Иметь детей или не иметь? Было время, когда этот вопрос перед людьми вообще не стоял: задавать его было или бессмысленно, или не принято. И только в ХХ веке человек всерьез задумался – а зачем ему вообще быть родителем?
С биологической точки зрения все очевидно: природа предназначила родительство для того, чтобы живые существа могли воспроизводить сами себя. Но в отношении человека это утверждение справедливо лишь для раннего этапа истории, поскольку со временем задачи родителей менялись в зависимости от эпохи, региона и многих других факторов. Современные психологи уверены: родительское поведение не следует автоматически за рождением ребенка, а проходит долгий путь становления в соответствии с укладом общества. То есть смысл родительства и его форму определяет вовсе не конкретная семейная пара, а социум.
Рациональное родительство: средство для выживания
«История детства – это кошмарный сон, от которого мы только недавно начали пробуждаться. Чем глубже уходишь в историю, тем ниже уровень ухода за детьми и тем чаще детей убивают, бросают, терроризируют и насилуют», – пишет в одной из своих книг американский историк Ллойд де Мос.
Доиндустриальное общество действительно представляло собой не самую гостеприимную для ребенка среду: он считался собственностью родителей, и отношение к нему, как к предмету собственности, было прагматичным – хорошая корова или коза порой могли цениться выше. Естественно, нравственное воспитание, забота о здоровье, образование и передача профессии находились в ведении семьи: как она решит в отношении ребенка, так и будет, государство в этот процесс не вмешивалось.
А вот нужно ли рожать детей и сколько именно – такие вопросы находились вне человеческой компетенции: «как Бог даст»; вольномыслие в этом отношении порицалось. Господствовала модель традиционной патриархальной семьи с нерегулируемой рождаемостью, и обычным делом было рождение 6–8 детей, но в среднем, по историческим статистическим данным, на семью приходилось 2–4 ребенка – из-за высокой детской смертности.
Теологи прошлого говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и крайне редко упоминают об обязательствах родителей перед детьми. (Эту тенденцию легко уловить, знакомясь с художественной литературой прошлых веков.) Основной подход к родительству был рациональным: дети являлись подспорьем в работе, надеждой на сытую старость. Границы детства долгое время были значительно уже, чем сегодня: если говорить, например, о крестьянской России, то уже в семь лет мальчики становились подмастерьями или работали в поле, а девочки помогали в домашнем хозяйстве. Младенчество сразу перерастало во взрослость.
Нормативное родительство: «Так принято»
Одна из самых заметных русских революционерок Александра Коллонтай в русле идеологии марксизма представляла, что воспитание детей должно стать «делом государства».
С того момента, как индустриальная революция заявила о себе в большинстве стран мира, города начали расти, а промышленность развиваться, в традиции общества начала входить забота о детях. Если в начале XIX века в Англии дамы из высшего света, занимаясь благотворительностью, контролировали трудоустройство детей фабричных рабочих, то в конце XIX века эти дамы следили уже за тем, чтобы дети пролетариев ходили в школу. Начали активно развиваться институты образования и медицины, и некоторые функции семьи – воспитательные, учительские и опекунские – государство уже могло взять в свои руки. Власть родителей над детьми перестала быть безграничной.
Изменилось и представление о нормальной семье: строго патриархальная модель ушла в прошлое, и уже в XX веке женщины пожелали справедливого распределения домашнего и родительского труда между работающими супругами. В позднем Советском Союзе было общепринято иметь полную традиционную семью: зарегистрированный брак, желательно, с двумя детьми – потому что с тремя женщине сложнее выйти на работу. «Так принято» – таким был основной ответ на вопрос о том, зачем нужны дети. Как считает известный социолог А. И. Антонов, в то время родительство выродилось в следование общественным требованиям.
Сознательное родительство: все для детей
Еще в 1960-е годы в России начала падать рождаемость, а в начале 90-х она опустилась ниже уровня простого воспроизводства населения. Кризис системы ни при чем – в некоторых странах Европы это произошло еще раньше. Начала меняться модель планирования семьи и сами ее формы. В постиндустриальном обществе женщины работают наравне с мужчинами, а дети становятся статьей расхода, а не дохода семьи.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, семьи стали массово однодетными. В эпоху рыночной экономики резко ухудшились материальные условия для родительства и ослабла «воспитательная» роль государства: если в советский период оно обеспечивало одинаковый для всех минимум – общественный уход за детьми и их бесплатное образование, то теперь вся тяжесть материального бремени, связанная с появлением ребенка, ложилась на плечи родителей.
Возврат к рациональному родительству и увеличению рождаемости, чтобы обеспечить большее количество кормильцев для семьи, был уже невозможен: мировоззрение людей слишком изменилось, массовое использование детского труда стало немыслимым. Поэтому сформировался новый подход к родительству – сознательный. Быть или не быть родителем – это больше не средство и не общественная норма, а личный выбор каждого. В конце XX – начале XXI века родители вновь становятся главными ответственными за нравственность, образование и воспитание детей.
Новые тенденции
Мог ли суровый патриархальный мужик представить, как он помогает помыть или уложить спать младенца? Наверное, нет. Сегодня же стремительную популярность набирают совместные роды, а молодые отцы не гнушаются менять пеленки своим чадам и участвуют в повседневной заботе о них наравне с матерями.
