Спорт бывает разным. Кто-то ставит рекорды на лыжных гонках, кто-то забивает мячи и шайбы в ворота, а кто-то нажимает на клавиши компьютера и щелкает мышкой, называя это киберспортом. Разберемся, что это такое.
Изначально компьютер создали как вычислительную технику. С 1943 года, когда компания IBM выпустила первый компьютер, до сегодняшнего дня инженеры совершенствовали новый «калькулятор» и расширяли его возможности. Вскоре люди научились заниматься спортом с помощью монитора, мышки, клавиатуры и процессора. Так родился киберспорт.
Первую компьютерный турнир Spacewar провели в 1972 году в Стэнфордском университете. Участников заманивали бесплатным пивом, а в качестве приза давали годовую подписку на журнал Rolling Stones. Игроки «воевали» на космических кораблях с помощью джойстика, а вся битва выводилась на экран в виде галактической карты.
Дальше киберспорт начал развиваться и уже в 1990-х взорвал «спортивную» арену. По телевизору транслировали компьютерные турниры, в мире создавали профессиональные лиги, за победу в соревнованиях вручали крупные деньги. Безусловно, матерью всех новых технологий в этой сфере считается Северная Америка, но не отставала от нее и Южная Корея. Именно там киберспорт стал почти что национальной идеологией, его систематизировали в законах страны и вывели на мировой уровень. К началу XXI века вся корейская молодежь проводила свободное время в интернет-кафе. Сейчас необычный вид спорта у них наравне с футболом или хоккеем в нашей стране.
Россия стала первой в мире страной, которая признала киберспорт официальным видом спорта, еще в 2001 году. Затем государство-то исключало его из Всероссийского реестра видов спорта, то возвращало обратно. Сегодня в России киберспорт не так развит, как в других странах, но компьютерных спортсменов у нас достаточно. Так, например, университет ИТМО с 2018 года платит самым одаренным стипендию. Для этого нужно принять участие в Конкурсе портфолио при поступлении. Туда подают заявки абитуриенты, имеющие достижения в приоритетных для вуза дисциплинах компьютерного спорта (Counter-Strike, Dota 2, World of Tanks и т.п.). По итогу определяют пять победителей.
Соревнования проводятся на самых разных уровнях. Есть и городские турниры, и международные, и мировые. Но определенной структуры пока так и не выработано, поэтому развитие киберспорта отстает. Существует не так много организаций, занимающихся проведением турниров в киберспорте: ESL — немецкая киберогранизация мирового уровня, ESforce — российская киберорганизация мирового уровня и G7 Teams — федерация киберспорта, созданная 7-ю известными организациями.
Главные критерии, по которым киберспорт причисляют к спорту, — это межличностные отношения участников, применение интеллектуальных способностей, а также наличие устоявшихся правил и обязательных подготовок-тренировок. В общем, как шахматы, только немного по-другому. Пока МОК не признал киберспорт официальным видом, но дискуссии на этот счет ведутся постоянно, так что все может быть даже в ближайшем будущем.
В мире уже многие люди прославились засчет своих киберспортивных достижений. Вот тройка известных компьютерных игроков:
1. Данил «Dendi» Ишутин. 29-летний украинский киберспортсмен. Известен своими достижениями в Dota 2. Начал играть в нее с 15 лет, а изначально компьютерные игры стали способом пережить потерю отца. В 17 лет началась его профессиональная киберспортивная карьера, он играл в разных командах, где завоевал более 70 медалей. До апреля 2019 года был в составе интернациональной команды «Tigers».
2. Кэтрин «Mystik» Ганн. Американская киберспортсменка из Книги рекордов Гиннесса. В 19 лет Кэтрин впервые приняла участие в киберспортивном турнире и заняла второе место. Через два года она выиграла свой первый чемпионат, заработала 122 тыс.$, за что и попала в Книгу. Сейчас она официальный стример киберспортивной организации Team EnVyUs.
3. Ли Ён «Flash» Хо. Южнокорейский киберспортсмен StarCraft. В 15 лет Ли стал самым молодым игроком, завоевавшим первое место на профессиональном турнире. В отличие от многих других спортсменов, он не меняет игру и остается преданным своей киберспортивной площадке. На первые призовые деньги Ли купил машину маме, доказав тем самым, что киберспорт может быть действительно серьезным увлечением.
Главное фото: Jens Schlueter / Getty Images
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.