В начале XX века любому тибетцу, впустившему и приютившему иностранца, грозила смертная казнь: Тибет был самой недоступной страной мира. Экспедиции туда можно пересчитать по пальцам. Одну из самых известных организовал Николай Рерих. На бланках она значилась американской, в ее составе числились выходцы из Российской империи, а конспирологи находили среди них следы советской разведки. О Рерихе пишут как о гуру, учителе, поэте, советнике американских министров, художнике, историке, шпионе. Кем же он был на самом деле?
Мой друг – художник и поэт
В одной из комнат Извары, небольшого имения под Петербургом, в конце XIX века висела картина с видом на горный хребет Канченджанга в Гималаях. Сын хозяев дома, нотариуса Константина Рериха и его жены Марии, любил ее рассматривать. Он еще не знал, что будет рисовать снежные вершины Гималаев всю жизнь – с разных ракурсов, в разные сезоны, с разными сюжетами, и что увидит Канченджангу вживую, и что будет жить в доме с видом на нее. Его звали Николай. О его фамилии часто говорят, что она восходит к роду Рюриков, и что Рерих – потомок скандинавских викингов. Скорее всего, эту легенду придумали сами Рерихи или их поклонники, ведь образ древнего князя шел Николаю Константиновичу.
Извару окружали древние курганы, и девятилетний Рерих помогал археологу Льву Ивановскому их раскапывать. В 18 лет он уже профессионально занимался раскопками между селом Брызговым и деревней Озертицы под Санкт-Петербургом. Записывал сказки, подслушанные у крестьян, писал сам, много рисовал. Поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический, потому что так хотел отец, и в Академию художеств, по собственному желанию. Юристом Рерих не стал, а вот художником – да. Его учили живописи Илья Репин и Архип Куинджи, а выпускную работу «Гонец» даже купил для своей коллекции Петр Третьяков, основатель Третьяковской галереи. Сергей Дягилев организовывал Рериху выставки в Европе. После революции оказавшийся в Финляндии Рерих поехал в американское турне – тоже как художник. Его стиль отличался вниманием к славянским сюжетам, тонким чувством национального колорита. Творчество Рериха начиналось с археологических раскопок и работы с источниками – он пытался воссоздать на полотне то, что находил в земле. Художник написал 7 тыс. картин и несколько десятков книг. Но в Европе, например, его знают как автора балета «Весна священная».
В 1911 году в Талашкино, имении княгини Марии Тенишевой, Николай Рерих встретился с композитором Игорем Стравинским, который тогда уже вынашивал идею общего балета. Автором либретто, то есть сценаристом, выступил именно Рерих. Он придумал историю о славянском жертвоприношении и сам отрисовал костюмы и декорации. Несмотря на национальную тематику, Рерих называл «Весну священную» «общечеловеческим балетом». На премьере в Париже в 1913 году французская публика неистовствовала – зрители кричали, бросали на сцену предметы. Музыка и хореография казались слишком непривычными. Сергею Дягилеву, импресарио, пришлось включать и выключать свет, чтобы утихомирить толпу. Рерих вспоминал, что «театр свистел и ревел, так что даже заглушал оркестр». Позднее критики написали, что до этого балета «мы дорастем только в 1940 году». Сейчас балет «Весна священная» включен в репертуар ведущих театров мира. Он записан на золотую пластину «Вояджера» как одно из величайших достижений человечества. Эскизы Рериха к постановке были уничтожены во время Первой мировой войны. В 1945 году балетмейстер Леонид Мясин уже из Америки написал Рериху с просьбой восстановить эскизы. Тот нарисовал декорации заново. Их использовали для постановок в Стокгольме, Париже, Милане. Одна из них стала самой известной работой Рериха – картиной «Весна священная» из коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. 5 июня 2013 года полотно Рериха «Труды Богоматери» было продано на аукционе Bonhams в Лондоне за 7,88 млн фунтов стерлингов – это самая большая сумма, отданная за картину русского художника.
Вся археологическая рать
Уже на первых курсах своих двух университетов Рерих начинает профессионально заниматься археологией – так успешно, что его совсем юным избирают в пожизненные члены Императорского русского археологического общества. Рериха интересуют русский Север, Новгород, Псков, Финляндия. Он активно протестует против идеи дикости каменного века и находит в нем очарование, умеет воссоздавать по мелким деталям быт и историю. Николаю Константиновичу нравится проводить раскопки: «Щемящее приятное чувство – первому вынуть из земли какую-либо древность, непосредственно сообщиться с эпохой давно прошедшей. Колеблется седой вековой туман; с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство; шире и богаче развертываются чудесные картины. Сколько таинственного! Сколько чудесного! И в самой смерти бесконечная жизнь».
В 1897 году Рерих находит погребальный комплекс Води в Петергофском уезде. Он первым делает эскизный набросок майкопского кургана и собирает коллекцию древностей каменного века – несколько десятков тысяч предметов. Сейчас они хранятся в Эрмитаже. Подборка доказывает, что каменный век Северной России отличался такими же изысканными вещицами, как аналогичные периоды на юге Франции или в Египте. Настоящей сенсацией становится находка курганов каменного века в Тверской губернии. Найденные там Рерихом украшения содержат янтарь, который мог добываться только в Кенигсберге. Открытием интересуется Археологическое общество Пруссии.
