Если попытаться сформулировать понятие МРОТ с простотой толкового словаря, то это размер вознаграждения, которое работодатель обязан заплатить своему работнику за его труд. И ключевое слово здесь – обязан. Ведь институт МРОТ контролирует уровень заработной платы не столько в государственном секторе, сколько в частном. И если правительство приказывает повысить МРОТ, то «оплачивать весь этот банкет» будет бизнес. Можно сказать, что МРОТ – это механизм регулирования рынка в попытке хоть как-то сгладить «звериный оскал капитализма».
Когда появился стеклянный пол?
Сегодня понятие МРОТ нам кажется обыденным. Многие наверняка помнят, как еще совсем недавно в России административная и даже уголовная ответственность измерялась штрафами в размере определенного количества МРОТ. Некоторые преступления могли обойтись в 20, 50 или даже в 100 минимальных окладов. Рос МРОТ – росли и штрафы. Но понятие «минимального размера оплаты труда» существовало не всегда – его «изобрели» больше ста лет назад, а многие из ведущих экономических держав стали вводить его совсем недавно. Например, Китай сделал это 1994 году, Германия – только в 2015–2017 годах.
МРОТ можно назвать британским изобретением. Впервые «минималку» узаконили в Новой Зеландии в 1894 году. В метрополии же МРОТ приняли в 1909 году, когда к власти в Лондоне пришли либералы. Основная масса развитых стран взяли в работу МРОТ только после Второй мировой войны. С одной стороны, подобная мера была связана с распадом колониальной системы: молодые демократии стремились быстрее вырваться из нищеты (в Индии МРОТ ввели сразу после обретения независимости в 1948 году, в Пакистане – в 1961 году, в ЮАР – в 1997-м в попытке вырвать огромные массы черного населения из вопиющей нищеты). С другой стороны, введение МРОТ было связано с запросом на новую социальную политику на опустошенном войной европейском континенте (Голландия ввела МРОТ в 1969 году, Франция – в 1970-м, Испания – в 1980-м, почти сразу после смерти диктатора Франко).
Дискуссия о МРОТ родилась из дискуссии о женском и детском труде, причем не столько о самом факте женского/детского труда, сколько о необходимости хоть как-то отрегулировать механизм эксплуатации. В США в 1909 году президент Уильям Тафт подписал закон о введении минимального размера оплаты труда для женщин и детей, однако его тут же оспорили в суде. Предприниматели рассматривали его как вмешательство государства в свободный рынок, ведь любой человек может продавать свой труд по любой цене. В итоге в 1923 году Верховный суд США признал положение о МРОТ не соответствующим Конституции. Но уже в 1938 году в ходе осуществления «Нового курса» президента Рузвельта приняли очередной закон о справедливых трудовых нормах. МРОТ стал федеральной мерой, и в 1941 году Верховый суд США признал ее вполне конституционной.
Несмотря на широкое распространение в развитых и развивающихся странах, МРОТ не универсальный спутник экономического успеха – «минималки» нет в Сингапуре, в одном из самых богатых и успешных городов-государств мира. До недавнего времени понятие «минимальной оплаты» отсутствовало в Германии и могло отсутствовать и дальше, если бы после выборов 2013 года Ангела Меркель не была бы вынуждена пойти на «большую коалицию» с социал-демократической партией. В некоторых африканских странах – Эфиопии, Эритреи или Сомали – МРОТ отсутствует по другой причине: большинство африканских государств можно охарактеризовать как failed state, «несостоявшиеся государства». Здесь не может и речи идти о какой-либо социальной поддержке населения. Третью группу стран «без МРОТ» составляют богатые монархии Персидского залива: Катар, Бахрейн и ОАЭ в прямом смысле слова построили свой успех руками сотен тысяч мигрантов из Индии, Пакистана и Египта. Например, в ОАЭ трудовые мигранты составляют до 80 % населения. Какой уж тут МРОТ. Не хочешь – не работай. На твое место тут же приедут другие.
