С пустыней по пути: как живут бедуины

«Натура у них корыстная, хищническая, вероломная; они сладострастны и мстительны до самозабвения, но в то же время трезвы, гостеприимны, даже самоотверженны, в особенности для близких им людей, и рыцарски вежливы», – так определяет бедуинов энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1891 года. В общем, бедуины по-своему благородны, но при конфликте с ними никому не поздоровится. Еще бы, ведь эти люди приспособились жить в пустыне, где тысячелетиями закалялся их без преувеличения стальной характер.

Иллюстрация: Thomas Sheard, www.cv.vic.gov.au

А вот как писал о кочевниках пустыни арабский историк и философ XIV века Ибн Хальдун: «В силу своей дикости бедуины менее всех прочих наций склонны подчиняться друг другу, ибо они грубы, горды, честолюбивы и стремятся быть лидерами». Хальдун исследовал то, как повлияли отношения бедуинов с городским арабским населением на становление государств и развитие цивилизации в целом. Считается, что обычаи и традиции бедуинов ни много ни мало составили основу общеарабской культуры. И даже пророк Мухаммед, ключевая фигура ислама, в раннем детстве воспитывался в бедуинской семье.

Фото: Rami Sajdi, www.acacialand.com

ПРАРОДИНОЙ БЕДУИНОВ был Аравийский полуостров, откуда кочующие арабские племена распространились по пустынным территориям Ближнего Востока и Северной Африки вплоть до Атлантического океана. Само понятие «бедуины» произошло от арабских слов «бадия» или «аль-байда» (пустыня) и «бадауи» (ее обитатель). Бедуинами европейцы окрестили все племена арабского происхождения (а в Африке – не всегда арабского), ведущие неоседлый образ жизни.

Фото: Skafrica, www.istockphoto.com

Это не только про кочевников, живущих в шерстяных шатрах и пасущих одногорбых верблюдов, но и про полуоседлых, которые в горных долинах и степях разводят, кроме дромедаров, еще коз, овец и лошадей и возделывают землю, а также про тех «угнездившихся», кто чтит память своих кочевавших предков. Кстати, чем больше правительства стран пытаются контролировать кочевников, чтобы управлять ими, тем сильнее их интерес к своему прошлому и рост этнического самосознания.

Предки современных израильских бедуинов во времена арабских завоеваний VII–VIII веков переселились из Саудовской Аравии в пустыню Негев, отчего их и называют теперь негевскими, или «южными» («северные» осели в районе поселения Аль-Гейб и работают на земле). Негевские бедуины тоже арабского происхождения, исповедуют ислам и продолжали бы вести полукочевой образ жизни, разводя овец, вот только власти Израиля всегда стремились прикрепить их к постоянному месту, предлагая особые льготы или вводя запреты. С 1970-х годов кочевники стали переезжать в «законные бедуинские поселения», первая деревня – Тель-Шева – появилась в 1974-м, а за два года до того был основан город Рахат, где сейчас проживает треть всех израильских бедуинов. Но часть остается верна традициям и кочует по «непризнанным» поселениям, где нет электричества, газа, водоснабжения и инфраструктуры. Интересно, что около половины негевских бедуинов служат в израильской армии – ЦАХАЛ, кроме того, существуют Батальон бедуинских следопытов и бедуинский батальон спасателей. 

ЕСЛИ ПРИ СЛОВЕ «БЕДУИНЫ» нам представляется одинокий караван, затерянный посреди бескрайнего океана песков, то в реальности их не так уж мало. Это не отдельная народность, а целая группа племен, каждое из которых живет по собственным законам и говорит на своем диалекте. Сегодня численность бедуинов оценивается в 22 млн человек – примерно столько людей проживает на какой-нибудь Шри-Ланке. Бедуины составляют заметную долю населения в странах «восхода» и «заката», то есть исторических регионов Машрика и Магриба. К Магрибу относятся Ливия, Тунис, Алжир, Марокко и Мавритания (плюс спорные земли Западной Сахары, или Сахарской республики), а к Машрику – Ирак, Сирия, Иордания, Палестина, Ливан и Египет. При этом часть сирийских бедуинов, которых раньше насчитывалось более 600 тыс., из-за гражданской войны переселилась в Иорданию, Ливан, Турцию и другие страны, но многие племена участвовали в военных действиях. Кроме того, бедуины живут на территориях Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Израиля.

