Свобода и что-то еще

Современные путешествия под парусом куда проще, безопаснее и скучнее, чем на заре мореходства. Так, вероятно, думают те, кто ни разу в них не участвовал. Расскажем о самых необычных кругосветных плаваниях под парусами, которые люди совершили в последние два века.

thomdarcy.com

Джошуа Слокам
Совершил первое одиночное кругосветное плавание
1895–1898 гг. ........ 1158 дней ........ 74 тыс. км

Путешествие Джошуа Слокама состоялось в конце XIX века, но без него рассказывать о плаваниях века ХХ нельзя. Он был первым на Земле человеком, который отправился в такой путь под парусом совершенно один. Да еще и судно буквально построил своими руками!

Джошуа Слокам. commons.wikimedia.org

Будь он менее рисковым и упорным, стал бы простым канадским фермером, как отец. Но в 14 лет Джошуа сбежал из дома, чтобы стать юнгой на рыбацкой шхуне, а в 16 нанялся матросом на торговое судно. За следующие пару лет он дважды обогнул мыс Горн, побывал в Индонезии, на Филиппинах, в Китае, Вьетнаме, Сингапуре. В 25 лет он уже был капитаном и жил в Сан-Франциско. В одном из рейсов в Австралию он встретил будущую жену, которая сопровождала его во всех плаваниях и даже родила всех семерых детей на корабле. И умерла на корабле – от болезни. Слокам женился снова, на 24-летней кузине, и для нее семейная жизнь тоже началась крайне увлекательно. Муж взял ее в рейс в Уругвай, и через два дня после его начала барк попал в ураган. К концу первого года весь экипаж заразился холерой, и корабль отправился в шестимесячный карантин. Потом Слокаму пришлось защищать судно от пиратов, одного из которых он застрелил и за это предстал перед судом. Затем на корабль пришла оспа, которая сгубила трех человек. За огромные деньги судно пришлось дезинфицировать, а после этого, в конце 1887 года, оно потерпело крушение на юге Бразилии.

Отправиться домой было не на чем, зато кое-какие строительные материалы после крушения остались. За пять месяцев с помощью сыновей-подростков и жены Слокам построил новое судно, которое оснастил по типу китайской джонки и назвал по-португальски Liberdade – «Свобода». На нем они и вернулись домой – в Бостон.


По возвращении Слокам решил написать о своих приключениях книгу, и она оказалась довольно популярной и даже принесла автору неплохие деньги. Но надолго их не хватило, а работы для капитанов тем временем становилось все меньше. Даже рабочим на верфи устроиться было сложно: требовался большой вступительный взнос в судостроительную гильдию. Выручить безработного моряка могло бы собственное судно… и оно у Слокама появилось: ему подарили старый, даже старинный устричный шлюп «Спрей». Но чтобы пойти на нем в море, а не ко дну, пришлось сначала его починить – точнее, вручную перебрать по досочке. На это у Слокама ушло 13 месяцев и 553 доллара. Он все делал в одиночку.

Иллюстрация: Charles Henry Gifford, whalingmuseum.org

Сначала Слокам использовал «Спрей» для рыбной ловли. Предполагается также, что он подумывал и о китобойном промысле, потому и оснастил шлюп как судно для дальних плаваний. Но, видимо, душа его соскучилась по странствиям. 24 апреля 1895 года «Спрей» покинул Бостон и отправился в кругосветное путешествие.

«Спрей», 1897 г. Фото из книги Слокама «Один под парусом вокруг света», archive.org

Слокам пересек Северную Атлантику и затем намеревался выйти в Индийский океан через Суэцкий канал. Но во время стоянки в Гибралтаре передумал, опасаясь пиратов у берегов Северной Африки. «Спрей» снова пересек Атлантику (уже в юго-западном направлении), прошел вдоль берегов Бразилии, Уругвая и Аргентины, преодолел Магелланов пролив, посетил остров Más a Tierra, где в начале XVIII века четыре года в одиночестве жил шотландский моряк Александр Селькирк – прототип Робинзона Крузо (в честь Робинзона остров и переименовали в 1970 году). Далее путь «Спрея» лежал через архипелаг Самоа, к югу вдоль восточного побережья Австралии, острову Тасмания, вдоль Большого Барьерного рифа и на остров Маврикий. Затем Слокам обогнул мыс Доброй Надежды, миновал Кейптаун, посмотрел на остров Св. Елены и вновь пересек Атлантический океан. Домой «Спрей» вернулся спустя более чем три года.


Стоит напомнить, что на парусной лодке конца XIX века не имелось ни радаров, ни эхолотов – только секстан, буксируемый лаг, который определяет скорость судна по частоте вращения вертушки в воде, и ручной лот. У Слокама даже не было хронометра – вместо него он обходился дешевыми часами, которые в пути потеряли минутную стрелку.

