Форпост Русского Севера, «морской Синай», «Северный Афон» – поэтические названия Соловецких островов возникли далеко не случайно. За свою историю Соловецкий монастырь был проповедником христианства, местом ссылки борцов против насилия и даже воином, защищающим северные земли.
Зарождение монастыря относится к эпохе так называемой «Русской Фиваиды» – времени возникновения северных русских обителей, у истоков которых стояли ученики и последователи Сергия Радонежского. Подвижники уходили в глухие леса, чтобы основать пустынное житие, которое в православной традиции подразумевало удаление от мирской суеты. Многочисленные отшельники отправлялись в глушь не только для служения Богу, но и для прямой борьбы с «бесами», которые в сознании средневековых людей были объективной реальностью и населяли непроходимые чащи. В этом отношении интересна миниатюра одной соловецкой лицевой рукописи конца XVI века, где изображены рыбаки-иноки на фоне монастыря, окруженного плотной стеной леса и столь же плотной стеной бесов.
История Соловецкой обители берет свое начало в первой трети XV века и связана с именами трех «отцов-основателей» – Зосимы, Савватия и Германа, «жития» которых, по старой доброй христианской традиции, были написаны лишь спустя много лет после их смерти.
Савватий, первый вдохновитель иноческой жизни на Соловках, прибыл к берегам Большого Соловецкого острова в 1429 году – искать уединения в пустынном северном крае. Вместе с монахом Германом он поселился в небольшой хижине на берегу озера недалеко от Секирной горы, служившей им ориентиром в непроходимых лесах.
Но если Савватий и Герман были первыми соловецкими иноками, то основателем монашеской общины и первым игуменом обители считается Зосима. После смерти родителей, богатых новгородских помещиков, он раздал все имущество бедным и в 1436 году поселился на острове. При Зосиме в монастыре проживало уже 22 инока, а Новгород Великий, под епархиальным правлением которого находился монастырь, в качестве знака уважения прислал грамоту, даровавшую братии все большие и мелкие острова архипелага.
Зосима составил для обители первый устав, который строго соблюдался. Монастырь был общежительным, иноки трапезничали совместно, а одежду получали из общей казны. Кельи монахам разрешалось покупать, но тем, у кого не было средств, позволялось жить в казенных. Никакой доход братии не полагался.
Благодаря ежедневному монашескому труду обитель постепенно наращивала благосостояние: иноки рубили дрова, копали землю под огороды, ловили рыбу, добывали из морской воды соль, которую обменивали на хлеб. Возрастал и авторитет монастыря: особым указом царя Михаила Федоровича соловецких монахов запрещалось без исключительной надобности переселять в другие монастыри, а настоятелей обитель имела право выбирать из своих пострижеников.
Начиная с эпохи Смутного времени и вплоть до XIX столетия монастырю не раз приходилось оборонять северные рубежи страны. Не все помнят, что знаменитая Крымская война шла не только в Крыму, но и на далеком севере: в июле 1854 года атаке английских войск подвергся Соловецкий монастырь. К тому времени Соловецкая обитель была уже разоружена – в распоряжении монастыря не было никаких средств военной защиты. По обители было выпущено 1800 бомб и ядер, но они не причинили существенного вреда и не оставили ни одного убитого и раненого.
Имя одного из них – святителя Филиппа (в миру Федора Колычева) – стоит особняком: именно его трудами обитель приобрела свой величественный облик, во многом сохранившийся до сегодняшнего дня, и достигла невероятного материального расцвета и мощи. Какие причины побудили тридцатилетнего юношу из знаменитого боярского рода оставить столичную жизнь, так и осталось тайной. Один из возможных мотивов – опала на род Колычевых, часть которого служила князю Андрею Старицкому, попавшему в немилость к Ивану Грозному. В течение 18 лет, с 1548 по 1566 год, вплоть до начала краткого и трагического митрополитского служения в Москве, Филипп оставался соловецким настоятелем, проявив все свои незаурядные деловые и личные качества. Крепкая хозяйственная структура, основы которой заложил Колычев, исправно функционировала на протяжении еще нескольких столетий.
Понимая, что главным источником доходов обители было солеварение, Филипп распорядился увеличить число варниц на морском берегу. Одновременно с этим настоятель придумал, как соединить многочисленные пресные озера острова каналами, по которым вода поступала к монастырю в большой выкопанный пруд, получивший название Святого озера. Эта инженерная выдумка обеспечивала работу водоналивного тока, мельницы, а позднее даже работу собственной гидроэлектростанции.
