Морем его называют не только здешние жители, но и «моряки» небольшого Байкальского флота. Еще бы: длина судоходного пути на Байкале – 1200 миль! И проблемы у местного судоходства вполне морские: жестокие штормы и безжалостные льды.
Главный его недостаток – сезонность. Пассажирская и грузовая навигация по Байкалу длится с июня по сентябрь, поздней осенью по нему ходят только научно-исследовательские суда. Еще до того, как озеро покроется льдом, начинается обледенение судов – из-за него «малый флот» вынужден ограничивать район экспедиций двадцатью километрами от убежищ.
Обледенение происходит из-за дождя, снега и брызг при шторме, когда температура воздуха минусовая. Если вода, которая попадает на палубу, чуть теплее нуля, на твердых предметах она моментально превращается в ледяную корку.
С января до мая Байкал покрыт льдом. Одно время на озере работали ледоколы, «Байкал» и «Ангара», но это было временное вынужденное решение: они курсировали как паромы во время строительства железной дороги, – только таким способом можно было поддержать безостановочную работу Транссиба. А потом ледоколы сняли с регулярных рейсов из-за высоких затрат.
Сейчас ледокольную функцию – пока лед тонкий, до 10–15 см, – выполняют маломощные рейдово-буксирные теплоходы, которые возят людей из порта Байкал в Листвянку. Когда лед становится толще, теплоходы курсируют от порта Байкал до Байкальского музея по незамерзающей части озера у истока Ангары.
В СТАРИНУ ЧЕЛОВЕК мог двигаться далеко исключительно по водным путям. Что лучше – проплыть спокойно 30 км по ровной водной глади или пробираться 5 км по дремучему лесу да топкому болоту? Ответ очевиден. И экспансия Российского государства в прошлые века тоже шла исключительно по рекам. Одним из путей колонизации восточных территорий была река Лена. В 1643 году отряд казаков под руководством пятидесятника Курбата Иванова поднялся вверх по Лене и ее притоку Иликте, перевалил через Приморский хребет и по руслу реки Сармы вышел Косой степью к берегу Байкала, напротив острова Ольхон, таким образом открыв уникальное озеро для России. Курбат составил его первую карту с описанием вод и животного мира. Потом по донесению Иванова из Тобольска для исследования Байкала прибыл сотник Иван Галкин. Его отряд на парусно-гребных судах грузоподъемностью по 8–12 человек совершил первое длительное плавание вдоль берегов Байкала и открыл возможность судоходных маршрутов через него – из Ангары в Селенгу и Забайкалье. А в 1648 году боярский сын Иван Похабов сплавал таким путем аж в Монголию! И вскоре на Байкал потянулись мастера из Архангельска, с Волги и Белого моря, которые начали строить лодки для рыбного промысла и небольшие суда для грузов. Что интересно, по большей части они были одноразовыми: по завершении рейса суденышки разбирались.
Первое научное судно на Байкале появилось в 1916 году – это был катер «Чайка», построенный на частные пожертвования и средства Академии наук. Сегодня крупнейшее исследовательское судно на Байкале – «Г. Ю. Верещагин» Лимнологического института Сибирского отделения Российской Академии наук. В нем оборудовано шесть лабораторий, где одновременно могут работать 15 исследователей.
Ледокол «Байкал» на озере Байкал, 1911 год. Фото: Michael Myers Shoemaker commons.wikimedia.org
БАЙКАЛ – СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО между реками Ангара и Селенга, на которых стоят крупные центры Иркутск и Улан-Удэ, и судоходство на нем развивалось довольно быстро: когда среди гористой местности, крайне трудной для транспорта, есть огромная водная поверхность, вытянутая на добрых 600 км, – это просто находка для дешевого и удобного сообщения. Появлялись судоверфи, интенсивно строились баржи и корабли для буксировки. В Иркутске даже открыли навигацкую школу (для подготовки штурманов и геодезистов) и адмиралтейство (с 1754 до 1839 года оно руководило судоходством и морскими исследованиями в Сибири и на Дальнем Востоке). Уже в 1844 году были построены два буксирных парохода: один – с машиной в 30 л. с., а другой – в 50. Это и был пик судоходства на Байкале.
Но значение Байкала как транспортной артерии значительно упало после постройки в начале ХХ века Кругобайкальской железной дороги – части Транссибирской железнодорожной магистрали. Строительство железнодорожного пути вокруг Байкала оказалось жизненно необходимо для России, ведь судоходство по озеру всегда было непростым.
