Рэп-баттл как возмутитель спокойствия: что случилось?

Чуть больше недели назад все крупнейшие СМИ написали об эпохальном баттле рэперов Оксимирона и Гнойного, который на сегодня набрал почти 20 миллионов просмотров на YouTube. Почему такой субкультурный феномен, как рэп-баттл, вдруг стал интересен всей стране?


Кстати, Роскомнадзор пообещал оштрафовать СМИ, которые опубликовали запись или прямую ссылку на запись рэп-баттла. В надзорном ведомстве напомнили, что ст.4 ФЗ «О средствах массовой информации» запрещает распространение материалов, содержащих нецензурную брань. Мультимедийные материалы сетевых изданий, в том числе прикрепленные изображения, видеозаписи и гиперссылки на сторонние ресурсы, являются частью контента зарегистрированных электронных СМИ. Поэтому размещать ролик на сайте не буду, вы легко найдете его по запросу в поисковике или на самом видеохостинге, если возникнет желание.

Рэп-баттлы были давно, в последние три года этот формат широко распространился в обеих столицах, но ни один не привлекал такого внимания. Почему же этот словесно-музыкальный поединок так взволновал общество?

Я посмотрела баттл и лично для себя выделила несколько причин. Первая: как ни крути, исполнитель Oxxxymiron очень популярен. Мирон Федоров окончил Оксфорд, любит русскую классическую поэзию и считается одной из важнейших персон российского хип-хопа. Его последний альбом «Горгород» стал самым продаваемым российским хип-хоп-альбомом в iTunes в 2015 году.

Рэпер Гнойный, он же Слава КПСС, Соня Мармеладова, Вячеслав Карелин, больше известен в баттловой среде, то есть в узконаправленном сообществе, но тоже весьма популярен. Он выпускает треки под разными псевдонимами, активно использует табуированную лексику, в его текстах много вызывающих и провокационных моментов.

Получается, конкретно этот баттл был заранее обречен на привлечение повышенного внимания со стороны поклонников исполнителей. Тем не менее никто не ожидал 20 миллионов просмотров (а их будет еще больше), которым очень поспособствовал исход баттла: проиграл непобедимый до этого Oxxxymiron.

Новость об этом молниеносно разлетелась не только по специализированным СМИ, но и по крупным общественно-политическим изданиям, хотя, казалось бы, кому это интересно. Однако информационно-шумовая волна была запущена, новости стали порождать мемы, в интернете распространились шутки, понять которые можно было только в случае, если смотрел баттл. Хорошо это или плохо?

В итоге, как я сказала, баттл посмотрела и я. И мне понравилось! Понравилось наблюдать за искусством новой формы, и именно это я считаю второй причиной популярности баттла. За 50 минут беспрерывных рифм, рэперы рассказали истории друг друга, поделились принципами творчества и много раз ссылались на литературные произведения, исторические факты. Немного смешно писать о рэп-баттле в стиле анализа стихотворения, но, возможно, это и является главным показателем изменений в субкультуре. По моему скромному мнению, у жанра появился смысл, он наполнен искренностью.

Ни для Мирона, ни для Славы баттл не был экспромтом, но мне непонятно даже то, как можно было все это заучить. Очень хочется уделить больше времени осмыслению увиденного, обратиться к истории, культурологии и филологии, но вместо этого я, пожалуй, просто приведу цитаты людей, которые уже попробовали это сделать.

Писатель, поэт и публицист Дмитрий Быков: «Рэп при всей своей грубости никак не блатная культура и тем более не шансон. Рэп – современная, наиболее живая и успешная форма существования русской поэзии, которая раньше точно так же преобразила рок, отодвинув музыку на задний план. Основой успеха «Аквариума» и «Наутилуса» была все же поэзия БГ и Кормильцева, их расплывчатая, мерцающая точность. Плохо только то, что в любом сегодняшнем российском соревновании побеждает тот, кто бесстыдней и проще. Но и это полбеды – говорила же Ахматова, что поэзия должна быть бесстыдна».

Музыкальный критик Илья Легостаев в эфире радио Sputnik: «На мой взгляд, хип-хоп – это сейчас то, чем был рок-н-ролл в 80-х и 90-х. Наверное, так звучали бы (сейчас) группы «Кино», «Наутилус» и другие рок-мастодонты, золотые времена которых мы помним. Случился такой микс культур и, исходя из того, что Россия – страна литературоцентричная, и нам очень важно слово (неважно, матерное или нет), появился спрос на такую поэзию, которая очень сильно ужимается и может, в отличие от классических песен, выдать гораздо больше информации», – сказал Илья Легостаев.

Журналист Андрей Архангельский, цитата из материала для Republik.ru: «Когда после многочисленных репортажей о баттле спешно сбежались филологи и культурологи, они убедились, что, во-первых, это весьма небанальный спор о сущностях. А во-вторых, даже не зная деталей и сленга субкультуры, легко можно понять, о чем спорят, – как не было проблемой для Вознесенского или Окуджавы понять Гребенщикова или Майка Науменко. Этот спор в общем-то универсальный, вечный для русской культуры. Спорят, как всегда, о том, кто настоящий, а кто подделка; кто продался, а кто нет. Причем для этого используется вся палитра – от цитирования поэтов Серебряного века до банальных личных выпадов и оскорблений. Но попутно баттл превратился еще и в разговор о том, где проходят границы культуры в постмодерне, до какой степени можно использовать коды поп-культуры и каналы популярности, чтобы самому не превратиться в попсу; то есть это еще и обсуждение того, что есть сегодня культура, а что – имитация».

Чем больше публикаций о баттле – тем больше интерес к новости. Чем больше интерес к новости – тем больше новостей она породит вслед за собой.

Кстати, у партнеров «ММ» – Интеллектуального кластера «Игры разума» – даже пройдет лекция по теме. Культуролог Алексеей Машевский расскажет о феномене рэп-баттла с точки зрения глубокой укорененности поэтического соревнования в культуре и архаичности тех форм, в которых они становятся внятными для современной аудитории. А поэт и художник Роман Осьминкин расскажет о баттлах как о феномене «вторичной устности», совмещающей в себе живую речь и письмо.



Дискуссия станет первым событием в рамках проекта «Что случилось?» – цикла встреч, на которых будут разбирать резонансные культурные события в их культурно-историческом контексте.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