Поморские крестьяне с большим благоговением относились к игумену и нередко привозили скот в дар монастырю. Филипп от подарков не отказывался, несмотря на то что Зосима некогда запретил разводить животных вблизи монастыря. Соблюдая волю первого настоятеля, скотный двор обустроили на соседнем острове Малая Муксалма, а на Большую Муксалму живность перевозили на выпас – на лодках и плотах. Так продолжалось вплоть до строительства между островами валунных дамб.
Помимо разведения скота, остров был приспособлен под рыбные и тюленьи промыслы, а в леса были выпущены лапландские олени – «источник» кожи и меха для зимней одежды. Недалеко от монастыря были сооружены знаменитые Филипповские садки, куда постоянно заходила морская рыба, в связи с чем скудная братская трапеза стала куда более разнообразной. Сейчас из-за поднятия суши на Соловках (в среднем на 30 см в столетие) поступление свежей морской воды уменьшилось, и пруды перестали действовать.
Показателем самостоятельности и относительной независимости монастыря была так называемая несудимая грамота, согласно которой все дела на островах, за исключением уголовных (убийство и разбой), подлежали духовному суду монастырского начальства. Самого игумена и братию имели право судить только великий князь или его ближний боярин. В 1548 году монахи получили от Ивана Грозного, особенно благоволившего к обители, разрешение на беспошлинную продажу десяти тысяч пудов соли вместо прежних шести, а налог на рыбную ловлю отменялся вовсе, как и таможенный сбор на покупку припасов.
Приблизительно в это же время открыли месторождения глины буквально в двух километрах от Святого озера, что позволило монахам обустроить собственный кирпичный завод, производивший высококачественный большемерный филипповский кирпич. Эта находка значительно способствовала возведению каменных монументальных зданий. Число братии при игумене Филиппе приближалось к 250, а потому первой постройкой приглашенных новгородских мастеров стала Успенская церковь с самой большой на тот момент в Древней Руси одностолпной трапезной палатой (около 500 м²), поражающей воображение даже современного человека. Но самым прекрасным детищем святителя Филиппа стал главный храм обители – Спасо-Преображенский собор, сердце всего архипелага.
В последующие столетия возводились новые здания, но все они органично вписывались в контекст уже существующего архитектурного ансамбля.
К концу XVI века монастырь фактически превратился в столицу всего Беломорского края, в начале XVII столетия – в мощное фортификационное сооружение, чьи стены были рассчитаны на круговую оборону, а еще через век – в богатейшего северорусского феодала и крупного оптового купца. Столь привилегированное положение и осознание собственной мощи привели к трагическому надлому в спокойной жизни монастыря. Так называемое «соловецкое сидение», вызванное неприятием реформ патриарха Никона, стало открытым выступлением монахов против царской и патриаршей власти: монастырь требовал практически суверенного права вести службы «по старому образцу». В результате вооруженной схватки из пятисот защитников монастыря едва уцелела десятая часть. Нанесенный материальный и моральный ущерб был так велик, что потребовалось еще много лет, чтобы восстановить былое благополучие.
Постепенно благосостояние обители вновь стало расти, но в 1764 году государство нанесло монастырю очередной удар, отобрав большую часть принадлежавших ему земель, и в следующем году обители был присвоен статус ставропигиального монастыря. Само слово «ставропигиальный» (греч. «крестоутвержденный») связано с древней традицией, согласно которой крест позади престола собственноручно водружали патриархи в знак того, что монастырь отныне напрямую подчинялся патриархату, а не епархии.
В XIX веке возросла интенсивность каменного строительства, было закончено возведение гавани с отводными шлюзами для больших судов, а на берегу Святого озера обустроен лесопильный завод. В XX столетие Соловецкие острова вступили процветающими, овеянными вековой славой. Монастырь к тому моменту обзавелся даже собственным флотом и первым на севере России сухим доком. В обители существовали: училище для детей поморов, братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. При монастыре действовали салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный заводы, мукомольная мельница, сапожная, портняжная, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная мастерские, обширная кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и другие производства.
Революция 1917 года лишила всех монашествующих и юридических прав, и средств к существованию. Большевики, вопреки известному выражению, в чужой монастырь со своим уставом все-таки пришли. Новая власть установила свои порядки: братию фактически уничтожила, с куполов кремля сняла золоченые кресты, а на базе монастырского хозяйства устроила совхоз «Соловецкий», куда и прибыла в 1923 году первая партия заключенных печально известного лагеря.
Своего возрождения Соловецкая обитель дождалась в 1989 году. Освящение часовни на Большом Соловецком острове во имя святителя Филиппа открыло новую страницу в истории монастыря, вернув ему первоначальное значение.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.