоны.
Так что не спешите, подобно большинству обывателей, ставить на анаболиках клеймо. Препараты обладают весьма полезными свойствами: сокращают время восстановления (в том числе, посттравматического), улучшают аппетит, повышают жизненный тонус… Именно поэтому, пока до стероидов не добрались ушлые «строители тела», они использовались исключительно в благих целях: при лечении дистрофии, восстановлении после длительных тяжелых заболеваний.
Для создания же внушительного мышечного рельефа терапевтические дозы приходится в разы увеличивать, что, естественно, влечет за собой негативные последствия: изменения функции центральной нервной системы и традиционных поведенческих реакций человека (агрессивность, периоды повышенной возбудимости и глубокой депрессии, различного рода психозы), атрофия яичек, нарушение спермообразования, бесплодие, феминизация (проявление женских половых признаков)… В 1990 году конгрессу США пришлось внести анаболики в список «контролируемых веществ». До этого же во многих интервью Арнольд Шварценеггер без тени смущения признавался, что в свое время «баловался» стероидами. Кстати, на конкурсе «Мистер Олимпия» тестирование на анаболики до сих пор не проводится.
Бодибилдеры, да и обычные люди атлетического телосложения сталкиваются с рядом специфических проблем. Ведь физически развитое тело – это не только красиво, но и нестандартно. Если подобрать повседневную и спортивную одежду в неспециализированных магазинах еще возможно, то обзавестись, например, классическим мужским костюмом за приемлемую цену, кажется, просто нереально.
«Мужские фигуры разделены на основные типы, которые носят названия геометрических фигур: треугольник, прямоугольник и трапеция. Швейные производства отшивают костюмы на вторую полнотную группу, что ближе к прямоугольнику. Люди атлетического телосложения (перевернутый треугольник – широкие плечи, узкие бедра) просто не могут купить костюм в магазине, – поясняет ведущий конструктор фирмы МANWILL Елена Губина. – Мы разработали удачные конструкции для мужчин атлетического телосложения, которые успешно используются в нашей услуге «Сделано по мерке» – нечто среднее между костюмами, сшитыми на заказ и готовыми».
Знающие люди подскажут, что стероиды – это цветочки. Медицина быстро шагает вперед. Еще в 1980-е годы популярностью у бодибилдеров пользовался эсиклен – вещество, обладающее крайне низкой анаболической активностью, но при внутримышечных инъекциях вызывающее сильную воспалительную реакцию, что приводит к отеку, а следовательно, кратковременному (около 24 часов), но значительному увеличению объема мышц. Для однодневных соревнований – самое то. «Волшебные» свойства эсиклена натолкнули немецкого химика-любителя Криса Кларка (Chris Clark) на создание аналогичного вещества более длительного действия. Pump'N'Pose («Качайся и позируй» – говорящее название, не правда ли?) – препарат, также известный как синтол (synthol), состоящий из жирных кислот и некоторого количества обезболивающего вещества. Он вводится глубоко в мышцу и заполняет собой пространство между волокнами, раздувая ткань, как воздушный шарик. Эффект сохраняется в течение нескольких лет. Своеобразный спортзал для ленивых: усилий ноль, результат сногсшибательный. Правда, «атлет» лишь обладает исключительно внушительными формами, ни о какой физической силе речь, конечно, не идет.
В последнее время профессиональные турниры по бодибилдингу превратились в соревнования по человеческому бесстрашию (или глупости?). Ведь если переборщить с тем же синтолом, можно стать не только обладателем перекошенной непропорциональной фигуры, но и разорванных мышц. Не говоря уже об ишемии, атрофии и склерозе мышечной ткани. Есть, правда, среди культуристов и настоящие спортсмены, резко негативно отзывающиеся о своих коллегах, использующих «химию». Они редко участвуют в профессиональных соревнованиях, ведь бороться с фармакологически «накачанными» участниками практически невозможно. Зато победа в любительских турнирах, где осуществляется строгий допинг-контроль, считается престижнее. Там пока еще блюдется исторический завет бодибилдинга: «физически совершенное, красивое и здоровое тело».
Бигорексия (bigorexia, от англ. big – большой) – медицинский термин, обозначающий противоположное в проявлениях, но весьма сходное по сути с анорексией заболевание. Это психическое расстройство, которому подвержены в основном мужчины: неадекватная оценка собственной фигуры и комплекции окружающих, болезненное стремление нарастить огромную мускулатуру.
В 2000 году Международная федерация бодибилдинга (International Federation of Bodybuilders, IFBB) попыталась внести культуризм в список олимпийских видов спорта. Но Международный олимпийский комитет заявку отклонил. Одной из основных причин стала несогласованность в критериях оценки участников.