Давно известно, что нет ничего более постоянного, чем временное. Несколько поколений назад инструмент МРОТ задумывался социальными философами как временный. Лишь как «короткое вмешательство» правительства в отношения хозяина и работника. Считалось, что работодатели и профсоюзы со временем найдут общий язык и смогут сами их регулировать, и для этого не нужен будет чиновник из министерства труда. Но, увы, этого не произошло. И сегодня во многом введение и соблюдение МРОТ – это признак цивилизованности государства и развитости его экономики.
Чем измерить минимальный размер?
Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года. Почти через год был подписан Версальский мирный договор, в рамках которого появилась Международная организация труда (МОТ). Одним из основных ее вопросов был минимальный размер оплаты труда. После мировой войны считалось, что «вечный мир» может быть установлен только при соблюдении принципа социальной справедливости. Чтобы спасти человека, надо дать ему гарантированную работу, а на ней – гарантированную зарплату. Хотя бы минимальную. Тогда же начались дискуссии о «наполнении» МРОТ. Что должен включать в себя этот показатель? Должны ли в «минималку» входить чаевые? А сверхурочные? А доплаты за опасный труд? А натуральные надбавки, например, еда или дрова/уголь/одежда? А должно ли вычитаться из заработной платы субсидирование детского сада для ребенка?
Почти сразу сложился консенсус: «тело МРОТ» должно быть неприкосновенно и выражаться сугубо в денежном эквиваленте. «Натуральные» вычеты возможны, но только из суммы, превышающей МРОТ. Ведь является доказанным фактом, что денежный доход приносит большее моральное удовлетворение, чем натуральный. Что бы вы выбрали: пусть маленькую, но зарплату или большую вязанку дров?
Чтобы оценить экономику государства через призму МРОТ, применяют индекс Кейтца. Он показывает соотношение между медианной и минимальной заработными платами. Важно, что в расчетах упоминается именно медианная, а не средняя зарплата. Давно известен анекдот, что «когда один ест мясо, а другой капусту, то в среднем оба едят голубцы». Поэтому, чтобы избежать подобных перекосов, используется показатель медианной зарплаты – срединной точки между 50 % самых больших и 50 % самых маленьких зарплат. Согласно требованиям ООН и Европейской социальной хартии, индекс Кейтца должен составлять 60 %. Так, все в порядке с социальным равенством во Франции, Португалии и Словении.
Требования МОТ другие и определяют рекомендованный индекс Кейтца в 50 %. 40 % считается критичной линией, ниже которой опускаться нельзя. Индекс Кейтца – своеобразный показатель. Понятно, что минимальная и медианная зарплаты не могут сравняться, поэтому индекс Кейтца никогда не будет составлять 100 %. Крайне низкие и крайне высокие показатели индекса свидетельствуют о серьезных проблемах в экономике. Например, индекс в 65 % и выше встречается преимущественно в африканских государствах (Буркина-Фасо, Чад, Лесото). В России же перед президентскими выборами 2018 года индекс Кейтца составлял 29 %, по данным 2019 года – уже 22,86 %, по данным 2020 года – 23,9 %. С 1 января 2021 года в России изменилась методика подсчета индекса Кейтца. Теперь законодательно он не может быть ниже 42 %. Однако достигнуты такие показатели будут, скорее всего, сугубо статистическими методами.
Несмотря на то что большинство стран используют один или два показателя МРОТ, бывают и исключения. Например, в Индии есть 1202 вида минимальных ставок оплаты труда. Некоторые страны применяют суррогаты МРОТ. Например, в Китае вместо МРОТ действует необлагаемый налогом минимум, который составляет в Поднебесной 5000 юаней в месяц (57 тыс. рублей). При этом функция установки минимальной планки передана на уровень провинций, городов и муниципалитетов. В самой благополучной из бывших советских республик, Эстонии, необлагаемый налогом минимум составляет 500 евро (44 тыс. рублей).
