Страна со странностями

Умом японцев не понять, но и в изобретательности им не откажешь! В нашей подборке – японские странности, которых вы больше нигде не встретите.

   
      КУЛЬТ ГИГИЕНЫ

Смешно, но многих туристов больше всего при первой поездке в Японию поражают… местные унитазы. Удивиться и правда есть чему: бесчисленное количество кнопочек, в основном все, кроме on/off, подписаны иероглифами. Подсветка, подогрев, поддув, биде, умывальник – с помощью этого чудо-агрегата разве что письмо нельзя отправить. А вот анализы своему врачу – запросто. Выбрал нужную опцию, сдал материал «не отходя от кассы», получил результат через несколько дней. И время сэкономил, и нервы в порядке.
     Самой знаменитой и крупной японской фирме по производству туалетов – Toto – уже 100 лет. Иногда ее даже называют «туалетным Apple». Эти находчивые изобретатели придумали «звук принцессы» – специальное звуковое сопровождение для общественных и личных туалетов, чтобы посетитель комнаты мог не смущать ни себя, ни других. Другая необычная разработка Toto – мотоцикл со встроенным унитазом, работающий на биоотходах. No comments.
     Чистоплотность японцев прослеживается и в минимализме интерьера (меньше мебели – меньше пыли), и в огромном количестве антибактериальных товаров (от шариковых ручек до обоев). Японцы моют улицы, носят с собой полотенца, в доме держат тапочки для уборной... Причины такой маниакальной любви к чистоте – влажный теплый климат и религия: в синтоизме чистота – второе дело после благочестия.

        ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ

Труд продавца в Японии довольно дорог, так что сферу захватывают торговые автоматы: всего по стране их расставлено более пяти миллионов! Над технической составляющей постоянно трудятся разработчики, упрощая процесс покупки. Но самое интересное – не количество и качество агрегатов, а их содержимое. Это не только шоколадки, чипсы и напитки: в Японии нормально приобрести в торговом автомате упаковку яиц, букет цветов, нижнее белье, мешок риса и даже живую рыбу!


Фото: Uzla-san. www.flickr.com

        ЭЛЕКТРОНИКА ПОВСЮДУ

Одни при посещении Японии первым делом едут любоваться храмами и природой, а другие сначала бегут в храм электроники Акихабара – район в Токио, где продают ультрасовременную технику.
     Хотя японцы «оцифровались» очень быстро, умные машины пока не стали частью их повседневной жизни. Однако роботы в Японии воспринимаются почти как одушевленные существа, что неудивительно: они уже работают санитарами в больницах, помогают в отелях, консультируют в аэропортах. А с прошлой зимы японские холостяки могут завести себе жену-голограмму Azuma Hikari, похожую на фею из аниме. Конечно, ей не под силу масса женских функций, зато она может разбудить «мужа», управлять освещением и бытовой техникой, а главное – с ней можно общаться и даже переписываться в течение дня.
     Виртуальные жены – не единственная имитация такого рода. Поп-идол японцев Хацунэ Мику – это так называемый вокалоид, то есть программа озвучивания, разработанная Yamaha. Голос плюс голограмма – и ничего лишнего: ни кормить такую артистку не надо, ни гонорары ей выплачивать. Девушка-вокалоид настолько популярна, что даже выступила однажды с Японским филармоническим оркестром. 


"Подай-ка хлеб". Фото: www.tech-gate.org


        КОМНАТЫ БЕЗДЕЛЬЯ

В течение нескольких лет японец приходит на работу, но вся его «работа» заключается в чтении газет и журналов. Его задача – продержаться в «комнате безделья» подольше, а задача компании – дождаться, когда человек устанет от бессмысленного труда и захочет уволиться сам. В этом случае фирме не придется выплачивать ему неустойку, равную 54 окладам.

        КОФУНЫ

Для нас это нормально – посещать могилы знаменитостей, особенно венценосных. А для японца увидеть захоронение императора – немыслимо. Японская традиция запрещает посещение кофунов, то есть усыпальниц-курганов. Поэтому сейчас в стране более 161,5 тыс. нетронутых гробниц. Кофуны появились здесь в начале нашей эры. Это отдельные островки, в середине которых расположен курган в форме замочной скважины (еще возможны формы круга или четырехугольника). Не считая нетронутой флоры и фауны, туристам там особо нечего смотреть – вся красота раскрывается с высоты птичьего полета. А вот ученым очень хотелось бы попасть в это пространство, но такое везение случается только во время реставраций. Тем не менее, им удалось проанализировать особенности построения усыпальниц: от основания к вершине холма ведут «ступени», количество которых растет пропорционально рангу – аристократы могли позволить себе одну-две ступени, а императоры –  до семи. 


Фото: www.studyblue.com

        НЕОЖИДАННЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Японцы – знатные креативщики и инноваторы: что нам и в голову не придет, то они забирают в постоянное пользование. Например, селфи-палку они придумали еще в 90-е – для тех, кто путешествует в одиночестве и не хочет, чтобы их фотографировал кто-то посторонний. В то время не было еще ни фронтальной камеры, ни самого слова селфи, так что новинка попала в книгу «Бесполезные японские изобретения». А сегодня ее не стыдно купить в подарок… Поэтому есть вероятность, что скоро мы будем чистить уши прибором мимикаки, использовать подставку для подбородка, чтобы спать стоя в метро, и покупать детям комбинезоны-швабры.


Всё продумано. Фото: www.chuansong.me

        УСЫНОВЛЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Каждый год в Японии усыновляется около 80 тыс. взрослых людей. Большинство из них мужчины, но иногда (в 10% случаев) и женщины. Это очень древняя практика, у которой есть рациональное объяснение. Япония трепетно охраняет патриархальные традиции: продолжателем семейного дела и рода считается только мужчина – а что поделать, если в семье одни дочери? Кроме того, владельцы крупных фирм часто выбирают себе в помощники и преемники не родственников, а просто компетентных специалистов. И да, заодно оформляют с ними семейные отношения. Например, нынешний глава автомобильной фирмы Suzuki – уже четвертый «наследный руководитель» корпорации, которого когда-то усыновили.

        ГРУЗОВИКИ DECOTORA

В Японии любители дизайнерских грузовиков Decotora уже стали отдельной социальной группой, а то, чем они занимаются, – это не хобби, а стиль жизни. Название увлечения произошло от словосочетания «decoration truck», а источником вдохновения для адептов стал фильм «Дальнобойщик» 1975 года, главный герой которого рассекал по стране в чудно разукрашенном грузовике. Местные жители подошли к делу с поражающими изобретательностью и креативностью: стали использовать аэрографию с аниме и японскими мотивами, неоновую подсветку, огромные спойлеры и хромированные детали. Поклонники Decotora обожают демонстрировать свое творчество на выставках и автошоу. По сути, Decotora и есть чистое искусство, поэтому грузовички никто не использует как рекламную площадку. В этом – вся японская психология и их понимание чести.


Фото: Kanon Serizawa, www.flickr.com 

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