Большевики планировали построить первый небоскреб в истории России на месте Храма Христа Спасителя. Их Дворец Советов должен был стать новым символом города, заметным из любой его точки. Здание собирались комплектовать по высшему разряду – скоростные лифты, эскалаторы на все этажи, амфитеатры, панорамные виды, рестораны, система климат-контроля.
realty.ya.ru
Амбициозным планам помешала Великая Отечественная война. А после нее небоскребы строили уже в формате «сталинских высоток». Но когда современной России захотелось собственные небоскребы, она построила все именно так – с лифтами, панорамными окнами и ресторанами. И видно издалека, и небоскребов много, целый город в городе. Все это – о серебряных башнях «Москвы-Сити», конечно.
От замысла к воплощению
В середине 90-х годов архитектор Борис Тхор (автор проекта спортивного комплекса «Олимпийский» и станции метро «Тверская») предложил московской мэрии построить небоскребы международного делового центра на месте бывшей каменоломни и карьеров в районе Пресненской набережной. Новая страна, претендующая на статус не ниже, чем у прежней, мечтала о собственном стеклянном фасаде. Правительство Москвы поддержало проект. Сформировали акционерное общество «Сити», которое и взяло на себя проработку новой «стройки века». Изначально, правда, все в «Сити» должно было выглядеть иначе, чем сейчас.
По первым проектам площадь делили на 20 участков с зеленой зоной в центре. Подземную парковку и транспортную развязку планировалось увести вниз, под парк. Здания вокруг зеленой зоны предлагали расположить подковой – чтобы их высота увеличивалась к центру. Замыкать букву U собирались самой высокой башней «Россия». 612-метровая доминанта должна была стать геометрическим центром небоскребов. Таким образом, каждое из зданий сохраняло бы на верхних этажах панорамный вид на город, не загораживая обзор. Фундамент начали закладывать в 1998 году. Но дальше дело не пошло.
Каждый из 20 изначальных участков принадлежал инвесторам, которые стремились по максимуму окупить свои расходы на строительство. Чем выше небоскреб, тем больше в нем этажей, тем больше офисов в аренду и, соответственно, больше денег. Под давлением частных интересов проекты начали переделывать. Быстро оказалось, что инженерные сети, и так спланированные с не слишком большим запасом, не могут удовлетворить растущие аппетиты инвесторов. Такая же проблема «сломала» транспортную систему проекта. Архитекторы поняли, что выбраться из делового центра со временем попросту не получится. В проект начали вносить бесконечные коррективы, стройка забуксовала, а у инвестора центральной башни «Россия» вообще не оказалось достаточных средств на воплощение замысла. Программу заморозили.
Интерес к проекту вернулся в 2003 году. Появились новые инвесторы, новые архитекторы – и строить они начали по-другому. От парка в центре отказались, его место занял торгово-развлекательный центр «Афимолл Сити». 72-этажное здание, которое «забронировала» себе мэрия Москвы, уступило место 50-этажному небоскребу Grand Tower высотой 283,4 м. Отказались и от последовательного роста высоты зданий от периферии к центру. Сейчас «Москва-Сити» состоит из 23 сооружений, расположенных на территории больше чем 100 га, с парковыми зонами, парковками, станцией метро, вертолетными площадками. Проект все еще дополняется, новые небоскребы строятся и вводятся в эксплуатацию.
Мост «Багратион»
Первым сооружением комплекса «Москва-Сити», построенным еще в первый этап реализации проекта, стал не небоскреб и даже не высокий дом, а обычный мост. В 1997 году он соединил Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко. Мост длиной 214 м, с высотой над уровнем Москвы-реки 14 м и шириной 16 м возвели по проекту мастерской номер 6 «Моспроекта-2» (конструктор – В. И. Трауша, руководитель – Б. И. Тхор). «Багратион» сделали двухуровневым: нижняя застекленная галерея с траволаторами и верхняя, частично открытая, с видом на «Москву-Сити». Помещения внутри моста сдаются под магазины и офисы. Кроме того, со стороны Краснопресненской набережной мост соединен с вестибюлем станции метро «Выставочная», а с противоположной стороны – с «Башней 2000», первым небоскребом «Сити».
башня-2000.moscow-city-towers.ru«Башня 2000»
«Башня 2000» стала вторым и последним проектом Тхора для «Москвы-Сити». В отличие от всех остальных небоскребов, она стоит на правом берегу Москвы-реки, то есть прямо напротив «Сити», «лицом» к нему. Строительство началось в 1996 году и закончилось в 2003-м. Высота башни – всего 104 м, по меркам своих соседей, она малютка.
«Федерация»
«Федерация» – это комплекс из двух башен («Восток» и «Запад»), возведенных на одном стилобате с общим атриумом из девяти этажей. Башни образуют два округлых равносторонних треугольника со сторонами, выгнутыми наружу. «Восток» (95 этажей, 374 м) после возведения долгое время оставался самым высоким небоскребом Европы. Он потерял этот статус после сдачи в эксплуатацию «Лахта Центра» в Санкт-Петербурге. «Федерация» – первое здание в России, при строительстве которого использовали сверхпрочный бетон.
«ОКО»
«Северная Башня» (49 этажей и 245 м) и «Южная Башня» (85 этажей и 354 м) формируют единый комплекс, называемый «ОКО» – от выражения «объединенные кристаллом основания». Такое название паре дало граненое основание зданий, выполненное под кристалл. Сами фасады башен тоже «расчерчены» диагональными складками, напоминающими изгибы драгоценных металлов. Башни «ОКО» сдаются не только под офисы, но и под жилые помещения. На крыше «Южной» расположена также самая высокая смотровая площадка в Европе.
One TowerСтроящаяся башня One Tower должна будет стать самым высоким небоскребом «Москвы-Сити». Ее планируемая высота – 443 м. В отличие от остальных башен, ориентированных под деловую инфраструктуру, One Tower архитекторы позиционируют именно жилым небоскребом: будут продаваться не апартаменты, как в остальном «Сити», а квартиры; строится первый в «Сити» детский сад. Для фасада выбрали форму скошенной призмы, чтобы со стороны башня напоминала парус или крыло гигантского самолета, медленно уходящее в небо, под самые облака.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.