В Европейском союзе зимой 2020 года, перед началом пандемии коронавируса, разразилась дискуссия. Известно, что главной утопической целью создания ЕС является выравнивание уровня цен, уровня жизни и уровня зарплат во всех 27 государствах союза. Чтобы на пространстве от Лиссабона до Хельсинки чашка кофе стоила одинаково. И чтобы официанты, которые вам эту чашку кофе принесут, получали одинаковую зарплату. Однако очевидно, что на достижение подобной цели уйдет жизнь как минимум одного-двух поколений. Поэтому выдвигали идею общеевропейского МРОТ. Некоторые эксперты предлагали даже субсидировать МРОТ в странах Восточной Европы, чтобы «подтянуть» его до среднеевропейского уровня. Но разрыв слишком большой, почти в десять раз. МРОТ в Люксембурге – 2048 евро, в Болгарии – 260 евро. Выравнивание невозможно. Поэтому до момента окончания пандемии и завершения связанного с ней экономического кризиса идею положили под сукно. Последние коррективы, которые в нее внесли, гласили, что раз установить единый МРОТ в денежном исчислении невозможно, то надо установить единый МРОТ на пакет продуктов и услуг. Минимальные зарплаты в каждом из 27 государств ЕС могут отличаться, однако надо добиться того, чтобы в каждой стране на национальный МРОТ можно было купить определенный/одинаковый/необходимый для достойной жизни набор товаров и услуг. Скорее всего, в рамках следующего семилетнего плана ЕС (2027–2034 годы) идея получит свое воплощение.
Русские на минималках
История МРОТ в России тяжела и запутанна. Еще в 1922 году в молодой советской республике был введен обязательный минимум заработной платы. Спустя полвека установили «железный МРОТ» в размере 70 рублей в месяц, который не менялся вплоть до краха СССР. После хаоса и пертурбаций 90-х в 2000 году приняли федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда». Согласно принятому в 2002 году ТК РФ, понятие «минимальный размер оплаты труда» было приравнено к понятию «прожиточный минимум». И первое не могло быть ниже второго. Иначе терялась бы вся суть понятия МРОТ. Нельзя работать за зарплату, на которую даже по букве закона невозможно прожить. Однако на протяжении почти двух десятилетий эта норма не работала, так как регулирующий ее закон вступил в силу только 1 мая 2019 года.
В декабре 2016 года была предложена идея поднять МРОТ в России до 25 тыс. рублей. Напомню, что по итогам 2016 года МРОТ в России составлял 7500 рублей и был ниже прожиточного минимума (9889 рублей). Около 4 млн человек получали заработную плату ниже прожиточного минимума. На тот момент правительство России билось над проблемой уравнивания двух минимумов уже пятнадцать лет.
У правительства России уже был опыт «обвального» повышения МРОТ: в 2007 году он составлял 1100 рублей, а в 2009 году – уже 4330 рублей. За полтора года произошел четырехкратный рост. Результаты оказались противоречивые. С одной стороны, произошел резкий рост зарплат у низкооплачиваемых и неквалифицированных работников, что, в свою очередь, позволило «подвинуть» вверх всю тарифную сетку и вызвать «затухающий» рост зарплат по всей сетке. Произошло реальное снижение бедности. С другой стороны, резкий рост МРОТ привел к росту неформальной занятости (увеличению доли «серого сектора» экономики) и увеличению молодежной безработицы (людей без опыта работы просто не хотели брать на резко выросшую минимальную зарплату).
Дискуссия о «МРОТ в 25 000 рублей» выдалась очень жаркой. В случае реализации этой меры (МРОТ в 25 тыс. рублей при средней зарплате в 38–40 тыс.) в России индекс Кейтца был бы равен 65 %, то есть один из самых высоких в мире. Такие показатели встречаются только или среди очень богатых, или среди очень бедных стран. В свою очередь, инициатива президента Путина наконец-то уровнять МРОТ и прожиточный минимум выводила бы Россию на уровень индекса Кейтца в 29 %. Столь низкий уровень индекса Кейтца, в свою очередь, свидетельствует о коррупции, социальной незащищенности трудовой силы, обширной теневой экономике и высоком уровне неравенства, разрыве в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными.
