Учёные из ИФА РАН выяснили, что рост температуры и уменьшение облачности в районах Арктических архипелагов, приводящие к быстрому таянию ледников, связаны фёном — явлением, в результате которого температура воздуха с подветренной стороны горных хребтов может увеличиваться более чем на 10 градусов. Исследование проводилось при поддержке Российского научного фонда (РНФ) на примере архипелага Шпицберген.
Причины так называемого Арктического усиления — ускоренного потепления в Арктике — до сих пор изучены недостаточно. Анализ этого феномена происходит на примере Шпицбергена и пролива Фрама, который отделяет архипелаг от Гренландии. Именно в районе этого пролива тёплые потоки Гольфстрима входят в Северный Ледовитый океан, а огромные объёмы морского льда выплывают в более низкие широты, где затем тают.
В мае-июне 2017 года исследователи ИФА РАН приняли участие в измерительной кампании, направленной на изучение облачности в Арктике. Учёные сразу обратили внимание на случай, когда облачность в районе наблюдений отсутствовала, а температура воздуха у побережья Шпицбергена при этом составляла +10°С, тогда как вокруг архипелага она удерживалась в диапазоне -5–0°C.
«Мы выдвинули гипотезу, что наблюдавшиеся аномально высокие температуры и ясное небо могли быть обусловлены фёном — явлением, когда воздушный поток нагревается и иссушается при пересечении горного хребта», — рассказал руководитель проекта по гранту РНФ Дмитрий Чечин, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИФА РАН.Чтобы подтвердить гипотезу, исследователи использовали множество технологий. Это были и самолёты-лаборатории, и измерительные приборы на ледоколе, и метеостанции. Также использовались и данные радиозондирования и численные эксперименты по воспроизведению атмосферной циркуляции в Шпицбергене.
«Нам удалось не только доказать, что мы действительно наблюдали фён, но и выявить конкретный механизм фёнового потепления, а также наглядно продемонстрировать, что именно оно привело к резкому таянию снежного покрова на Шпицбергене», — отметила Шестакова.Фото: 34 Travel
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.