«Меня вот выбрал можжевельник. Когда плохое настроение и тоска, достаю его из сумки, жую, вдыхаю аромат, и поднимается настроение», – рассказывает экскурсовод Наталья Евгеньевна, завершая свой рассказ в Музее специй.
«Первый в России и третий в мире» – гордо написано на входе в музей. Это действительно так: впервые музей, посвященный пряностям, открыли в Гамбурге в 1993 году. Роль первопроходца Гамбургу отдали неслучайно – город долгое время был членом Ганзейского союза и торговал специями. Вторым появился музей в Паттайе (Таиланд), а третий – в 2015 году в России, на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Сказать, что, как только входишь внутрь, тебе в нос ударяет аромат, значит слукавить – буйства запахов здесь нет. Но все равно, главное впечатление от музея не визуальное, его нужно получить всеми органами чувств: нагнуться к тарелке со специями и вдохнуть, попробовать, иногда даже раскусить и перетереть. Пряности здесь повсюду – в кофейне у входа, где варят масала-чай, глинтвейн, густой пряный кофе в турке на песке. Под столешницами в кофейне виднеются звездочка аниса, палочки корицы, стручки ванили. Уходя вглубь музея, натыкаешься на лавку специй, и вот тут-то новичок попадет в тупик – выбор слишком большой. Но после экскурсии, наверное, уже можно вернуться более или менее знатоком.
Третья точка на карте музея – сама экспозиция, представленная в четырех залах. Просто прийти посмотреть нельзя – только в составе ежечасных экскурсий. Во вторник в 14.30 экскурсионную группу я представляла в одиночку, но это неудивительно – начало учебного года, середина рабочего дня. Экскурсовод Наталья этому факту, наоборот, как-то даже обрадовалась, прикрыла дверь в залы и начала рассказ. Сразу сделала оговорку – их музей о пряностях, а не о специях, но говорить удобнее «специя», потому что во всех средневековых манускриптах на латыни все пряности называли species. Этот вопрос о разнице между царствами приправ, специй и пряностей многим не дает покоя, да и меня волновал до прихода сюда. Оказалось, разница значительная, и первым ее обозначил Вильям Похлебкин. «Его звали ходячей энциклопедией, он знал шесть иностранных языков, был специалистом по геральдике, по Скандинавии, консультировал ученых со всего мира. А еще он был фанатично увлечен кулинарией. Нельзя, чтобы его имя кануло в лету», – отмечает Наталья. А вот о самой разнице между ними лучше узнать здесь.
Экспозицию открывает карта мира с пунктирными линиями на ней – так обозначены древние торговые пути, по которым специи достигли новой жизни в Европе. Наталья берет указку, чтобы рассказать об этих перипетиях, и я замечаю, что это не привычная школьная указка, а длинная-длинная палочка корицы. Той, о которой мы еще поговорим в финале нашего пути. О судьбе специй экскурсовод рассказывает так, будто это нашумевший триллер: сначала первенство в торговле ими держали китайцы, они же проложили Шелковый путь и поставляли специи в Древний Рим, Грецию и Египет. С усилением роли ислама эту роль взяли арабы, но с первыми крестовыми походами расстановка сил снова изменилась. «Рыцари-крестоносцы, феодалы со своим войском, крестьяне со своими телегами и всей семьей и даже дети идут в крестовые походы и освобождают Иерусалим, а назад возвращаются богатейшими людьми. И везут они не золото в холщовых мешочках, а вот эту специю. За такую горсточку можно было купить либо боевого коня, либо замок с землей». В руке у Натальи – горошины черного перца. Неудивительно, что европейские короли и королевы рано или поздно захотели бы отхватить кусок пирога. Так, португальский мореплаватель Васко да Гама по приказу правителя отправился водным путем в Индию, а на обратном пути потерял два корабля из трех. Вернулось только одно судно и 55 человек на нем, но привезенные из Индии товары, в числе которых были специи, окупили всю экспедицию 60 раз. Испанская королева в свою очередь тоже отправила Колумба в Индию, но он пошел своим путем и добрался до Америки, подумав, что это и есть Индия. Оттуда мореплаватель привез специи, которые до этого в Европе никто не видел. Но это уже было не так важно – Старый свет нашел способ торговать пряностями, Тихому океану дали название, а Америка стала Новым светом. Специи – одна из причин Великих географических открытий.
Но вернемся в реальность, перешагнув пять-шесть веков, туда, где специям уже посвящают музеи. В центре внимания во втором зале – уже не фрески и картины с картами, а зеленая лиана, раскинувшаяся на стене, – это черный перец (Piper nigrum). Лиана – это, конечно, всего лишь муляж, но ее главная задача не показать, какой может быть перец, а научить видеть разницу. Горошины перца, которые мы измельчаем и добавляем в блюда, – это костянки, созревающие на лиане Piper nigrum. Рядом с ней растут (опять же, пластиковые) перец душистый и перец стручковый – все это три разных растения.
Ацтеки ели перец, как мы сейчас яблоки, чтобы не болеть (из-за витамина C в нем). Может, с этим и связано то, что по соседству с перцем лежат так называемые суперфуды: ягоды годжи, асафетида, в стволе которой Прометей передал людям огонь, амарант, ставший маст-хэвом для глютенопротивников, калинджи (черный тмин), являющийся сорняком из семейства лютиковых, семена чиа и плоды горлянкового дерева, из которых делают маракасы. В этом же зале можно взвесить фунт пряностей и перемолоть их на инструментах вековой давности.
Переходя в следующий зал, где индийская девушка собирает шафран, мы попадаем в мир королей и принцесс специй. «Все специи нам приходят посылками из Индии, или мы закупаем их у проверенных оптовиков», – с гордостью говорит Наталья. Здесь, в плотно закупоренной стеклянной чаше лежит стручок ванили – открыв емкость, можно ощутить сладкий стойкий аромат, за который так любят ваниль. Рядом с ней – какао-бобы, которые можно попробовать, – на вкус примерно как самый-самый горький шоколад без сахара.
На столе рядом разложены куркума, имбирь, кардамон и кунжут. «Помните заклинание “Сезам, откройся” из детской сказки про Али-Бабу? Им они открывали двери в секретную пещеру. Дело в том, что кунжут на латинском Sesamum, и это отсюда идет заклинание – чтобы получить всю пользу из кунжута, нужно открыть его скорлупу, которую не перетереть зубами и не переварить. Надо либо поджарить семена на сухой сковороде, либо перемолоть в кофемолке», – рассказывает Наталья. В этом зале, кроме специй, представлены артефакты разных эпох: антикварные перцемолки и весы для взвешивания, советские солонки, редкие ступы.
Завершают экскурсию титулованные король и принцесса специй – шафран и корица. Рядом с нитями шафрана стоят две бутылочки с водой – оранжевой и бледно-желтой. Так издавна определяют подлинность этой пряности. Тут же лежит принцесса – корица и все-все ее виды, которые различаются и по ширине, и по длине, и по свойствам. Ну и в финальном зале в конце каждой экскурсии проводится дегустация масел с пряностями – все они сделаны на основе оливкового: масло с базиликом, кунжутное, с перцем чили, лимонной цедрой. Мой фаворит – с цедрой.
На сайте музея написано, что его миссия – поделиться знаниями о мире специй во всем их многообразии, показать, как этот мир повлиял на человека и на человечество, способствовать развитию гастрономической культуры. Что ж, вопреки крылатой фразе из популярной серии фильмов, миссия все-таки выполнима. По крайней мере, на Большом проспекте В. О., д. 6.Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.