Сторонники повышения МРОТ утверждали, что это поможет снизить неравенство в обществе и будет способствовать перераспределению общественного блага от богатых к бедным. Вызванная столь резким повышением МРОТ (3,3 раза) безработица, а также банкротство тысяч и тысяч малых и средних бизнесов (экономический шок), по их мнению, способствовали бы перестройке экономики. Неэффективные предприятия должны были бы умереть, а труд мигрантов (когда вместо специалиста за большую зарплату вы нанимаете несколько человек за копейки) должен был уйти в прошлое. Считалось, что цель (вырвать людей из нищеты) оправдывает любые средства. Согласно расчетам сторонников повышения МРОТ, 50,3 % работников (22,5 млн человек) получали в 2016 году зарплату ниже предложенного ими МРОТа. Изыскать средства на повышение МРОТ до 25 тыс. планировалось за счет борьбы с коррупцией. Стоит привести несколько цифр. В 2017 году повышение МРОТ на 300 рублей (с 7500 до 7800 рублей) потребовало от бюджета дополнительных затрат в 6,74 млрд рублей. Поскольку четыре из пяти низкооплачиваемых работников сосредоточены в госсекторе, то реализация программы только в пункте повышения МРОТ потребовала бы от бюджета от 3,4 до 4,1 трлн рублей в год.
Противников данной меры было гораздо больше. Из аргументов — резкое повышение МРОТ существенно исказит рынок рабочей силы (ведь повышать придется не только МРОТ, но и зарплаты тех, кто раньше и так получал 25 тыс. рублей, они захотят получать за свой труд больше), что вызовет резкий скачок безработицы (предприниматели начнут сокращать рабочие места, так как фонд зарплаты останется прежним, а размер поощрения вырастет; там, где раньше можно было содержать четырех, – останутся двое). Скачок безработицы оценивался в 8–10 %. Бизнес, который не сможет себе позволить подобные зарплаты, разорится. Часть бизнесов, выбирая между закрытием или уходом в серую зону, выберет второе. Так мы получим рост теневой экономики. Выживший бизнес захочет отбить вынужденные затраты через повышение цен на свои товары – это вызовет скачок инфляции. Поскольку от резко подскочивших зарплат необходимо будет продолжать отчисления в Пенсионный фонд, то через 10–15 лет случится коллапс пенсионной системы. Это не значит, что минимальный размер оплаты труда не надо повышать, просто государство должно двигаться вслед за рынком, эволюционным путем. Иногда этот путь может занять десятилетия. Но нельзя платить себе деньги, которых нет.
Вылезти из корзины
В 2021 году в России незаметно прошла «реформа МРОТ». С 1 января текущего года изменилась методика подсчета как прожиточного минимума (ПМ), так и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Цель реформы — борьба с проблемой «работающей бедности», когда человек, имея работу, все равно не может свести концы с концами. Предыдущая система исчисления МРОТ, введенная еще в 1997 году, была прямой наследницей советской карточной системы. Несмотря на то, что карточки на продукты питания отменили в декабре 1947 года, сам подход — смотреть на заработок человека через призму продовольственной корзины — остался. До нынешнего года понятие МРОТ было намертво привязано к ПМ. Как уже говорилось выше, в Трудовом кодексе 2002 года был заложен принцип, что «минимальный размер оплаты труда» не может быть ниже «прожиточного минимума». Однако он не соблюдался. Только после общественной дискуссии о «МРОТ в размере 25.000», премьер-министр Дмитрий Медведев поручил подготовить законопроект о том, что МРОТ и ПМ должны быть приравнены друг к другу. Позже, в ходе референдума 2020 года, данная норма была закреплена в новой редакции российской Конституции. Но уже в 2021 году от самого понятия «прожиточный минимум» фактически отказались. До сего года понятие «прожиточный минимум» было привязано к понятию «потребительская корзина». ПМ — просто денежное выражение корзины. Под «потребительской корзиной» же понимался жизненно необходимый набор продуктов питания, промтоваров и услуг. Уточним, что на 50 % корзина состояла из продуктов питания, на 25 % — из товаров народного потребления и на 25 % из услуг. Поскольку «корзина» была введена в оборот в 1997 году, то такие услуги как «мобильная связь» и «Интернет» в ней прописаны не были, хотя сейчас они — неотъемлемая часть жизни. Последний раз в полном объеме Росстат высчитывал «корзину» только в 2013 году. В последующие годы за основу брался только «продуктовый набор», который потом просто умножался на два. Президент России Владимир Путин неоднократно критиковал «минимальный продуктовый набор» за избыточное количество мучных изделий и картофеля и за недостаток мяса, рыба, овощей и фруктов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что от данного инструмента в итоге отказались.