Иллюстрация: Thomas Fogarty, «Один под парусом вокруг света»

Еще был опыт, память, глазомер, интуиция и карты. И то не все: карту Карибского моря по случайности или из вредности съел козел, которого Слокаму подарили на острове Св. Елены.

Свое грандиозное путешествие Слокам описал в многочисленных статьях и книге «Один под парусом вокруг света», которая до сих пор читается на одном дыхании. Гонораров за публикации и лекции хватило, чтобы поправить финансовые дела и даже купить ферму. Но оседлая жизнь Слокама тяготила.

Джошуа Слокам на своем «Спрее». Фото: Winfield Scott Clime, ок. 1907 г. whalingmuseum.org

Он почти все время проводил на «Спрее», плавал из порта в порт и наконец запланировал новую авантюру. Но никому о ней не сказал. В ноябре 1908 года «Спрей» взял курс на Карибы, и с тех пор ни его, ни капитана больше никто не видел.


Фрэнсис Чичестер
Совершил первое одиночное кругосветное плавание по маршруту клипера
1966–1967 гг. ........ 226 дней ........ 48 тыс. км

Первой любовью Фрэнсиса Чичестера были не яхты, а авиация. Он родился в 1901 году в Англии, в семье священника, а в 18 лет уехал в Новую Зеландию, где строил бизнес на всем сразу: лесном хозяйстве, полезных ископаемых, недвижимости. Все это он потерял в Великую депрессию.

Фрэнсис Чичестер. moonphase.fr

Авиацией Чичестер увлекся во время визита в Англию в 1929 году. Он получил свидетельство пилота и много раз чудом оставался жив – известно, какими тогда были самолеты. В 35 лет Чичестер совершил первый в мире дальний одиночный перелет на гидроплане из Новой Зеландии в Австралию, а затем из Новой Зеландии в Японию. Этот опыт вдохновил его на одиночный перелет вокруг света, но его осуществить не удалось: в Японии Чичестер попал в авиакатастрофу.


Первую яхту Чичестер купил только в 52 года, почти ничего не зная о водных судах. Он ее реконструировал, вступил в клуб Королевских океанских гонок и участвовал в каждой регате – за четыре года их накопилось 16. В 56 лет у него обнаружили рак легкого. Видимо, он осознал, что время его ограничено, и скорее подал заявку на участие в первой трансатлантической гонке одиночек, которая состоялась в 1960 году. Будучи самым старшим среди участников, он победил, а через два года побил собственный рекорд, сократив время на семь суток. После третьей такой гонки Чичестер решил пройти в одиночку вокруг света по маршруту клиперов XIX века, которые ходили от Британских островов в Австралию и обратно вокруг мыса Горн с колониальными товарами (подробнее о нем читайте здесь). Для этого он построил новую яхту «Джипси Мот-IV». Подготовка заняла два года, в течение которых его болезнь прогрессировала – прямо перед стартом врачи пообещали Чичестеру, что он проживет не больше месяца.

«Джипси Мот-IV» огибает мыс Горн, 1967 г. nationalhistoricships.org.uk

«Надо спешить», – вновь подумал он и 27 августа 1966 года, за месяц до своего 65-летия, стартовал из британского Плимута. За время путешествия он сделал всего одну остановку (в Сиднее), и то ради быстрого ремонта. Фрэнсис Чичестер стал первым, кто совершил кругосветное одиночное плавание с Запада на Восток через три великих мыса: мыс Горн, мыс Доброй Надежды и мыс Луин. Также он совершил это путешествие за кратчайший срок и осуществил самый длинный безостановочный пробег: почти 25 тыс. км.

После возвращения королева Елизавета II произвела его в рыцари.

Посвящение в рыцари. Фото: Old Royal Naval College, ornc.org

Можно сказать, что сэр Чичестер закончил свою жизнь в море: в 1972 году, уже на восьмом десятке, он участвовал в трансатлантической гонке одиночек. Сам он был уже очень слаб здоровьем, к тому же судно во время регаты пострадало. Чичестера вертолетом доставили в госпиталь, где он вскоре скончался.


Робин Нокс-Джонстон
Победил в первой кругосветной гонке на яхтах без остановок и помощи
1969 г. ........ 312 дней ........ 48,3 тыс. км

Роберт Нокс-Джонстон происходит из настоящей морской семьи: среди его предков были не только капитаны Британской Ост-Индской компании и Королевского флота, но и пират! Возможно, от него Робин унаследовал авантюризм, а от предка, который после 20 лет плена бежал на парусной шлюпке с Цейлона, – силу духа. Первое судно Робин построил в 4 года, второе, уже способное плавать, – в 14 лет. Юношей Нокс-Джонстон не смог поступить в Военно-морское училище (завалил физику), но поступил в торговый флот, где за шесть лет стал третьим помощником капитана.

