Танки Древнего мира

Как функционировала элефантерия и откуда в Европе взялись боевые слоны

Индийский боевой слон IV–III вв. до н. э. Реконструкция изображения. o-planete.ru
В июле 326 года до н. э. Александр Македонский привел свою великую армию к берегам реки Гидасп. Индийские царства сдавались прославленному полководцу без боя. Но царь Пор сдаваться не пожелал. Его войско ожидало македонцев по ту сторону реки. Когда Александр начал ее форсировать, после первых отрядов конницы на него двинулись слоны. Македонцы знали о них, но прежде не сражались с этими монстрами. Пугающие и огромные, они поразили не только простых солдат, но и их военачальника. Александр выиграл битву и забрал слонов с собой. Для самого Македонского битва на Гидаспе стала последним крупным сражением. Для боевых слонов – началом новой эры в Европе.

Древняя Индия

Неясно, когда именно слоны начали принимать участие в битвах, но произошло это в Древней Индии. Ранний ведический период (эпоха приблизительно от первой половины I тысячелетия до н. э. и до VII–VI веков до н. э.) еще не описывал использование слонов в военном деле. Но к позднему ведическому периоду, то есть примерно к VI веку до нашей эры, слоны уже широко использовались как на войне, так и в мирное время – по крайней мере, об этом упоминается в древнеиндийских эпосах Рамаяне и Махабхарате. Животные были неотъемлемой частью любых королевских и военных процессий.

Четырехчленная армия Древней Индии носила название «чатуранга». Состояла она из пехоты (падати), кавалерии (ашва), слонов (хасти) и колесниц (ратха). Короли и принцы в основном передвигались на колесницах, а элитные воины выбирали слонов. В Махабхарате боевое построение акшаухини ориентируется на соотношение 1 колесница : 1 слон : 3 конных всадника : 5 пехотинцев. Многие персонажи Махабхараты описываются как искусные в деле ведения войны на слонах: например, главный отрицательный герой Дурьодхана едет на слоне в битву, чтобы поддержать деморализованную армию Кауравов.

Древние индийские цари и военачальники утверждали, что армия без слонов так же презренна, как лес без льва, королевство без короля или как доблесть без оружия. Использование слонов еще больше укрепилось с возвышением Махаджанападов – стран с севера Индостана. Царь Бимбисара (около 543 года до н. э.), начав расширение королевства Магадха, в значительной степени полагался именно на боевых слонов.

Позднее Махаджанапады оказались завоеваны империей Нанда во время правления Махападмы Нанды. Плиний Старший и Плутарх оценивали численность армии Нанды на востоке в 200 000 пехотинцев, 80 000 кавалеристов, 8000 колесниц и 6000 боевых слонов. Александр Македонский столкнулся с этой империей на берегах реки Биас и был вынужден вернуться из-за нежелания своей армии наступать.

Слоны иногда использовались для ведения войны и в Китае. Так, например, государство Чу выставило слонов в 506 году до н. э. против царства У: они привязывали факелы к хвостам животных и отправляли их в ряды вражеских солдат. В декабре 554 года н. э. династия Лян использовала бронированных боевых слонов, несущих башни, против Западной Вэй. Династия Южная Хань содержала постоянный корпус боевых слонов.

Из Индии идеи об использовании боевых слонов распространились на запад в Персидскую империю, к Ахеменидам. Первое столкновение между европейцами и персидскими боевыми слонами произошло в битве при Гавгамелах (331 год до н. э.) между армиями Александра Македонского и Дария III. Персы выставили на поле боя пятнадцать слонов. Они произвели такое впечатление на армию Александра, что полководец решил в ночь перед битвой принести жертву Фобосу, богу страха. Слоны в конце концов не смогли выступить в битве из-за долгого марша накануне. Александр сразился с этими животными позднее.

