Со школы все знают о пути «из варяг в греки» – торговом направлении, по которому славяне и скандинавы достигали берегов Константинополя. Но был у них и другой важный маршрут. И для экономики, и для государственности. По аналогии с первым его называют путем «из варяг в арабы», а по главенствующей реке – Великим Волжским.
Преодолевая ветра и пороги
Волжский торговый путь начинался в Балтийском море и заканчивался Каспием. Он связывал Русь со Скандинавией, Балтикой, Северной и Средней Европой, Хазарией и странами арабского халифата. Появившийся еще до Днепровского («из варяг в греки») и Двинского (ориентированного на Восточную Европу) путей, он первым и потерял свое значение в качестве торговой магистрали. Пик «славы» Волжского пути пришелся на IX–XII века.
Маршрут начинался с Невы и пронизывающих ветров Финского залива. В эпоху раннего судоходства петербургская река, не скованная гранитом современных набережных, была скорее проливом. Ширина ее местами доходила до десятков километров! Преодолев ее, купцы и путешественники шли вдоль южного берега Ладожского озера (тогда его называли Нево), за которым закрепилась слава бурного и опасного водоема. «Репутация бурности установилась за озером, вероятно, вследствие неприятных свойств его волны – довольно высокой, короткой, отрывистой и неправильной, часто беспокоящей суда без балласта», – пишет историк и археолог Игорь Дубов в своей книге «Великий Волжский путь».
Дальше – Волхов, важная часть как Волжского, так и Днепровского путей, «мутная река» с трудными порогами. Пчевские и Гостинопольские, например, и вовсе считались едва проходимыми. Немецкий путешественник Адам Олеарий, плывший по Волхову в XVII веке, описывал поход: «На этой реке пороги, и еще через семь верст другие, через которые очень опасно переезжать на лодках, так как там река стрелою мчится вниз с больших камней и между ними». После маневрирования по порогам перед измученными путешественниками возникал Ильмень – мелководное озеро с илистым дном и частыми штормами.
Сложной была и сама Волга – широкая, полноводная, с множеством водоворотов и порогов. Гребцы могли управлять судами только при попутном ветре, в сильный шторм им приходилось высаживаться на берег, корабли часто наскакивали на мель. Надо сказать, что современное состояние реки сильно отличается от средневекового, ведь в те времена не было ГЭС. Да и уровень Каспийского моря в зените славы Волжского пути был намного ниже нынешнего (остатки дорог и зданий, найденные на его берегу, сейчас скрыты трехметровой толщей воды). Кроме объективных природных опасностей, торговцев на Волжском торговом пути подстерегали разбойники и князья, желающие собрать пошлину.
Идем на Восток
Но сложным маршрутом, который занимал несколько месяцев, все равно ходили. Скандинавы и скифы (так славян называли в Византии) везли товары в Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Два величественных города завершали Волжский торговый путь – Булгар (в среднем течении) и Итиль (в низовьях, у самого выхода в Каспийское море). Они были воротами, через которые шла торговля с Востоком, и открывали доступ к невиданным богатствам: мехам, воску, меду, челяди (рабам), льну, серебряным изделиям и кольчугам. В XI–XII веках стали вывозить больше кожи и замши, а еще плодов ремесленного труда – ювелирных и литейных товаров. Покупали и ввозили в славянские княжества восточные ткани, драгоценные металлы, золото, серебро, пряности и фрукты.
Торговля со странами Востока была для Руси крайне выгодной. Некоторую эксклюзивную продукцию, например пряности и шелк, приобретали только там. Мало того, в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы – прямая торговля между ними прекращается из-за влияния кочевых племен. Старый Свет смог открыть себе прямую дорогу на Восток только после крестовых походов. Так что транзит через Русь стабильно пополнял казну.
«Арабские авторы свидетельствуют нам, что торговые караваны уже издревле бороздили собою волжские воды, что волжские булгары также издревле вели торговлю с населявшими верхнее и среднее Поволжье финскими племенами… Рано сделались и Русы обычными ходебщиками по Великому Волжскому пути, проникая этим путем к пределам царства волжских булгар и к столице низоваго царства хазаров», – объяснял историк Николай Загоскин в книге «Русские водные пути».