Робин Нокс-Джонстон. robinknox-johnston.co.uk

Свое первое самостоятельное путешествие Робин совершил из Индии (где он на тот момент жил) в Англию (где ему предложили новую должность) вместе с братом и приятелем на паруснике Suhaili, созданном своими руками. На строительство ушел год. Путешествие оказалось успешным, а лодка надежной, но не для кругосветного путешествия, которое Робин задумал в 1967 году, наблюдая триумф Фрэнсиса Чичестера. Чтобы построить новую яхту, нужно было продать старую, но покупатель все не находился. В 1968 году британский еженедельник Sunday Times учредил приз «Золотой Глобус» для яхтсменов. Точнее, призов было два: слава – для того, кто первый обойдет вокруг света на паруснике, не заходя в порт, а 5000 фунтов – для того, кто покажет наибольшую скорость. Участвовать можно было на любой лодке, главное – выйти в море с 1 июня по 31 октября из британского порта, обязательно обойти Великие мысы, не останавливаться в портах и бухтах и не пользоваться помощью.

Это было первое из подобных мероприятий, и его с первого дня окружал нешуточный ажиотаж. Нокс-Джонстон понял, что это его шанс. Он отказался от идеи продавать Suhaili и сосредоточился на ее подготовке к гонке – ремонте и модернизации. 14 июня 1968 года Нокс-Джонстон начал свою гонку за приз. На 16-й день плавания, посреди Атлантического океана, в лодке обнаружилась течь, Нокс-Джонстону пришлось отстреливаться от акул, потом начались проблемы с управлением и электрогенератором. На всем пути через Индийский океан его преследовали шторма, несколько раз яхта ложилась на борт. У Новой Зеландии лодка выскочила на отмель. Переходя южную часть Тихого океана, Нокс-Джонстон по 17 часов в сутки стоял у руля, а еще лишился передатчика. Не раз и не два Робин хотел сойти с дистанции, но все-таки дошел до финиша: завершил гонку 22 апреля 1969 года. Свой приз Нокс-Джонстон получил из рук Фрэнсиса Чичестера.

Фото: Bill Rowntree/PPL, oceangloberace.com

В течение 312 дней сражаясь со стихией и переменчивой удачей, Нокс-Джонстон только благодаря радиосвязи мог представлять, что происходит с другими восемью участниками. А происходило вот что: четверо сошли с дистанции еще в Атлантическом океане, пятый – у мыса Доброй Надежды, шестая лодка затонула (участника спасли). Главный фаворит гонки, француз Бернар Муатесье, внезапно отказался от соревнования, а англичанин Дональд Кроухерст и вовсе пропал без вести. Перед этим он, осознав, что не сможет победить в гонке, решил сфальсифицировать свою кругосветку и ждал подходящего момента, чтобы «вернуться» домой, хотя не продвинулся дальше Фолклендских островов.


Кроухерст вел два бортовых журнала, сообщал фальшивые координаты, но, видимо, не выдержал напряжения и покончил с собой, когда понял, что не сможет выкрутиться. Его судно обнаружили пустым, а тело так и не нашли.

Дональд Кроухерст. Фото: Eric Tall/Hulton Archive/Getty Images, edition.cnn.com

Таким образом, Нокс-Джонстон оказался обладателем сразу двух призов. Деньги он решил отдать семье Кроухерста.


Эллен Макартур
Побила мировой рекорд одиночного, кругосветного, безостановочного плавания
2004–2005 гг. ........ 71 день ........ ок. 50 тыс. км

Эллен Макартур мечтала о кругосветном плавании с четырех лет, когда тетя взяла ее и еще четырех детей на лодочную прогулку. «Самым прекрасным было почувствовать свободу», – вспоминает Эллен. Как только у нее появились собственные деньги (на школьные обеды), она стала откладывать их на покупку лодки. К 17 годам она накопила 100 фунтов, прочитала все книги о парусном спорте и решила не тратить время на старшие классы, а вместо этого научиться управлять лодкой.

Эллен Макартур. yachtsandyachting.co.uk

В 19 лет Эллен в одиночку обогнула Британию и получила титул «Яхтсмен-юниор года». Но для дальнейшего роста, профессионального спорта и участия в состязаниях нужны были деньги. Три года Макартур искала спонсоров, по пути оттачивая мастерство в гонках.


