Поэты XVIII–XIX веков называли письма «путешественниками во времени». И не удивительно. Корреспонденция могла идти к адресату несколько недель, месяцев, а иногда и лет. Если бы не технический прогресс с его паровозами, пароходами, самолетами, так бы и пользовались мы гонцами да почтовыми голубями. Но все изменилось.
Строительство железных дорог, аэродромов и портов по всему миру сократило время доставки в два-три раза. Правда, в начале XX века пришлось столкнуться с новой проблемой: выросло количество отправлений. Лавины писем, открыток, бандеролей и посылок обрушились на почтовые отделения как снег на голову. И нужно было их разгребать. Быстро, точно, аккуратно.
Прошел век, а «почтовый вопрос» до сих пор актуален. Зачем спустя сто лет мы вернулись к «почтовым голубям»? Для чего письма разгоняют до скорости болида? Почему роботы никогда не захватят контроль над почтой?
Путь конверта
Что мы знаем о доставке почты? Корреспонденцию ежедневно забирают из почтовых ящиков и отделений и отвозят в автоматизированные сортировочные центры (АСЦ), которых всего четыре в России. А что дальше?
Казалось бы, нужно взять посылку и отправить по адресу. Но представьте, что конвертов и посылок – миллионы. Большие и маленькие, плотные и худышки, легкие и тяжелые. Нужно не только рассортировать их по весу, размеру и пункту назначения, но и проверить правильность заполнения адреса, наличие марок, запрещенных предметов. Квест не из легких и уж точно не из быстрых.
Все типы почтовых отправлений проходят испытания не хуже бойцов спецназа – полосы препятствий в виде автоматизированных систем обработки, первую из которых создала компания Toshiba. В России таких линий четыре: во Внуково, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске – каждая отвечает за несколько регионов страны. Отсюда рассортированные письма и бандероли отправляются в районные и областные отделения связи.
После такой процедуры оператор ставит пачку писем на сортировщик – и начинается магия. Автомат подхватывает конверты и запускает их по специальному конвейеру. Это похоже на бесконечный поезд, где вместо вагонов – конверты. Скорость их транспортировки близка к скорости гоночного болида. Автоматическая система поддерживает до 999 сортировочных программ и может за час обработать до 30 тыс. писем. Для сравнения: за это время человек в ручном режиме сортирует всего около 300 писем.
В считанные минуты система выполняет несколько процессов. Проходя через специальное оптическое устройство, конверты проверяются на наличие марок. Здесь же считываются индекс и адрес пункта назначения, делается цифровой снимок каждого письма.
Если индекс написан неверно, система выявляет ошибку и откладывает такое письмо «до выяснения обстоятельств». На этом этапе подключаются операторы, которые сначала с помощью компьютеров, по фото конверта, пытаются разобрать адрес/индекс, а в случае неудачи конверт отправляется в отдел ручной обработки. Здесь работают почтовые «дешифровщики», которые могут разобрать самый неразборчивый почерк.
Если же все в порядке, марки гасятся при помощи специальных печатей (чтобы конверт нельзя было использовать повторно), а письма отправляются в контейнеры согласно своему пункту назначения. Заполненные контейнеры опечатываются и передаются дальше – в почтовое отделение, если корреспонденция остается в том же городе, или на вокзал/в аэропорт для отправки в другие города и страны.
В ПОЧТОВОМ ВАГОНЕ, который цепляется к обычным составам, обязательно едет почтовый проводник (начальник вагона). Он отвечает за сохранность почтовых отправлений и противопожарную безопасность. Такие рейсы, как правило, занимают от одного до пяти дней.
Большой брат
С конвертами разобрались. А как обстоят дела с бандеролями и посылками? Для обработки используются похожие системы, но они скорее напоминают конвейерные ленты-дороги – со своими поворотами, съездами и «светофорами», которые следят за тем, чтобы посылки не сталкивались на «перекрестках». На протяжении всей «трассы» стоят оптические сканеры, которые считывают штрих-код и направляют груз в нужный поворот.
Посылки и бандероли попадают в бокс, где формируется партия для отправки в конкретный город или страну. С помощью спецтехники их загружают в почтовые грузовики или фуры и отвозят в места назначения.
Роботы-логисты
Насущным вопросом отделений почты была и остается складская логистика. Автоматизация этого процесса долго не давала результатов, поскольку роботы не могли эффективно извлекать и перемещать грузы, группировать их в соответствии с заданными параметрами. Им не хватало скорости, сноровки и заряда аккумуляторов. Но, наконец, автоматизация дотянулась и до этого. И пока Почта России только начинает внедрять роботизированные системы, компании DHL и Amazon уже несколько раз модернизировали «умных помощников».
