Разгадана тайна младенца, обнаруженного в гробу епископа XVII века
Антон Тальский –
В 2012 году властями города Лунд было принято решение о переносе гроба представителя церквей Швеции и Дании, епископа Педера Винструпа, умершего в 1679 году в возрасте 74 лет. Тогда учёные решили воспользоваться возможностью и изучить хорошо сохранившиеся останки епископа. Однако после вскрытия гроба их ждал сюрприз: епископ был похоронен не в одиночестве. В ногах Винструпа также было обнаружено тело недоношенного мертворождённого ребёнка.
У учёных сразу же возник закономерный вопрос: зачем было помещать останки тела 5-6-месячного мертворождённого ребёнка в могилу к престарелому епископу?
Несмотря на то, что в шведском обществе того времени ритуал помещения тела маленького ребёнка в могилу ко взрослому человеку был достаточно распространён, в случае Винструпа это всё же было достаточно необычным актом по причине общественного статуса епископа. В какой-то момент лундские исследователи стали подозревать, что Винструп и обнаруженный между его икрами младенец при жизни были друг с другом как-то связаны.
Чтобы понять, что это была за связь, и была ли она вообще, учёные добыли генетические образцы Винструпа и найденного в его могиле ребёнка и провели их анализ. Выяснилось, что тело ребёнка принадлежало мальчику, и с епископом у него было около 25% общих генов. Это значит, что они были родственниками второй степени родства.
На этом этапе исследователям оставалось определить, кем именно из родственников второй степени приходился епископу мертворождённый мальчик. Изучив исторические архивы, содержащие информацию о Педере Винструпе и его семье, учёные установили: ребёнок был его внуком.
За этим открытием просматривается драма семейства Винструпов. Дело в том, что сын епископа, Педер Педерсон, был в конфликте со своим отцом : вместо выбора пойти по его стопам и изучать теологию, он решил учиться искусству построения фортификационных сооружений. Затем, когда шведская корона решила вернуть себе земли, которые некогда были подарены дворянству, Педерсон-младший лишился поместья своего отца-епископа.
В итоге младший представитель Винструпов так и прожил в нищете до конца своих дней, а род этой семьи так и не было продолжен. Исследователи считают, что помещение в гроб епископа тела его внука было символическим актом: епископ, желавший продолжения своего рода, обрёл внука — пусть и на момент соединения они оба были мертвы.
Фото: Gunnar Menander
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.