Что делать в случае ядерной угрозы

Часы Судного дня — это проект журнала Чикагского университета, начатый в 1947 году создателями первой американской атомной бомбы. Периодически часы появляются на обложке журнала, показывая, сколько минут осталось до полночи — момента ядерной войны. За последние 70 лет часы меняли свое положение 25 раз. Наиболее близки к «полночи» их стрелки должны были быть во время Карибского кризиса, но поскольку он разрешился очень быстро — за 38 дней — их не успели перевести. Мы надеемся, что нынешний мировой «сбой» закончится так же скоро. А пока почитайте о том, что делать в случае ядерного катаклизма.

Текст: Татьяна Лунина

Не хотим никого пугать, поэтому пока — лишь на примере аварии на АЭС.

Чтобы узнать общественное мнение, сегодня достаточно задать вопрос в социальной сети. Но мы выбрали старый метод уличного соц­­­о­проса. Вечером, когда люди возвращаются с работы, мы вышли на улицу и высмотрели первую жертву – женщину лет тридцати.

– Вы знаете, что надо делать, если вам сообщат об аварии на АЭС?

– Ну-у… выпью воду с йодом, запрусь дома и буду спрашивать у знакомых, что делать дальше.

– А почему не у МЧС?

– Я знакомым больше доверяю.

Молодежь в основном веселилась:

– Я буду последнее желание исполнять!

Старшее поколение относится к проблеме техногенной катастрофы философски: если произойдет взрыв, то жизнь спасти вряд ли удастся. А вообще нужно засесть дома, включить телевизор или радио и выпить воду с несколькими каплями йода. Чаще всего нам отвечали, что лучше уехать подальше.

Один пожилой мужчина старательно перечислял действия, постоянно поправляя себя, чтобы восстановить верный порядок. Там было и про закупоривание щелей, и про необходимый набор продуктов – все четко.

– Вы когда-нибудь все это проделывали?

– Да, когда «знающая» подруга рассказала жене о неполадках на Ленинградской АЭС.

Подытожить результаты нашего соцопроса можно словами одной студентки:

– Все-таки представить, что жизнь может оказаться под угрозой, не получается – у нас на уроках ОБЖ была только теория. И учебные тревоги проходили вовсе не тревожно: все радовались отмене занятий и шли играть во двор.

Серьезную тему ядерной энергетики не могли обойти создатели Симпсонов. Один из главных героев сериала, Гомер Джей Симпсон, работает инспектором на Спрингфилдской АЭС. Правда, он не совсем понимает, как справляться с Консолью Управления Безопасностью модели T-437, за которой сидит (его обязанности успешно исполняет сын Барт, курица и даже кирпич), и город из-за него не раз оказывался под угрозой.

Чтобы на фоне этого сумбура составить более четкую картину действий, мы решили позвонить в МЧС и задать те же вопросы специалистам. Разговорить Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности было непросто: каждый раз, когда трубку поднимали, после неизбежного удивления пересылали к кому-нибудь еще – по другому телефону. Цепочка прервалась на шестом номере. Но назавтра до­звониться удалось: «Можно приезжать в любой день, и на ваши вопросы обязательно ответят». Консультировали нас преподаватели Учебно-методического центра и научный технический сотрудник.

Как узнать, что произошла авария, и кто контролирует радиационную ситуацию в городе?

Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, о радиации почти ничего не было известно, и люди безбоязненно выходили посмотреть на «красивое зарево», поднимаясь для этого на крыши домов и спокойно покидая свои квартиры. О том, что делать в случае чрезвычайной ситуации, знали только военные и их семьи.

Сейчас люди боятся каждого слуха о радиации. С недоверием бороться трудно: аргументов против «не верю» не найти. Что ж, оценим ситуацию, что называется, «от обратного»: представим себе, что произошла серьезная авария на АЭС. О повышении в городе уровня радиации немедленно станет известно – для этого у МЧС есть специальные датчики.

Если вы въезжаете на территорию России или выезжаете из страны, то можете заметить необычные «столбики», похожие на электрощиты. Только вместо привычного «Не влезай – убьет» на них написано «Янтарь». Они позволяют контролировать уровень радиации.

Автоматизированная система контроля радиационной обстановки – АСКРО – действует сегодня на всех атомных станциях. Измерительные посты располагаются на расстоянии 30 километров от АЭС в разных местах: вокруг Ленинградской атомной электростанции работает 25 таких постов – в населенных пунктах Ломоносовского, Кингисеппского и Волосовского районов.

Данные АСКРО ежедневно сообщаются в мэрию Соснового Бора, аварийные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Информация об уровне радиационного загрязнения доступна любому: она обнародуется на специальных табло, установленных на измерительных постах, и в Интернете. Например, на сайте www.russianatom.ru можно по­смотреть данные о радиационном фоне со всех АЭС России, а также с мест, где установлены датчики.

Как разобраться в цифрах, которыми усеяна эта карта? При распаде вещества источник испускает ионизирующее излучение, мерой которого является экспозиционная доза. Ее измеряют в рентгенах (Р). 1 рентген – величина достаточно большая, поэтому на практике используют миллионную (мкР) или тысячную (мР) долю рентгена. Согласно нормам радиационной безопасности (НРБ-96), допустимыми будут показания от 0,1 до 0,3 мР/ч, или 10–30 мкР/ч. Например, сейчас в Санкт-Петербурге вполне приличный радиационный фон – 13 мкР/ч. Бить тревогу нужно при показаниях свыше 30 мкР/ч – это значит, что не исключена аварийная ситуация. В таких случаях нужно звонить по телефону 01 или искать подробную информацию в Интернете.