КРОМЕ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ, усложняет судоходство и климат озера, особенно ветры. Байкал знаменит своими ветрами, их насчитывается более 30 видов, и у каждого свое название. Бывают они продольными: «верховик» – с северной оконечности Байкала, «култук» – с южной – и поперечными: «баргузин» – для средней части озера, «горная» – с западной стороны, «шелоник» – для южной.
Самый безветренный месяц здесь – июнь, а максимальных скоростей байкальские ветры достигают в апреле, мае и ноябре. В конце лета и осенью начинаются штормы, и с октября до декабря-января, то есть до ледостава, плыть по Байкалу – совершенное безумие: в это время волнение на озере почти постоянное, а волны превышают 5 м. (Зимой по льду тоже не всегда поездишь: иные ветры произвольно гоняют машину, как пробку.)
Штормовые волны на Байкале всегда крутые, гораздо круче морских. Такие волны вызывают резкую качку – сильный крен и броски, что для судов наиболее опасно.
Глеб Юрьевич Верещагин был крупнейшим исследователем Байкала. Составил карту глубин, дающую основное представление о рельефе дна. Фото: Сергей Хворостов www.irkipedia.ru
САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ И САМЫЙ разрушительный байкальский ветер – «сарма». Относится к типу «бора́», такие же дуют в Новороссийской и Геленджикской бухтах, на Средиземноморском побережье («мистраль»). «Сарма» дует из долины реки Сармы, впадающей в Малое море, со скоростью более 40 м/с. Летом он может внезапно начаться и так же резко кончиться, осенью иногда дует целые сутки. Этот ветер рождается ускоряющимся движением холодного воздуха с Приленской возвышенности по сужающейся долине реки Сармы: в данном случае она играет роль аэродинамической трубы при перепаде высот более 500 м. Сила этого ветра такова, что он вырывает с корнем деревья, переворачивает суда, срывает крыши и сбрасывает домашний скот с берега в море. Невозмутимым жителям поселка Сарма, расположенного в долине реки, приходится прикреплять крыши домов к земле.
Большинство кораблекрушений на Байкале связано именно с «сармой». Самой крупной катастрофой с человеческими жертвами стала гибель судна «Потапов» в Малом море 10 октября 1901 года. Тогда погиб 161 пассажир (не считая безбилетников) и 15 матросов.
Пароходы на Байкале появились благодаря частной инициативе. Необходимость в них назрела еще в 1820-х, но морское министерство нехотя рассматривало этот вопрос, пока им не занялся купец и золотопромышленник Никита Мясников. Именно он в 1844 году спустил на воду пароходы «Император Николай I» и «Наследник Цесаревич» с мощностью паровых машин 150 и 200 л. с. О них известно немногое, но комфортом они явно не отличались: в них даже машинное отделение не было ограждено от пассажирского. Двигались пароходы со скоростью 15 км/ч, совершали рейсы от Лиственничной пристани (в истоке Ангары) до Посольска на восточном берегу, а также ходили к устью Селенги за чаем, в Баргузин и Верхнеангарск за рыбой. К 1910 году на Байкале было уже 18 пароходов.
НАШЛОСЬ МЕСТО на Байкале и для загадок. Совершенно мистическая трагедия произошла 1 августа 1983 года с теплоходом «Академик Ю. М. Шокальский», вместе с которым погибло семь человек экипажа. Теплоход просто… исчез. И до сих пор не обнаружен, несмотря на многодневные поиски. Свидетели с берега рассказывали, что на Байкале в тот день «творилось невообразимое, его как будто встряхивали снизу. По морю гуляли смерчи, они фонтанами опадали на берег, как будто шел дождь. Ветер вздымал в воздух гальку…»
Двух-трехметровые волны двигались фронтом и «образовывали водяные смерчи высотой 20 м, которые шли в разных направлениях и через 30–40 секунд возникали снова… А над серединой Байкала небо было совершенно чистым и голубое». Теплоход опрокинуло, и еще минут 10–15 он держался на плаву, но один из смерчей накрыл его, и, когда стена брызг упала, не было уже ни судна, ни людей.
Один из самых редких снимков теплохода «Академик Шокальский» www.baikal-info.ru
ЗА ГОДЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЙКАЛА по его ветрам накоплены обширные статистические данные, однако невозможно спрогнозировать, например, какого направления ветер будет преобладать в каком-либо районе Байкала в июле. Причина в том, что основные ветровые потоки проходные, то есть определяются внешними условиями – атмосферными фронтами, проходящими через котловину Байкала, а они могут быть разными. И даже в наши дни, когда все компьютеризировано, метеорологи с трудом дают прогноз погоды даже на два дня вперед, не говоря уж о неделе. Что делать – это особенность Байкала.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.