Приобретение и содержание

В древности были известны два вида слонов – азиатский слон (Elephas maximus) и африканский лесной слон (Loxodonta cyclotis). Последний в настоящее время почти вымер и встречается только в Гамбии. Азиатский слон стал известен в Европе после завоеваний Александра Македонского в IV веке до н. э. и установления контактов в Индии. Александр настолько впечатлился боевыми слонами Пора, использованными в битве при Гидаспе в 326 году до н. э., что сформировал собственный церемониальный корпус слонов. Многие из преемников Александра пошли еще дальше и использовали их в битвах. Империя Селевкидов позаботилась о том, чтобы контролировать торговлю азиатскими слонами.

Македонская фаланга против слонов царя Пора. Иллюстрация: André Castaigne, wikimedia.org

Слоны, которых привозили только из Африки или Азии, считались очень дорогим товаром для средиземноморских держав. К этому следует добавить расходы на содержание и обучение как животного, так и его наездника. Затем закономерно возникала проблема с транспортировкой огромных животных туда, где планировалось дать бой. Хотя, как известно, карфагенскому полководцу Ганнибалу удалось переправить по крайней мере некоторых из своих 37 слонов через Альпы в Италию в 218 году до н. э.

Полководцы древности располагали весьма ограниченным количеством средств поражения. Огромные животные, топчущие врага и оказывающие на него психологическое давление, даже несмотря на стоимость и непредсказуемость их поведения в битве, все равно использовались на войне. Селевк I Никатор, полководец Македонского, основавший после его смерти свою империю, даже обменял части своей восточной империи на 500 слонов от индийского императора Чандрагупты в 305 году до н. э. В битве при Ипсе он впервые в военной истории использовал слонов не для нападения, а для защиты – и выиграл. По словам Плутарха, в сражении участвовало 475 слонов. Но против неподготовленной армии порой хватало и меньшего количества. Антигону Гонату хватило 16 животных, чтобы заставить отступить галатов.

Армии Антигонидов и Птолемеев также выставляли против врагов азиатских слонов, хотя, как правило, в гораздо меньших количествах – но начали приручать и африканских. Например, в 270-х годах до н. э. Птолемей II тренировал африканских слонов для использования в своей армии и даже назначил высокопоставленного чиновника отвечать за них.

Род войск, использующий слонов, принято называть элефантерией.

Пирр Эпирский стал первым полководцем, использовавшим слонов в Европе. В кампаниях в Италии и Сицилии с 280 по 275 год до н. э. на стороне Пирра сражались 20 азиатских слонов. Они помогли военачальнику одержать победы над римлянами в битвах при Гераклее (280 год до н. э.) и Аускуле (279 год до н. э.). Причем при Гераклее римляне, напугавшись, бросились прочь. К Аускуле они подготовились – привезли 300 устройств, оснащенных воспламеняющимися «снарядами» против боевых слонов. Кстати, именно битва при Аускуле дала миру выражение «пиррова победа». Так обычно говорят о победе, доставшейся слишком дорогой ценой. Вот и Пирр, победив, потерял слишком многих из своей армии.

Пирр Эпирский. Фото: Marie-Lan Nguyen, wikimedia.org

Карфаген должен быть разрушен

Карфагеняне могли относительно легко приобретать африканских слонов из лесного региона Атласа. С 260-х годов до н. э. они сформировали корпус слонов, которых использовали в Первой и Второй Пунических войнах против Рима в середине и конце III века до н. э. В частности, Ганнибал подключал слонов к сражениям при Таге в Испании в 220 году до н. э. и при Треббии в Италии в 218 году до н. э. Слоны даже появлялись на карфагенских монетах того периода.

Руины Карфагена, 1950 г. wikimedia.org

Римляне, похоже, не были слишком впечатлены использованием слонов. Зато научились мастерски с ними справляться. По легенде, в битве при Малевентуме в 275 году до н. э. они выпустили свиней, чтобы помешать слонам Пирра. А в сражении при Заме в 202 году до н. э. римский полководец Сципион Африканский позволил 80 слонам Ганнибала пробежать через бреши, намеренно сделанные в его пехотных рядах, а затем развернул животных, используя барабаны и трубы, чтобы те вернулись сеять хаос среди врагов.

