Остров Тристан-да-Кунья: где находится страна Отдыха
Машины и Механизмы –
Вы когда-нибудь слышали про такую? Вряд ли. Потому что существовала она всего пять лет. Население составляло четыре человека, да и никто, кроме них, государство не признавал. Зато именно эти люди положили начало городу с патетичным названием Эдинбург Семи Морей. Хотя жители зовут его просто поселком. А находится он в одном из самых удаленных уголков планеты – на острове Тристан-да-Кунья.
2816 КМ до Южной Африки, 3360 – до Латинской Америки, 2161 – до острова Святой Елены. Если не считать нескольких мелких островков, Тристан-да-Кунья одинок, как лорд Байрон, в своей суровой Атлантике. Правда, и сам остров угрюм, потому что он даже не остров, а вулкан. Причем активный. Несмотря на это, там живут люди.
А началось все в 1506 году, когда эти земли посреди океана увидел в подзорную трубу португальский мореплаватель. Высаживаться он не стал и поплыл дальше покорять
страны «неверных» по поручению папы Льва X, но имя свое увековечил – мореплавателя звали Тристан да Кунья. Второй по величине остров архипелага –
Гоф площадью 68 км2 (Тристан-да-Кунья занимает 98 км²) в 1731 году открыл английский капитан с одноименной фамилией.
Прочие острова этой группы совсем малы, зато, благодаря удаленности от всего остального мира, здесь очень много эндемиков – и растений, и животных. Например, ужасно смешной хохлатый пингвин или самая маленькая нелетающая птица на земле – тристанский пастушок, что водится на острове Неприступный. А вот бабочек, рептилий и млекопитающих нет – за исключением тюленей на берегу и тех, что привезли люди: мышей, собак и домашнего скота. Но как же сюда попали сами жители?
Первым поселенцем стал уроженец Массачусетса, некий американец по имени Джонатан Ламберт, которого высадил сюда вместе с тремя товарищами 27 декабря 1810 года капитан английского судна HMS Baltic. Почему это произошло – история умалчивает, да только Ламберт не растерялся: быстренько объявил себя королем
архипелага и назвал свое «государство» «Острова Ренфрешмент» (в переводе с английского «Острова Отдыха»). Через два года, впрочем, король погиб, а еще
через два остров аннексировала Великобритания. Американцы, кажется, этому были только рады – по понятным причинам у них не хватало продовольствия и лекарств. Между тем, до открытия Суэцкого канала в 1869 году архипелаг имел стратегическое значение для путешествий из Европы и Южной Америки в Индийский океан. Так на остров Тристан-да-Кунья стали прибывать люди, которые оставались здесь навсегда.
Правда, было их немного. Сегодня здесь живет всего девять фамилий: Коллинс, Гласс, Свойн, Грин, Роджерс, Хаган, Сквибб, Репетто и Лаварелло. Все они потомки 15 переселенцев – восьми мужчин (голландца, шотландца, двоих англичан, двоих итальянцев и двоих американцев) и семи женщин – мулаток с острова Святой Елены, двух ирландок и жительницы ЮАР. В общем, состав крошечного и единственного поселения на Тристан-да-Кунья – многонациональный. Постоянные жители из всего
архипелага есть только на этом острове. На 2017 год их было 269 человек.
Все население проживает в городе Эдинбург Семи Морей, который обитатели именуют просто поселком (город назван в честь герцога Эдинбургского, принца Альфреда – второго сына королевы Виктории, который посетил остров в 1860-е годы в качестве капитана фрегата «Галатея»). Другие – совсем уж мелкие «деревушки» – это просто научные базы и метеостанции. На самом деле, на Тристан-да-Кунья и жить-то негде: почти весь остров занимают отлогие и поросшие лесом склоны вулкана.
Кстати, о вулкане. За всю историю проживания людей на грозном острове он извергался целых два раза. Первый – в 1906 году: тогда погибли скот и картофельные поля, поэтому все жители были временно переселены в Кейптаун. Второй – в 1961-м:
извержение нанесло вред рыбной фабрике, тристанцев же эвакуировали на остров Святой Елены и в Великобританию. Казалось бы, живи и радуйся, но после того, как фабрику восстановили, все они вернулись домой. Похоже, население острова – сплошь интроверты, ведь здесь нет даже аэропорта. Сюда добираются только рыболовецкие суда из ЮАР (раз в месяц или реже) и вертолеты научных экспедиций.
Зато на Тристан-да-Кунья есть школа, госпиталь, музей, продуктовый и магазин видеопродукции, бассейн, кафе, гостевой дом, две церкви – англиканская и католическая – и даже туристический офис. Большая часть населения живет тем, что добывает лобстеров и выращивает картофель, хотя есть и «редкие» профессии. Например, администратор архипелага, который назначается губернатором острова Святой Елены. Он же является главой Совета острова, куда входит 11 человек: восемь
избираемых и три назначаемых (хотя бы одним членом Совета, при этом, должна быть женщина). А еще здесь есть полицейский – один на весь остров. Работы у него, похоже, немного.
Полицейский – один на весь остров Тристан-да-Кунья. Фото: Dmitry Malov, www.2f.ru
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.