Поэтому Волга была крайне значимой для славянской торговли задолго до того, как река целиком вошла в состав Русского государства. Советский историк-востоковед Борис Заходер писал в книге «Каспийский свод сведений о Восточной Европе»: «По восточным источникам мы ясно прослеживаем процесс русской колонизации на Волге, который с незапамятных времен сделал эту реку, несмотря на то что по ее берегам в среднем и нижнем течении обитали неславянские народности, “русской рекой”».
Волга и государственность
Значение Великого Волжского пути было не только экономическим: чтобы обслуживать и охранять суда, идущие этим маршрутом, по всей его протяженности строили новые поселения. Крупные славянские центры, которые в будущем станут феодальными городами, возникали исключительно на «русской реке» или с учетом выхода на Волжский путь. Так образовался целый ряд раннефеодальных княжеств. В северной части – Новгородская феодальная республика, владевшая землями от Балтийского моря до Тверского Поволжья, озерами Ильмень, Ладожским и Онежским. Волго-Окское междуречье занимало Владимиро-Суздальское княжество. Среднее и нижнее течение Оки, одной из важнейших рек системы, оставалось за Муромо-Рязанским. На востоке по берегам Волги жили финно-угорские племена, севернее по Каме – удмурты.
Города Суздальщины снискали себе славу крупных политических и культурных центров – Ростов Великий, Углич, Ярославль, Владимир, Суздаль. Наконец, с 1147 года (в соответствии с первым упоминанием в летописях) среди них появляется новая важная крепость – Москва. Центральная часть Балтийско-Волжского пути стала в XIV веке территорией, где начало формироваться централизованное государство Московской Руси. Волжский путь стабильно выполнял свои торгово-экономические и прочие функции в течение всего периода раннего средневековья вплоть до татаро-монгольского нашествия в конце 30-х годов XIII века, когда Волга попала под контроль Орды. Волжская Булгария оказалась разгромлена, русские княжества повержены.
А еще в XIII веке именно Волжская система стала маршрутом, по которому двигались татаро-монгольские племена. Их молниеносное вторжение вглубь страны описано в Суздальской летописи: «И пошли [татары] на великого князя Юрия. Одни пошли к Ростову, а другие к Ярославлю, иные на Волгу на Городец и пленили всё по Волге до самого Галича Мерьского. Еще другие пошли на Переяславль и взяли его, а оттуда пленили всю ту землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где бы ни воевали татары на Суздальской земле. В один февраль месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов».
Татаро-монголам хватило месяца, чтобы подчинить себе все перечисленные центры, что для конного войска – почти невозможный срок. Стоял февраль, реки Волжской системы замерзли и стали удобными дорогами для нападавших. Арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати писал о замерзшей Волге: «Замерзает эта река так, что становится как земля, ходят по ней лошади и телята, и всякий скот. И на этом льду они сражаются. И прошел я эту реку в ширину, когда она замерзла, и была ширина ее <…> тысяча шагов и восемьсот сорок с чем-то шагов».
Со стоянием на реке Угре в 1480 году монголо-татарское нашествие завершилось. Началось объединение княжеств вокруг Москвы. Россия медленно восстанавливала свои владения по Волге. Этот процесс не был быстрым – выход из Балтики перекрывали шведы, а Каспием владели наследники Золотой Орды: Казанское и Астраханское ханства. Появилась цель – не просто получить выходы к морям, но и восстановить Волжский путь. Проблему с Казанью и Астраханью в итоге решит Иван Грозный, а выход на Балтику обеспечит Петр I.
Вплоть до XIX века Волга сохраняла и укрепляла свое экономическое значение для России. Она «стягивала в один узел торговые дороги с Прикаспия, Дона, Нижнего Поволжья, Предуралья, Центральных черноземных губерний, соединяя их с торгово-промышленными очагами Северо-Запада, выводя мощный грузопоток к Балтике» (из книги историка Энессы Истоминой «Водные пути России»). Волжский торговый путь был основой коммерции всей Российской Империи. За годы советской власти многое изменилось, включая главную задачу Волги – она стала уже не транспортной магистралью, а источником электроэнергии. Река остается им до сих пор.
Статья написана на основе книги историка и археолога Игоря Дубова «Великий Волжский путь».
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.