Кроме того, в истории есть любопытный случай, когда встретились два корпуса слонов, каждый из которых был набран из животных разных типов. В битве при Рафии в 217 году до н. э. между Птолемеем IV и Антиохом III у первого было 73 африканских слона против 102 азиатских слонов второго. Два корпуса слонов столкнулись напрямую, и африканские слоны меньшего размера уступили. В V книге «Всеобщей истории» Полибий описал реакцию одних слонов на других: «Птолемеевы слоны не выносят запаха и рева индийских слонов, пугаются, как я полагаю, роста их и силы и убегают тотчас». Но, в целом, Птолемей выиграл битву.

Боевые слоны обыкновенно были самцами. Самка слона в бою будет убегать от самца. Поэтому на войне можно было использовать только самцов. Самки чаще участвовали в логистике. Согласно Первой книге Маккавейской, Селевкиды с помощью «крови винограда и шелковицы» провоцировали боевых слонов на большую агрессию в битве. Вероятно, имеется в виду, что они просто поили их вином.

Доспехи и стратегии боя

Для битвы слонов одевали в доспехи, которые защищали головы животных, а иногда и весь их перед. Толстый мешковинный или кожаный чехол вешали на спину, чтобы защитить бока. К бивням крепили лезвия мечей или железные наконечники, а колокольчики располагали на теле, чтобы создавать как можно больше шума. Раннее использование слонов включало только всадника (махаута). Всадник тренировал животное годами – оно подчинялось только его командам. Он контролировал направление движения слона, надавливая пальцами ног на уши животного. Также махаут использовал анкус или крючковатую палку.

Позднее к слонам стали привязывать легкие башни из дерева и кожи. Их крепили с помощью цепей и защищали щитами, свисающими по бокам. Обычно в башне располагались четыре метателя дротиков или снарядов. Однако главным оружием оставался сам слон. При средней высоте 2,5 метра, весе около 5 тонн и скорости до 16 км/ч они могли разрушать все на своем пути. Древний историк Аммиан Марцеллин говорил о слонах: «Человеческий разум не может представить ничего более ужасного, чем их шум и огромные тела».

Самый важный эффект от использования слонов был психологическим. Огромные звери пугали людей и лошадей как визуально, так и своими звуками. Даже запах слонов мог заставить неподготовленных лошадей бежать. Начиная битву в простой линии перед своими войсками, слоны одним лишь присутствием могли заставить недисциплинированные и плохо обученные кавалерийские ряды разбежаться в панике. Кроме того, слоны разрушали любые оборонительные сооружения противника, сбивая стены лбами и срывая их хоботами.

Конечно, у слоновьих корпусов оставалось множество слабых мест. Во-первых, и солдат, и лошадей в конце концов обучали приспосабливаться к виду, запаху и звукам слонов. Во-вторых, слоны становились крупными и оттого удобными целями для артиллерийского огня. Для их заманивания готовили ямы и шипы. Если животное подходило достаточно близко, то противники подрезали ему сухожилия или рубили хоботы. Если слон оказывался ранен, контролировать его уже не получалось: слабо предсказуемые в лучшие времена, раненые слоны могли буквально сойти с ума и нанести огромный ущерб обеим сторонам. Если слону случалось получить ранение, наездник, как правило, использовал металлический шип и молот, чтобы пронзить мозг слона и убить его.

В исламской истории есть значимое событие, известное как Аль-Фил (араб. عَـام الـفـيـل, «Слон»). Оно описывается в 105 суре Корана и приблизительно приравнивается к 570 году нашей эры. В то время Абраха, христианский правитель Йемена, двинулся на Каабу в Мекке, намереваясь разрушить ее. У него была большая армия, включавшая нескольких слонов (число варьируется от восьми до двадцати в разных переводах). Однако ведущий слон остановился на границе Мекки и отказался войти. Согласно исламской традиции, именно в этом году родился пророк Мухаммед.