В 1910 году Рерих настаивает на дополнительных раскопках Новгородского Кремля и оказывается прав: поиски раскрывают еще семь слоев города, не исследованных ранее. Рерих читает лекции, пишет статьи, проводит экспедиции. Он более популярен в роли мистика, но поиски сакральных мест и общих для человеческой цивилизации смыслов у Николая Константиновича начинались именно с маленьких раскопок на Севере России. Позднее он едет, как археолог, и в Европу. Но все же главное его ждет в другой стороне света – в Азии.
В 1923 году Рерих с женой и сыновьями прибывают в порт Бомбея. Начинается Трансгималайская или Центрально-Азиатская экспедиция, которая считается главным делом Рериха. Маршрут проходит через Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет. Рерихи обнаруживают редкие тибетские рукописи, погребения, надписи на скалах – зверообразные изображения, среди которых двойные орлы, олени и львы. В Транс-Гималаях они находят ритуальные камни – менгиры и кромлехи, такие же по устройству, как Карнакские камни в Бретани. Николай пишет об этой экспедиции в дневниках, фиксирует ее на нескольких сотнях картин. Он находит одни и те же сцены охоты и ритуальных танцев в пещерах в Пакистане, в Тибетском Туркестане и в Транс-Гималаях.
Путь их был совсем не простым. Чтобы пересечь соляную пустыню Цайдама, отряду пришлось двигаться 36 часов без перерыва. В окрестностях перевала Элисун-дабан на караван напали бандиты. Когда экспедиция достигла границы Тибета, их остановил большой отряд тибетского ополчения. Из Лхасы, Центрального Тибета, запрещенного для посещения, ждали ответ – что делать дальше с группой иностранцев. Рериха и его команду пять месяцев держали в снегу высоко в горах. Местным жителям запретили продавать им еду и воду. Пятеро членов экспедиции скончались, из 110 животных погибло 90. Сильно пострадала Елена Рерих, жена Николая. В Лхасу экспедицию так и не допустили.
В 1928 году после возвращения из Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи селятся в долине Кулу, где основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» (с санскрита – свет утренней звезды). Заведение концентрировалось на изучении народов Азии. К сотрудничеству с Рерихом присоединились ученые со всего мира. «Урусвати» отличался количеством экспедиций и работой «в поле». Долгие годы здесь обрабатывался материал, добытый именно в Центрально-Азиатской экспедиции. Директором института был Юрий Рерих, сын Николая и Елены. В 1960 году он умер, но Институт прекратил работу еще раньше. В начале 30-х годов начался мировой экономический кризис. Организации, которые финансировали «Урусвати», больше не могли этого делать.
Пакт Рериха
Разрушение библиотеки в Лувене и кафедрального собора в Реймсе во время Первой мировой сильно задело Рериха, и тогда он впервые задумался о международном договоре, который запрещал бы уничтожение памятников культуры. В 1915 году Рерих внес Положение об охране исторических памятников на рассмотрение императору Николаю II. В Российской империи его уже не успели принять. Но в 1930-е идея привлекла внимание общественности, ее открыто одобрили Папа Римский, король Бельгии, Герберт Уэллс, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Ромен Роллан. Министр сельского хозяйства США Генри Уоллес, считавший Рериха своим Гуру, настоял на официальном утверждении Пакта правительством Штатов.
15 апреля 1936 года в Белом доме представители двадцати одной американской республики подписали Пакт Рериха. Он рекомендовал всем американским государствам обеспечивать охрану зданий, помеченных специальным символом – белым полотнищем с красным кругом, внутри которого три красные точки. Флаг назвали Знаменем Мира. Когда в 1945 году США планировали использовать ядерное оружие в Японии, первым в списке городов значился Киото – древняя японская столица. Советник Гарри Трумэна напомнил президенту об обязательствах Штатов по Пакту Рериха, вместо Киото выбрали Хиросиму и Нагасаки.
В 1954 году, после Второй мировой войны, по инициативе ЮНЕСКО в Нидерландах была подписана Гаагская конвенция. Это первый международный акт, посвященный защите культурного наследия в случае войны. Документ запрещает причинять вред культурным ценностям противника. Ее приняли 130 стран. В тексте конвенции написано, что ее положения основаны на Вашингтонском Пакте 1935 года – Пакте Рериха. Знамя Мира использовали во Второй мировой войне и после нее объекты культуры. Его поднимали на Эльбрусе и Эвересте, на Северном и Южном полюсах. В августе 1997 года космический транспортный корабль «Союз» доставил несколько полотнищ Знамени Мира на орбитальную космическую станцию «Мир». Позднее одно из них было передано на хранение правительству Индии. Принимая его, спикер парламента сказал: «Оно будет храниться в библиотеке парламента Индии как самое драгоценное сокровище».
Рериховские организации работают до сих пор. Его музеи открыты в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Риге, Изваре, Улан-Баторе, Нью-Йорке. Сейчас о Рерихе часто говорят как о просвещенном гуру, мистике, учителе, духовном проводнике. Он действительно пробовал разные дороги для постижения мира, интересовался спиритизмом, искал Шамбалу. К нему можно относиться по-разному, но неоспоримым остается его место среди русских художников и международных археологов.
Рерих критиковал советский режим, но все же мечтал о возвращении на родину. Он умер в 1947 году, за несколько дней до смерти в очередной раз запросив въездную визу в Советский Союз. Ответ пришел с дипломатическим штемпелем «отказано». Рерих его уже не увидел. В долине Кулу у подножия Гималаев, недалеко от места, где жила семья, стоит гранитный камень, и на нем надпись: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. Да будет мир». На западе виднеются белоснежные горные вершины – такие же, как на его полотнах.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.