В чем же суть реформы МРОТ 2021 года? Теперь МРОТ будет рассчитываться от медианной зарплаты по стране. Медианная зарплата (водораздел между 50% тех, кто получает больше и 50% тех, кто получает меньше) считается более справедливым критерием для расчета, чем «средняя зарплата». Медианная зарплата обычно на 30 % меньше средней и более четко отражает «ситуацию по больнице». Поэтому ожидается, что переход к новому критерию подсчета вызовет некоторый всплеск бедности в России, правда только «на бумаге». Стоит так же отметить, что привязка МРОТ к уровню дохода граждан и отказ от привязки МРОТ к потребительской корзине, а следовательно к уровню цен и к инфляции, может немного исказить наше представление о покупательной способности «минималки». Инфляция может сожрать любой доход. Одно дело иметь доход в 25 тыс. рублей, когда буханка хлеба стоит 25 рублей и совсем другое дело, иметь доход в 25 тыс. рублей, когда она стоит 100 рублей.
Согласно плану реформы, на ближайшие пять лет соотношение между размером прожиточного минимума и среднедушевым доходом будет закреплено на уровне 44,2 % (минимум дохода считается от дохода). В результате пересчета ПМ вырастет с нынешних 11.565 рублей до 11.653 рублей. Для пересчета МРОТ же будет применено соотношение 42 % от медианной зарплаты по стране. В результате он вырастет с 12.130 рублей до 12.792 рублей. Также будут пересчитаны привязанные к МРОТ социальные пособия и доплаты. В 2025 году, когда МРОТ предполагается довести до 16 тыс. рублей, расходы бюджета на него вырастут до 439 млрд. Из всего вышесказанного следует, что впервые в истории России МРОТ не только встанет вровень с прожиточным минимумом (к чему стремились 20 лет), но и превысит его. Считается, что с годами «разрыв» между ПМ и МРОТ будет только увеличиваться, что позволит эффективно бороться с бедностью. По словам вице-премьера правительства России Татьяны Голиковой, перерасчет МРОТ затронет около 3,9 млн человек, из которых 1,8 млн человек – бюджетники. Так же стоит отметить, что согласно новой редакции закона, МРОТ ни при каких обстоятельствах не может снижаться — только расти. То есть, как бы это смешно не звучало, но обязательный рост экономики у нас теперь прописан в законе.
У реформы МРОТ хватает и критиков. В частности экономист Игорь Николаев задается вопросом, почему в качестве коэффициента была взята именно цифра 44,2 %? Согласно его расчетам, речь идет о банальной «консервации бедности»: «…величина прожиточного минимума в 2021 году составила 11.653 рубля. Это как раз составляется 44,2 % от среднедушевого дохода за 2019 год — 26.365 рублей. То есть 44,2 % – это фиксация нынешнего состояния дел». Согласно расчетам РАН, «социальная приемлемая» потребительская корзина должна стоить 28-34 тыс. рублей, то есть приблизительно равняться медианной зарплате по стране. Тогда половина населения страны внезапно оказывается за чертой относительной бедности. Стоит признать, что медианная зарплата в России скорее ближе к черте бедности, чем к нижней черте среднего класса. По данным 2019 года, она составляет 34.335 рублей. Согласно же опросам общественного мнения, достойной для себя зарплатой россияне считают 50 тыс. рублей, жители же обеих столиц назвали цифру в 100 тыс. рублей.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.