Фудстилизм считается молодым направлением в фотографии: своим расцветом он обязан наступлению века гипермаркетов, полуфабрикатов и связанной с ними упаковки. Нельзя не упомянуть и о роли рекламы в процессе эстетизации: она обращается к нашим представлениям об изысканных яствах, к ассоциациям с классической живописью, параллель с которой мы проведем ниже. Кто же такой фудстилист и можно ли отнести фудстилизм к искусству?
Если сказать проще, фудстилизм (foodstyle) – это искусство получения фотоснимка еды, причем снимка, который выглядит намного лучше оригинала. А фудстилист – это специалист, основная задача которого – вызвать у вас обильное слюноотделение во время просмотра картинок. Чаще всего фудстилистами становятся профессиональные фотографы, которые, перепробовав разные жанры и найдя их слишком пресными, пришли к этому сложному виду фотографии.
В фудстилизме существует два направления: течение пуристов, которые используют в работе только настоящую пищу, и клан «фальсификаторов», при любом удобном случае прибегающих к муляжам. Сторонников естественности больше в Европе, совершенно противоположного взгляда придерживаются в США (правда, придерживаются весьма осторожно, дабы не идти вразрез с законодательством). В любом случае, умение обмануть при фотосъемке ценится очень высоко – кстати, именно в США фудстилисты первыми догадались использовать на фотографиях крашеный глицерин вместо молока и лепить сметану из пластика.
Фудстилизм требует огромного терпения, любви к продукту и оригинальности мышления. Если фудстилист не относится к пуристам, для профессиональной работы ему необходим свой арсенал: прежде всего мокап (искусно сотворенный муляж) и фудкосметика – различные кремы, сливки и присыпки, которыми украшают готовые «обманки».
При работе с «живой» едой основная сложность заключается в том, что объект фотосессии меняется от взаимодействия с воздухом. Во время съемки продукт приходится много раз реанимировать: подкрашивать, обмазывать, опрыскивать, держать в подвешенном состоянии – одним словом, не давать ему потерять требуемый вид, пока фотограф не получит идеальные снимки. Для этого есть много секретов.
Мясо – один из самых капризных продуктов: сразу после обжаривания или варки оно выглядит очень аппетитно, но уже через 10–15 минут высыхает и съеживается. Именно поэтому мясо, которое мы видим на упаковке таким вкусным, чаще всего готовится не до конца, а далее в ход идут хитрости фудстилизма. Золотистые хрустящие корочки создаются с помощью фена, и при его же участии кусок можно долго удерживать в пухлом и сочном состоянии. Подкрашивать мясо лучше соусом для гриля или соевым соусом, но некоторые мастера предпочитают обыкновенный йод, мазут, солидол… Сказать, что фудстилист творчески подходит к выполнению поставленный задачи, – ничего не сказать.
Сплющенный бутерброд, принесенный из фастфуда, и гамбургер, изображенный на рекламе этого ресторана, по эстетичности отличаются разительно. Еще бы: создание качественной фотографии объекта, в составе которого присутствует мясо, хлеб и прочие ингредиенты, – один из самых долгих и творческих процессов.
Сначала ищется самая прекрасная булочка (причем закупается сразу партия, а вкусовые качества при покупке не оцениваются вовсе). Затем фудстилист вооружается лаком для волос (или дешевым отечественным клеем) и пинцетом – кунжутные семечки приклеиваются в строго определенных местах. Не меньшего терпения требует выбор салата и овощей – они также приобретаются с запасом и готовятся с выдумкой: например, если салат ошпарить кипятком, он станет более пластичным. Только после раздельной подготовки всех составляющих будущей композиции фудстилист начинает собирать конструктор под названием гамбургер: компоненты складываются в определенном порядке и перекладываются картоном или жестким тонким пластиком. Если все хорошо, то прокладки вытаскиваются, положение ингредиентов фиксируется булавками, сверху все художественно поливается майонезом – «гамбургер» готов. Конечно, употреблять такое в пищу представляется мало возможным, но сколько людей, впоследствии увидев на рекламном плакате именно этот продукт, захотят его купить, попробовать, посмаковать!
При съемке мюсли в молоке роль молока исполняет клей ПВА, самый аппетитный вид пирожкам придает все тот же лак для волос, а чтобы с мороженого или творога не стекали варенье или мед – между продуктами размещается тонкий слой бумаги или полиэтилена. Все делается с чувством и расстановкой, но без промедления – мороженое тает быстро.
