Связь креативности и нервной системы: новые данные

Креативное мышление — одна из наиболее загадочных способностей человека. Именно креативность во многом способствовала эволюционному развитию человека, его выживанию и умению справляться с вызовами постоянно усложняющегося окружающего мира.

Но креативность не может быть чистым следствием необходимости выживать: ведь многие животные не обладают какими-либо зачатками креативности, но при этом существуют намного дольше человека. Так что же выступало своего рода «драйвером» эволюционного развития креативности? Какова причина этой удивительной человеческой способности? Недавнее исследование, осуществленное командой Дрексельского университета и Дрекселького колледжа искусств и наук, указывает на ответ.

Исследование было сосредоточено на том факте, что у некоторых людей «вспышки креативности» или, используя расхожее выражение, «инсайты», многократно увеличивают активность системы внутреннего подкрепления (также называемой «системой вознаграждения»). Эта система положительно реагирует на стимулы, которые приятны индивиду: вкусная пища, оргазм, те или иные вещества и другие базовые стимулы.

Так как активность системы вознаграждения играет фундаментальную роль в механизмах закрепления поведения, индивиды, испытывающие креативные озарения, в дальнейшем склонны связывать свою жизнь с креативными активностями — и даже «тонуть» в них, исключая те дела и жизненные задачи, которые не кажутся индивидам связанными с креативностью. Такая ситуация знакома многим художникам, творческим работникам и исследователям, работа которых не оплачивается.

Чтобы проанализировать соотношение инсайтов и нейронной структуры системы вознаграждения ученые протестировали ряд людей на предмет так называемой «чувствительности к вознаграждению» — базовой черты любого индивида, отражающей то, насколько индивид мотивирован на достижение тех или иных креативных результатов, а не просто на то, чтобы их «не упускать».

Сначала ученые записали электроэнцефалограммы тестируемых. Последние при этом должны были решать анаграммы, которые, по замыслу ученых, были составлены как своего рода маломасштабные модели человеческих нейро-когнитивных операций решения проблем и зарождения идей. Затем тестируемые заполнили специальную анкету, которая также должна была помочь измерению уровня чувствительности к вознаграждению каждого участника теста.

Результаты описанного выше опыта пролили свет на работу инсайтов и ее связь с нервной системой. Ученым удалось выяснить, что у некоторых участников теста креативные озарения воспринимаются нейронной системой вознаграждения особенно интенсивно. Любопытно также, что непосредственные моменты инсайтов длятся всего десятые доли секунды — это значит, что отклик на инсайт системой вознаграждения не является результатом осознанной активности человека. Этот отклик, скорее, вызывается напрямую «вспышкой креативности», самим инсайтом, а не его осознанным осмыслением.

Кроме того, ученые выявили, что уровень чувствительности к вознаграждению варьируется у разных индивидов: в процессе решения анаграммы все участники испытывали примерно равное количество моментов озарения, однако, как показал анализ электроэнцефалограмм, не у всех участников озарение провоцировало отклик системы вознаграждения. В результате такого масштабного опыта ученые пришли к выводу о том, что в дальнейшем благодаря нейронауке возникнет возможность точно определять, какие индивиды более склонны к креативным активностям и способам мышления.

фото: Drexel University

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