На смену грузчикам и электрокарам в 2003 году пришел робот компании DHL, предназначенный для выгрузки почтовых отправлений из контейнера. Но если DHL использует его исключительно для своих нужд, то компания Wynright предлагает аналог всем желающим. Механическая «рука» сканирует содержимое контейнера, определяя величину ящиков или коробок, после чего начинает автоматическую разгрузку на конвейерную ленту. Сенсоры слежения контролируют процесс, предотвращая неполный захват груза и его возможное падение.
Говорят, лень – двигатель прогресса. Этой же мыслью, вероятно, вдохновились инженеры компании Amazon, создавая роботов, транспортирующих целые стеллажи, а не отдельные посылки. Роботы заезжают под стеллажи, поднимают их над землей и перевозят на новое место. Ориентирами для перемещения служат QR-метки на полу, по которым система навигации определяет кратчайший маршрут и проверяет наличие других «работяг» на пути следования.
А компания Swisslog разработала комплексное решение CarryPick – она предлагает не только роботов-транспортировщиков со специальным программным обеспечением, но и конфигурируемые стеллажи, которые легко трансформируются под любые объемы помещений и виды грузов. Эту систему рассматривали сразу несколько частных почтовых компаний для своих складов, но заказ пока так и не сделали
Почта будущего
Несмотря на всеобщую роботизацию, люди еще долго будут при делах. По прогнозам футурологов, в ближайшие 30–50 лет машины не смогут освоить процессы, подвластные людям. Хотя некоторые успехи на этом поприще уже имеются.
До недавнего времени считалось невозможным научить механизм брать конкретные товары со стеллажа. Но компания Toshiba создала шестиосного робота, который выбирает оптимальный способ захвата груза весом до 20 кг. Компьютер рассчитывает кратчайший путь, а система датчиков позволяет переносить грузы по сложнейшим траекториям. Так и хочется сказать: «возьми с полки пирожок».
Сортировку бандеролей с большой вероятностью доверят SCARA-роботам и роботам-манипуляторам с вакуумным захватом. Они доказали свою эффективность на практике и уже используются в нескольких компаниях. Благодаря искусственному интеллекту и видеокамере компьютер способен распознать не только форму, но и материал предметов. Робот может перенести любые грузы в пределах габаритов 50 × 30 × 20 см и массой до 7 кг.
Количество почтоматов – «контейнеров самообслуживания», в которых вы сможете быстро получать отправления, – увеличится раз в десять. Они частично решат вопрос с очередями в почтовых отделениях, так как автоматы устанавливаются в торговых центрах, банках и других местах массового посещения людей.
И, конечно, почта вернется к «почтовым голубям» – дронам. По имеющимся данным, США, Англия, Япония, Китай, Россия и Франция уже внедряют в работу почтовые дроны, которые будут задействованы в экспресс-доставке корреспонденции, предметов и даже денег. Еще девять государств рассматривают мультикоптеры как альтернативный способ доставки отправлений. В африканских странах дроны тестируют для доставки проб крови и лекарств в труднодоступные регионы. Пока воздушное пространство свободно от пробок, летающие помощники справятся с транспортировкой быстрее и лучше водителей.
Но как бы далеко ни шагнул прогресс, человек остается главной «автоматической единицей». В сортировочных пунктах люди занимаются сложной и кропотливой работой: проверяют соответствие индекса адресу, расшифровывают неразборчиво написанные адреса, сортируют и укладывают письма в определенном порядке. Эти задачи многим роботам пока не под силу.
Современный сотрудник АСЦ похож на суперагента. На руке его закреплен прибор, который считывает штрих-коды и владеет полной базой индексов и ZIP-кодов любой страны мира. А еще у операторов феноменальная память. Они наизусть знают все основные индексы своей страны и за десять секунд успевают просмотреть данные отсортированного конверта, исправить в нем ошибку и отправить письмо на повторную обработку. Учитывая количество отправлений, человек – это практически суперкомпьютер.
Люди участвуют во всех процессах: водят автомобили и погрузчики, отслеживают пробки на пути почтовых фур, занимаются логистикой и, конечно же, доставляют письма в почтовые ящики. Многие сотрудники почтовых отделений оснащены специальными гаджетами и программным обеспечением, будь то навигатор, мобильный телефон или сканер, считывающий штрих-коды. Это мелочи, которые мы давно не замечаем, но без которых тратили бы в два-три раза больше времени на обработку данных и доставку грузов.
Только представьте: задержка почтового грузовика на один час способна увеличить срок доставки писем и бандеролей на один день. Вот почему важна слаженная работа всей команды, начиная с операторов АСЦ и заканчивая почтальонами.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.