Живой остров, ктулху, кракен и криптид – как только ни называют этих чудищ из глубин. А на самом деле речь, всего-навсего, о кальмарах. Они бывают милые и цветастые, великие и ужасные. К последним, к примеру, относятся кальмары, которых так и называют – гигантские. В длину они достигают 8 м и считаются одними из самых крупных беспозвоночных на планете.
Антарктический глубоководный кальмар вырастает до 10 м в длину и весит полтонны. Есть подозрения, что бесконечность в его случае – не предел: эти особи, вероятно, способны вырастать до 13–14 м. Один только глаз глубоководного монстра достигает в диаметре 27 см (кстати, «зеркала души» кальмаров бьют рекорды по размеру среди всех остальных живых существ, поэтому у них отличное зрение). Правда, поймать взгляд кальмара кому-нибудь вряд ли захочется… Впервые антарктического гигантского кальмара описал в 1925 году британский зоолог Гай Робсон (Guy Robson) – по двум щупальцам, полученным из желудка кашалота. Кальмары этого вида (по-научному – Mesonychoteuthis hamiltoni) – эндемики Антарктики, то есть не встречаются нигде, кроме этого региона. А район, прямо скажем, не самый исследованный. Вот и кальмары его долгое время оставались в тени более распространенных своих сородичей. После Робсона о них не слышали около полувека, а потом в 1979 году поймали самку антарктического кальмара – с длиной мантии 117 см!
В организме гигантских (Architeuthis) и антарктических (Mesonychoteuthis hamiltoni) кальмаров содержится хлористый аммоний – неорганическое соединение, которое уменьшает удельный вес их тела, придавая животным нейтральную плавучесть. Это значит, что громадины способны буквально «парить» в толще воды, не совершая при этом почти никаких движений. «Мелюзга» вроде Pickfordiateuthis pulchella или Sandalops pathopsis, не превышающая в длину нескольких сантиметров, так не умеет. Как, впрочем, и остальные виды кальмаров, включая тех, что подают в вашей любимой пивной. Чтобы сохранять равновесие в воде, они вынуждены использовать свою знаменитую реактивную струю. Механизм напоминает принцип работы сифона: вода под большим давлением выпускается из специальной трубки в теле моллюска. Гигантские кальмары, в отличие от мелких и суетливых, пребывают в степенном спокойствии и умиротворении.
Живут эти «философы» на глубине от двух до четырех тысяч метров, хотя взрослые особи могут обитать гораздо выше – от 200 до 700 м. И все равно глубоко. Наверное, поэтому об этих гигантах вплоть до конца XX века было известно мало и только из страшных легенд – например, о кракене, топившем корабли. Ученые, кстати, считают, что потопить судно не под силу даже самым крупным особям, а вот опрокинуть лодку – вполне. Хотя, если гигантская туша резко выпрыгнет из воды, то может повредить и крупное плавсредство. Ходят слухи, что в 1937 году такой кальмар «запрыгнул» в рыболовецкое судно у берегов Японии, пробил в нем дыру и потопил. Так что средневековые мифы о «живых островах», которые поджидали моряков в океане, не так уж мифичны. Получается, у таких громадин даже нет естественных врагов? Есть, единственный, но грозный – кашалот. Хотя имеются свидетельства о нападении на гигантских кальмаров полярных акул и гринд – черных дельфинов, которые и сами могут достигать 8,5 м в длину и 800 кг веса. Вот уж действительно, Годзилла против Кинг-Конга!
Большая часть – свыше 90 % видов кальмаров – это мелкие формы, не превышающие в длину полуметра. И живут они не только в холодных водах Арктики и на глубине, но и в тропиках. Главное – чтобы вода была соленая. И чем она теплее, тем веселее их окрас. Поэтому южные виды красочные, а глубоководные бесцветны. А еще чем выше обитает кальмар, тем меньше размер его тела, поэтому, чтобы увидеть крупных «спринтеров моря», придется нырнуть поглубже. Но не мешкайте: скорость этих существ достигает 55 и даже 70 км/ч. Некоторые виды, спасаясь от хищников, способны выпрыгивать из воды и пролетать несколько метров над водой. Это одни из самых проворных животных в океане – настоящее ракетное вооружение Нептуна.
А еще моллюски, как и многие другие водные обитатели, натурально – голубых кровей. В состав их «живительной руды» вместо гемоглобина входят его функциональный аналог – гемоцианин – и медь. Необычность на этом не исчерпывается, ведь у кальмаров, как у осьминогов и каракатиц, аж три (!) сердца. Первые два называют жаберными – они качают кислород в третье, основное, которое прогоняет кровь уже по всему организму. Кстати, о жидкостях. Знаменитые чернила кальмара служат ему, чтобы буквально пускать «пыль в глаза» хищнику. Тот нападает на темное пятно, напоминающее по форме самого моллюска, а кальмар тем временем пускается наутек.
В советском фильме «Тайна двух океанов» гигантский кальмар утаскивает в море батискаф. Поэтому страх перед громадными морскими чудовищами у нас, так сказать, из детства. На самом деле гигантские кальмары не столько опасные, сколько слабо исследованные. Особенно это касается антарктических представителей вида.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.