В 22 года она с большим отрывом победила в трансатлантической регате Route du Rhum (старт во Франции, финиш в Гваделупе), после чего корпорация Kingfisher – крупнейший британский ритейлер – согласилась инвестировать в новые победы. Так у Эллен появилась лодка, разработанная специально для нее. На ней Макартур победила в трансатлантической одиночной гонке Europe 1 New Man STAR, а через несколько месяцев заняла второе место в своей первой кругосветке – регате яхт-одиночек Vendée Globe, которую называют «Эверестом парусного спорта» (она тоже проводится без остановок и без посторонней помощи). От победителя Мишель Дежуайо она отстала всего на один день.


Kingfisher. ellenmacarthur.com

Через год Эллен победила на очередной Route du Rhum и даже побила рекорд для килевых лодок. После этого она нацелилась на рекорд скорости в кругосветном одиночном плавании, для чего ей понадобилось новое судно. Тримаран «Моби Дик» отправился в кругосветное плавание в ноябре 2004 года. К тому времени Мишель Дежуайо успел установить новый мировой рекорд: обошел вокруг света без остановок за 72 дня – на 3 недели быстрее, чем предыдущий рекордсмен. Планка поднялась…

Эллен в 100 милях от финиша, как раз перед тем, как она побила свой одиночный мировой рекорд в 2005 году. yachtingworld.com

Фото: Chris Ison/PA, independent.co.uk

«Я проплывала в Южном океане под Австралией. Условия были страшные. Я приближалась к точке в океане, которая была в 3200 км от ближайшего города. Единственная земля рядом – Антарктика, ближайшие люди – на космической станции надо мной… Волны уже 12–15 метров, брызги и пена от волн взрываются, как снег в сильную метель… Это была борьба за жизнь», – вспоминает Эллен. Когда она финишировала со временем 71 день 14 часов 18 минут 33 секунды, ей было всего 29. Через несколько лет она оставила профессиональный спорт и сейчас занимается благотворительностью и продвигает экологические инициативы.



Лаура Деккер
Совершила одиночное кругосветное путешествие в 16 лет
2011–2012 ........ 519 дней ........ 43,5 тыс. км

Лаура Деккер – не только самая молодая в этом номере, но и самая отчаянная. Обойти в одиночку вокруг света она собралась в 13 лет, и это как раз не так уж необычно: в таком возрасте многие делают подобные заявления. Но Лаура воплотила свои намерения в жизнь, а разрешения на это добилась через суд.

Лаура Деккер. cruisingworld.com

Лаура – голландка, но родилась в Новой Зеландии, когда ее родители совершали кругосветное путешествие. В шесть лет она уже ходила на собственной лодке по озеру рядом с домом. Через несколько лет родители решили развестись, и девочка осталась с отцом, который был только рад погрузить ее в морскую науку. Когда все это вылилось в «кругосветные» планы, отец попытался остудить подростковый пыл: «Ты сначала хотя бы до Британии от Голландии пройди». Лаура прошла и за неделю на яхте в одиночку поняла, что кругосветка ей вполне по плечу. Только вот в британском порту Лоустофт ее встретили социальные работники, которые отправили Лауру в детский приют – пока она совершала свой тренировочный поход, домой пришла опека. Лауре грозил детский дом, и все равно отец не побоялся заявить, что она вообще-то планирует одиночную кругосветку. Местный совет по защите детей официально запретил ей такие приключения и на два месяца приставил к девочке психолога.

Через год Лаура разработала более безопасный план путешествия с участием сопровождающей яхты и обратилась за разрешением в суд. Ей отказали, и она сбежала из дома (на яхте, конечно), оставив отцу записку и сняв с банковского счета 3500 евро. Ее нашли в Карибском море на острове Сен-Мартен – местные жители опознали бунтарку по полицейскому фотороботу. Дело было в декабре 2009-го, а летом 2010-го после того, как Лаура все-таки доказала свою психофизическую готовность к большому путешествию, суд наконец снял с нее ограничения. Было ей тогда 14 лет, а через полгода она на своей яхте «Гуппи» покинула Гибралтар.

lauradekkerworldsailingfoundation.com

Путь ее прошел через Канарские и Карибские острова, Панамский канал и Галапагосы к Австралии, затем Сингапуру и Шри-Ланке, через Суэцкий канал к острову Сен-Мартен. Финишировала Лаура 21 января 2012 года, когда ей было 16 лет – почти на год меньше, чем было предыдущей самой юной рекордсменке-кругосветчице, австралийке Джессике Уотсон. Конечно, Лаура знала о ее рекорде, но вряд ли стремилась непременно его побить.



Судя по историям мореходов-одиночек, в опасных путешествиях каждого из них привлекает прежде всего возможность потягаться с самим собой и природой. А также безграничная океанская свобода… и что-то еще.




Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