Страшно представить, какой невкусной была бы еда в рекламе, если бы ей не помогали большие и маленькие изобретения цивилизации.
Паяльная лампа: для поджаривания хот-догов, краев сырых котлет (торчащих из гамбургеров) и «хрустящей» корочки сырой птицы. Если решите подрумянить таким способом хот-дог, не забудьте вначале отварить сосиски, чтобы не взорвались.
Моторное масло: заменяет нефотогеничный сироп.
Глицерин: используется в совокупности с кисточками разного размера (чтобы придать морепродуктам такой вид, будто их выловили сегодня утром) и распылителем (чтобы листья салата выглядели только что сорванными и свежевымытыми).
Ватные шарики: если их намочить и разогреть в микроволновке, а потом равномерно разложить за тарелкой, они создают иллюзию пара, поднимающегося от горячей пищи. Для тех же целей используют и ароматные палочки.
Дезодорант-спрей: придает винограду морозный налет.
Лак для волос: дарит новую жизнь засохшему куску пирога.
Защитный спрей для ткани: предотвращает размокание блина с сиропом из моторного масла и черничными ягодами (они приколоты булавками).
Зубочистки: скрепляют непослушные сэндвичи и выковыривают идеальные по форме крошки из «горячих» кексов.
Пинцет: с его помощью пасту закручивают в красивые кольца и распределяют миниатюрные, но играющие очень важную роль крошки.
Большой шприц: придает пышность куриной грудке, закачивая под кожу сырой птицы картофельное пюре (после чего курицу, конечно же, обжаривают паяльной лампой).
Коричневый крем для обуви: для придания сочности «только что зажаренному» сырому мясу.
Клей ПВА: кроме замены молока в рекламе сухих завтраков, он нужен для склеивания пирога (который на самом деле наполнен картофельным пюре и лишь на срезе намазан лимонным заварным кремом или клубничным джемом).
Кухонные полотенца: если порвать их на маленькие «кляксы», они помогают вязкому сиропу закрепиться на верхушке мороженого (которое на самом деле является варевом из сахарной пудры и жира).
Как видите, секрет «пищевого соблазнения» вовсе не в фотошопе. Компьютерная доработка уместна только в том случае, если требуется достичь эффекта, недоступного для фотоаппарата и освещения. Даже если вы фотографируете, а потом завершаете работу на компьютере, при съемке вы должны получить 99% того, что она может дать. Но иногда на снимках обнаруживаются маленькие изъяны, или бывает, что готовый продукт распался – тогда мастер-фотошопщик ретуширует картинку, делая ее такой, какой она была задумана фудстилистом и заказчиком.
Можно ли сравнить фудстилизм с живописью? Создавая натюрморт, художник драпирует ткань, выставляет предметы, учитывая их форму, сочетание цветов, светотень. Затем делает предварительный набросок – как будут выглядеть эти предметы на холсте. Если все его устраивает, берется за краски. Готовый продукт получит название и будет выставляться: в лучшем случае в галерее, а в худшем – в кладовке. Есть художники, которые работают для себя, а есть те, кто пишет для продажи или для выставок.
В фудстилизме этап, предшествующий самой фотосессии, чем-то схож с подготовкой натюрморта. Делается эскиз фотографии (многие фудстилисты рисуют его от руки), отрабатывается свет – прямой и отраженный, ставятся рефлексы, объем, масштаб, цвет, угол наклона стола. Полученный снимок продадут или отправят на выставку современного искусства. Практически каждый фудстилист работает не для того, чтобы повесить фото в своей гостиной, а на заказ. Профессия фудстилиста сегодня не только модная, но и очень востребованная и прилично оплачиваемая: примерная цена одного снимка – около 1000 у.е. (чуть больше или чуть меньше в зависимости от сложности работы).
С одной стороны, фудстилизм и натюрморт очень похожи: и тут и там изображение снеди, цветов, посуды. Однако, если не будет упаковки, ресторанов, журналов по кулинарии – не будет и фудстилизма, а натюрморт будет всегда, потому что он завоевал себе отдельное место в искусстве живописи. Но именно к такому завоеванию понемногу движется фудстилизм: ведь люди всегда будут питаться, и вряд ли сдаст свои позиции реклама, склонная приукрашивать, выдавать за совершенство, поднимать на поверхность достоинства и скрывать недостатки.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.