Для этого исследователи изучили мозг шестерых взрослых, которые в детстве перенесли операцию по удалению одного из полушарий для облегчения эпилептических приступов.
Результаты исследования, опубликованные в журнале Cell Reports, удивили научное сообщество – оказалось, что оставшееся полушарие смогло сформировать необычайно сильные межнейронные связи, что, вероятно, помогло организму функционировать как при нетронутом мозге.
«Люди с гемисферэктомией, которых мы обследовали, были весьма высокофункциональны. Их языковые навыки остались неизменными: когда я помещал их в сканер, мы болтали как старые знакомые, – говорит ведущий автор исследования Дорит Кляйманн, сотрудник Калифорнийского технологического института. – Когда я смотрел на снимки МРТ, на которых была только одна половина мозга, я не мог поверить, что это снимки тех же людей, которых я только что видел гуляющими и болтающими». Участники исследования, включая шестерых взрослых с удаленным в детстве полушарием мозга и шестерых контрольных пациентов, должны были лечь в МРТ-сканер, расслабиться и постараться не уснуть, пока ученые наблюдали за самопроизвольной мозговой деятельностью в состоянии покоя, особенно в тех областях мозга, которые отвечают за зрение, движение, эмоции и познавательные способности. Они предполагали, что у людей с одним полушарием будут обнаружены более слабые связи между нейронами, поскольку обычно нейронные сети задействуют оба полушария. Однако вместо этого они увидели совершенно нормальные межнейронные связи.Всем испытуемым было от 20 до 30 лет, но возраст проведения гемисферэктомии у них различался – от 3 месяцев до 11 лет. Такой разброс возраста проведения операции позволил ученым сфокусироваться на том, как мозг реорганизует свою деятельность при травме. Полученные данные помогут в дальнейшем изучении развития, организации и функционирования мозга у людей с различными мозговыми аномалиями.
«Примечательно, что эти люди ведут нормальную жизнь, имея лишь одно полушарие головного мозга, в то время как зачастую даже небольшие мозговые повреждения, например, инсульт или травма от падения с велосипеда могут иметь разрушительные последствия, – говорит Кляйманн. – Мы пытаемся понять, как мозг перестраивает свою работу для компенсации этих повреждений». Фото: PixabayЭто новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.