Ученые единодушно указывают на ряд социальных изменений, говорящих о том, что институт родительства вновь трансформируется. Главная тенденция последних десятилетий – статистически заметное разделение родительства и супружества (хотя на уровне элитарной идеологии эта идея возникла гораздо раньше). Теперь семья часто возникает задолго до заключения брака: 35 % детей, родившихся в браке в начале 2000-х, были зачаты до его регистрации. И в большинстве западных стран, и в России все больше становится семей с одним родителем, и все чаще при разводах детей оставляют с отцами.
Характерным для общества становится «позднее» материнство, особенно распространенное в крупных городах: в 1992 году средний возраст рождения детей составлял 24 года, а в 2006-м – уже почти 27 лет. Одновременно появляется и сознательная бездетность среди супружеских пар (о философии чайлдфри вы прочитаете на с. 000. – Ред.) и расширяется вариабельность форм родительства: однополые пары, групповые браки, партнерство вне брака – во всех этих «ячейках общества» сегодня тоже воспитывают детей.
Отношения между взрослыми детьми и их родителями тоже меняются. Многие молодые супруги больше не ждут помощи от семьи, но тех, кто считает, что престарелым родителям нужно помогать, по-прежнему довольно много. В России в отношениях взаимопомощи друг другу живет большинство родителей и их взрослых детей, а вот на Западе картина иная: там пожилые родители независимы от детей не только в экономическом отношении – они стремятся и к физической, и к психологической независимости, предпочитая в старости общественные службы ухода.
Ждет ли нас кардинальное изменение роли родительства? Оптимистичный сценарий обещает расцвет и развитие сознательного родительства, детоцентричность и семейный альтруизм. Пессимисты напоминают о тенденции сокращения рождаемости и вымирании Homo sapiens. Ну а что же мы сейчас на самом деле наблюдаем: кризис или эволюцию, – это вопрос, на который еще предстоит найти ответ.
***
Какие тенденции характерны для современного института семьи? Отвечает старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова:
– Сейчас в России государство с помощью религии пытается вернуть родительству функции «малой церкви». По сути, идет попытка возврата к консервативной семье. Помните разговоры в Госдуме о запрете абортов? Но мир изменился, наша страна ушла от нормативной модели, и поворот назад вряд ли возможен. В некоторых странах этого разрыва не происходило в течение их исторического развития – например, в Японии воспитание детей и уход за стариками всегда были делом матери, и даже сегодня там плохо прививается система детских садов, хотя и государство, и сами люди вроде бы заинтересованы в их работе. Или возьмем пример Швеции, с традиционно сильной социальной политикой государства, которое помогает родителям во всем. У нас же экономическая сторона родительства и связанные с этим сложности не позволяют изменить установки людей. Хотя если государство включится в процесс и поможет молодым семьям экономически, поддерживая работающих матерей, то, может, что-то и изменится к лучшему.
***
Точно неизвестно, какие причины вызывают возникновение родительской заботы в эволюции, однако в животном мире она очень распространена и принимает разные формы.
Самка роющей осы роет для своих яиц норки, а потом снабжает каждое из них парализованной добычей; когда молодые особи вылупляются, их мать уже отсутствует, но они оказываются обеспеченными укрытием и пищей. Пчелы откладывают яйца в соты, и непрерывный поток рабочих пчел регулярно проверяет эти ячейки, чистит и кормит развивающихся особей. Многие виды рыб выметывают икру на растения, в песок или просто в толщу воду, а некоторые строят гнезда. Самцы жабы-повитухи носят икру на себе, намотав ее в виде шнуров вокруг «талии». Самцы австралийской глазчатой курицы строят для своих яиц специальные «курганы» и посвящают их усовершенствованию около 10 месяцев, регулируя температуру внутри.
У птиц и млекопитающих родительское поведение достигает максимального развития, при этом у 90 % видов птиц о детенышах заботятся оба родителя, а у большинства млекопитающих – только мать. Ее обязанности включают в себя не только роды и вскармливание, но и игры, и обучение, и первый социальный опыт, и интегрирование в социум. Материнская забота – одна из главных сил, определивших наш онтогенез (индивидуальное развитие) с опорой на родителей. Именно развитие в «материнской среде» остается тем, что объединяет нас с другими млекопитающими.
***
Многие историки, социологи и психологи склоняются к мнению, что материнский инстинкт – миф, порожденный развитием культуры. Французский историк Филипп Арьес в своей книге «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» приходит к выводу, что отношения детей и родителей, а также понятие «материнский инстинкт» в их современном понимании возникли в странах Запада лишь в середине XVIII века. Элизабет Бадинтер, профессор философии парижского университета, в работе «Любовь в дополнение: история материнской любви (XVIII–XX века)» утверждает, что вплоть до конца XVIII века материнская любовь была социально случайным явлением. Знаковым событием, после которого материнская любовь превращается в признанную культурную ценность, профессор считает книгу Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», вышедшую в конце XVIII века. С этого времени начинает проявляться забота о детях, а не любить детей становится стыдно. «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство», – полагает Бадинтер.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.