Кстати, несмотря на обнадеживающее слово «норма», комментарии МЧС неутешительны: как вы думаете, почему с 1990 года средняя продолжительность жизни населения снизилась в среднем на 20 лет – и в основном по причине онкологических заболеваний?..

Аптечка индивидуальная 

Таким образом, шила в мешке не утаишь: если случится авария на ЛАЭС, правительство области запишет голосовое сообщение, которое будет транслироваться через громкоговорители на улицах, а также через все стационарные телефоны, радио, государственные телевизионные каналы. Возможно, на мобильные телефоны будут присылаться SMS или голосовые сообщения.

Что делать, когда узнаешь такую новость? Если авария застала вас на улице, надо по­скорее найти специально оборудованное укрытие – метро, но если его нет поблизости, подойдет какой-нибудь подвал. Когда и это невозможно, роль укрытия выполнит любое здание. Находясь в квартире, надо в первую очередь закрыть двери, окна, закупорить все щели и слушать правительственное сообщение (или искать его в Сети).

А если объявлена эвакуация? Конечно, без паники выполняйте все, что скажут в голосовом сообщении. МЧС ГО рекомендует набор вещей, которые необходимо взять перед отъездом или выходом на улицу: одежда по погоде (помните, что надо как можно меньше находиться на открытом воздухе и стараться закрыть все тело от зараженной ионизирующими частицами среды), нижнее белье, однодневный запас продуктов, документы, деньги, медицинская аптечка АИ-2 и дополнительные лекарства. Все это надо сложить в рюкзак и обернуть его полиэтиленовой пленкой.

В первую очередь радиационные вещества поражают дыхательную систему, поэтому наденьте, по возможности, противогаз или респиратор, или просто закройте повязкой нос и рот. Поверх одежды лучше надеть плащ из пленки, резиновые сапоги и перчатки – это поможет защитить себя и вещи от альфа- и бета-излучения.

Главный принцип – чем больше материала между вами и средой, в которую произошел выброс, тем лучше. И еще одежда должна быть комфортной, а вещей не слишком много, чтобы они не мешали быстро идти.

Внимательно отнеситесь к выбору лекарств, которые возьмете с собой. Аптечка индивидуальная АИ-2 включает, в основном, обезболивающие препараты – они пригодятся, если кому-то срочно необходимо оказать помощь. В АИ-2 входят цистамин и калия йодид, которые повышают уровень защиты нашего организма от воздействия радиации. Также неплохо добавить к набору настойку корня женьшеня и экстракт элеутерококка – они снижают концентрацию радионуклидов в организме. Все это поможет перенести первое воздействие радиации, но последствия придется лечить уже под руководством врача.


Как не запаниковать во время «ядерной тревоги»? Тренироваться! В разговоре с сотрудником МЧС выяснилось, что в городе регулярно (!) проводятся учебные тревоги, и не далее как за пару дней до нашей с ним беседы из громкоговорителей на улицах звучал тревожный сигнал – звук метронома. Сопоставив день и час набата со своим графиком, мы установили, что в тот момент редакция тихо работала над этим номером и ничего не слышала – даже через открытые окна. Все интересное пропустили!

Почему вокруг ядерной энергетики так много споров и опасений, известно всем. Даже малые дозы облучения могут запустить в нашем организме процессы, приводящие к раку или генетическим изменениям. Радиация в больших дозах разрушает клетки, ткани органов и приводит к скорой гибели. Самое страшное для человека – внутреннее облучение от радионуклидов, поступивших в организм с пищей или воздухом.

При дозе облучения в размере 100 Гр (грей – единица поглощенного излучения; 1 грей – доза, при которой массе 1 кг передается энергия ионизирующего излучения 1 джоуль) смерть наступает в течение нескольких часов или дней;

10–50 Гр – нервная система также поражается, человек умирает через одну-две недели от кровоизлияний в желудочно-кишечном тракте. При 3–5 Гр человек погибнет через один-два месяца из-за разрушения клеток красного костного мозга.

Кто же должен отвечать за нашу осведомленность? Все, что мы услышали от специалиста, можно передать одной фразой: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». По словам старшего технического помощника ГО МЧС, «на каждом предприятии руководителями занятий, прошедшими подготовку ГО, должны проводиться учения в объеме 14 часов. Теория должна закрепляться практикой – участием в учениях и тренировках в учебных классах ГО». Организуется все это «на договорной основе» – в зависимости от количества людей и времени варьируются и цены, от обсуждения которых собеседники уклонились. Но подготовка специалистов, которые обучали бы население и руководили людьми во время чрезвычайных ситуаций, обходится в 25 тысяч рублей за группу (длительность курса – 72 часа).

В школах и вузах, конечно, есть предмет «Основы безопасности жизни», но обычно на нем все дружно скучают, потому что изучать теорию без практики – все равно что учиться плавать на суше. А еще в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 2005 года граждане могут проконсультироваться в учебно-консультационных пунктах (УКП) по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Правда, нам не удалось выяснить их конкретных адресов – известно только, что в городе 72 УКП. Знают ли об этом граждане? Судя по ответам, едва ли – население относится к вопросу безопасности беспечно, а государство пока не вкладывает средства в социальную рекламу, которая привлекла бы внимание к проблеме.

Даже на вопрос «Хотели бы вы научиться грамотно вести себя в аварийных ситуациях?» многие отвечали отказом. Но не стоит забывать, что однажды ваша предусмотрительность может спасти жизнь – вероятно, и не одну.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