Бедуины, 1898 г. Фото: Frederic Duriez

Как у нас, немалую часть фольклорного наследия составляют пастушеские песни, так и у кочевников неотъемлемая часть культуры – песни погонщиков верблюдов (худа). При встрече бедуины из разных кланов заводили короткие песни, превозносящие свой род (замиль). На праздниках исполняли танцы с саблями или другим оружием, играли на музыкальных инструментах и соревновались в сказительстве.

СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО у большинства бедуинов схоже. Живут они племенами и кланами (хамулами или бейтами), то есть группой семей, связанных общим предком. Во главе племени стоит вождь (шейх, звание которого передается по наследству) или военный предводитель (мукаддам, амид). Кроме того, несколько кланов могут подчиняться кади, который играет роль одновременно судьи, военачальника и местного «сотрудника загса», заключая браки, как правило, внутриобщинные. Большой вес в принятии решений играют старейшины. У алжирских кочевников шавия семьи объединяются в общины (тайфе), группы (кабиле) или племена (бени). Традиционно бедуины селились родами в палаточных лагерях, шатрах или шалашах, при этом скот был частной собственностью семьи, а колодцы и пастбища – собственностью общины. Современные бедуины чаще всего живут в хижинах или бараках, а шейхи – зачастую в частных домах крупных туристических городов, предлагающих экскурсии и сафари в «бедуинские поселения».

Бедуинский город Рахат на юге Израиля. www.ynetnews.com
ТЕМ, КОМУ БЛИЗОК ОБРАЗ ЖИЗНИ в стиле минимализма, пожалуй, стоило бы поучиться у бедуинов: когда нужно, чтобы весь твой скарб поместился на горбе верблюда, не будешь обрастать лишним барахлом. В гардеробе бедуина непременно должны быть длинные одежды (для женщины – платье мадрага или абая), головные уборы и куфия – платок, защищающий от палящего солнца и песка (другие названия – шемаг, хатта, гутра, арафатка, у туарегов – лисам или тагельмуст). Остального – по минимуму. Само кочевничество объяснялось попросту тем, что найти пригодные для земледелия участки в пустынях и степях Аравийского полуострова было крайне трудно (в основном использовали оазисы), – приходилось передвигаться с места на место в поисках воды и пастбищ для скота. С переселением в Северную Африку с водой стало еще сложнее. Многие реки здесь сезонные, и, когда они пересыхают, остаются лишь русла из камней, зато уж если течет по дну мелкий ручеек, то эти русла напоминают «реки зелени», ведь временные огороды разводят прямо в них.
www.birdsofparadisedahab.com
Еды с собой по пустыне много не потаскаешь, да и хранить ее в таких условиях долго не получится. Поэтому бедуины могут в буквальном смысле питаться «в день по зернышку» – во время длительных переходов их обед нередко ограничивается жареными зернами ячменя или пшеницы. Но, конечно, есть у них и своя особая кухня. Традиционные блюда бедуинов – рис или кус-кус с мясом (минсаф), пресные лепешки (фалашиа), хлебная каша (айш), финики. Пьют они кофе, мятный чай (шай бил нана) и молоко – верблюжье, козье или овечье. Из молока же делают масло (самн), сухой творог (курут) и сыр (джубну). Вообще рацион у бедуинов испокон веков был весьма разнообразный, несмотря на пустынность земель, можно даже сказать, экзотический. Там и улитки со змеями, и ежи с дикобразами, и охотничья добыча – от страусов (которые почти истреблены) до волков, гиен и газелей. И хотя ислам запрещает есть свинину, бедуины могли охотиться и на кабанов. Использовали они для этого обученных соколов, собак и даже дрессированных кошачьих – пантер. А некоторые египетские бедуины, например, из племени аль-аббади, – прекрасные моряки и рыболовы.
www.birdsofparadisedahab.com
www.birdsofparadisedahab.com
Самый известный «бедуин ливийской пустыни», или, как о нем еще говорили, «бедуин мировой революции», – Муаммар Каддафи. Он родился весной 1942 года в палатке близ города Сирт, в 30 км от Средиземного моря, и, по иронии судьбы, был убит неподалеку в 2011-м, после того как повстанцы захватили город. В возрасте 33 лет в своей «Зеленой Книге», которую называли Кораном XX века, Каддафи писал: «Я, простой бедуин, который ездил на осле и босым пас коз, проживший жизнь среди таких же простых людей, вручаю вам свою маленькую, состоящую из трех частей “Зеленую Книгу”, схожую со знаменем Иисуса, скрижалями Моисея, и краткую проповедь того, кто ехал на верблюде… Я прожил годы в пустыне средь ее безлюдных и безбрежных просторов под открытым небом, на земле, покрытой небесной сенью». (Каддафи посвящен ноябрьский номер «ММ» за 2016 г. – Ред.)