С появлением пороховой войны в конце XV века баланс сил на поле боя изменился. Мушкетные залпы слоны могли выдерживать, но пушечный огонь позволял сбить животное одним выстрелом. Тем не менее, в Юго-Восточной Азии использование слонов на поле боя продолжалось вплоть до конца XIX века. Одной из главных трудностей в регионе была местность. Слоны умели пересекать сложную местность легче, чем конница. Бирманские войска применяли боевых слонов против китайцев в китайско-бирманской войне – животные разгромили китайскую кавалерию. Бирманцы снова выставляли их во время Первой англо-бирманской войны, где слоны были легко отбиты ракетами, развернутыми британскими войсками. Сиамская армия продолжала использовать боевых слонов вплоть до франко-сиамской войны 1893 года, вьетнамцы – до 1885 года. В середине и конце XIX века британские войска в Индии располагали специализированными батареями слонов для перевозки крупных осадных артиллерийских орудий по земле, непригодной для быков.

В одном уголке планеты боевые слоны сохраняются и в XXI веке. Это место – Мьянма. На севере страны сохраняется 4000-летняя традиция человечества использовать слонов для войны. Правда, практикуют ее повстанцы KIA (Kachin Independence Army). KIA защищает свою родную территорию от господства армии Мьянмы, полагаясь на минометные снаряды, ржавые штурмовые винтовки, 10 000 бойцов (включая женщин) и малоизвестный корпус из примерно четырех десятков слонов. Предпочтение слонам отдается, опять же, из-за сложно проходимой местности. И потому, что у повстанцев сложности с более современным вооружением.

Слоны в Нгве-Саунг-Бич, Мьянма. Фото: Рита Марке, tourweek.ru

Из использования слонов на войне проистекает и участие их в казнях. Слонов, в целом, часто выбирали в качестве средства для устрашения и усмирения. Например, Курций рассказывает об использовании слонов регентом Пердиккой при подавлении мятежа Мелеагра в Вавилоне летом 323 года. Естественно, что слонов учили и казнить. Такой метод применялся преимущественно в Южной Азии. Слоны там по приказу своих махаутов (те в свою очередь подчинялись императору) разными способами пытали или уничтожали преступников.

Казнь могла быть медленной: например, император Великих Моголов Акбар как-то пытал мятежника слонами в течение пяти дней. Животные в таких случаях топтали человека. Их учили делать это медленно и изощренно, чтобы тот не умер сразу от серьезных травм. Иногда, прежде чем убить, слоны подбрасывали своих жертв в воздух. Реже – разрезали заключенных на куски заостренными лезвиями, прикрепленными к бивням.

Победа Акбара над Хему (также известным как Хему Викрамадитья и Хемчандра Викрамадитья) во Второй битве при Панипате. В стиле Моголов в Кишангархе, Северная Индия, около начала XVIII века. Хему со связанными руками топчет слон, на котором едет Акбар. Рядом с ним можно увидеть жен Хему. christies.com

В 1850 году британский дипломат Генри Чарльз Сирр описал визит к одному из слонов, используемых королем Канди (Шри-Ланка) для казни преступников. Британцы аннексировали королевство в 1815 году и отменили раздавливание слонами. Но животное еще помнило, что ему надо делать. Сирр пишет об этом так: «Животное, пятнистое и огромное, спокойно стояло со своим хозяином на спине; наш знатный сопровождающий пожелал, чтобы наездник спешился и встал подле слона. Хозяин приказал слону: “Убить негодяя!” Слон поднял хобот и будто бы обернул вокруг тела приговоренного; затем животное задвигалось так, словно помещало человека на землю перед собой, после медленно подняло заднюю ногу и несколько раз опустило ее на те места, где располагались бы конечности несчастного. Слон продолжал так делать несколько минут; затем, словно убедившись, что кости раздроблены, он поднял хобот высоко над головой и замер; хозяин приказал: “Прикончить”, и слон немедленно поставил одну ногу туда, где находился бы живот приговоренного, а другую – туда, где находилась бы голова, и, судя по всему, применил всю свою силу, чтобы раздавить несчастного и прекратить его страдания».

Во многих государствах Азии слон символизировал королевскую власть. Выбор именно этого животного для казни был знаком для подданных: слон олицетворял волю правителя. В XIX веке практика казней с помощью слонов была прекращена. В данный момент ее не практикует ни одно государство в мире.



Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