О ГОСТЕПРИИМСТВЕ бедуинов издавна слагали легенды. Говорят, неписаный кодекс чести бедуинов «перекочевал» даже в повседневный общеарабский этикет. Один американский путешественник прошлого века так охарактеризовал бедуина: «Кочевник жаден до денег, но в такой же мере великодушен. Бедуин поделится с вами последним глотком воды, последней горстью риса. Принимая незнакомца в качестве гостя, он отдаст ему то, в чем крайне нуждается сам. Трудно превзойти бедуина в гостеприимстве». Странник с незапамятных времен мог войти в первый же шатер бедуина и рассчитывать на кофе с финиками, щедрый обед и «паек» в дорогу. О гостеприимном хозяине бедуины говорили: «Его кофейник всегда полон», причем расспрашивать гостя о делах принято было только после кофе. Если путник выпил лишь воды или молока, хозяин в дальнейшем не обязан был его защищать, а если разделил с хозяевами трапезу, ему позволялось поставить рядом свою палатку и в течение трех дней оставаться гостем под охраной. Не было лучшей похвалы для бедуина, чем комплимент о щедрости.

Танец с саблями на свадьбе. Фото: Library of Congress, www.mashable.com
Фото: Library of Congress, www.mashable.com

Знаменитый британский исследователь Уилфред Тесиджер писал, как один бедуинский шейх, которого окрестили «оказывающим гостеприимство волкам», каждый раз, услышав волчий вой около своего лагеря, приказывал вывести в пустыню овцу, ибо «никто не должен напрасно просить». Тесиджер в 1940-х годах пересек «дрожащее море» песков Руб-эль-Хали в Южной Аравии, которое называют «Пустым кварталом», пустыню Данакиль и многие другие «страны смерти» Ближнего Востока. Он восторгался бедуинами и возвращался в пустыни, чтобы изучать их жизнь или просто путешествовать вместе с ними.

Писатель Антуан де Сент-Экзюпери на своем самолете «Симун» в 1935 году пытался поставить рекорд при перелете из Парижа в Сайгон, но потерпел крушение в Ливийской пустыне. Оставшись без припасов, вдвоем с механиком Прево они блуждали в песках несколько дней, их преследовали миражи и невыносимая жара, но вскоре их, уже почти умиравших от жажды, спасли бедуины. События описаны в очерке Экзюпери «В сердце пустыни».


ОБРАЗ КОЧЕВНИКА ПУСТЫНИ, похожего на того, кого мы сегодня называем «бедуином», впервые был описан еще в Ветхом Завете и в документах VIII–VI веков до н. э. Бедуины всегда отличались воинственностью, а когда в начале нашей эры они научились лучше управлять верблюдами и приспособили их для верховой езды с помощью специального лучного седла, участились набеги кочевников на оседлое земледельческое население. Бедуины-воины участвовали во многих исторических событиях, в том числе были главной силой в эпоху арабских завоеваний VII–VIII веков, во время антитурецких восстаний Первой мировой и более поздних антиколониальных протестов. И по сей день, как только централизованная власть в стране слабеет и активизируется оппозиция, бедуинские племена тут как тут. К сожалению, с распространением оружия контакты с настоящими, «нетуристическими» бедуинами перестали быть безопасными. Как бы там ни было, главные качества в кодексе чести бедуинов, наряду с гостеприимностью, – храбрость и отвага. Без них не стали бы они главными героями истории Ближнего Востока, полной междоусобиц и сражений за жизнь с песчаной стихией. Вот откуда взялся этот дикий, свободолюбивый и честолюбивый нрав у кочевников, веками населяющих пустыни Передней Азии и Северной Африки.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