Слово «бренд» происходит от скандинавского «brand» – «огонь», «жечь», «выжигать». В английский оно пришло уже в значении «клеймо», позднее став «товарным знаком». В современном понимании – как «ментальные конструкции, вбирающие в себя сумму всего опыта человека, его восприятие вещи, продукта, компании или организации, существующие в виде сознания или конкретных людей, или общества» (Джеймс Р. Грегори, «Использование корпоративного бренда»), – понятие бренда фигурирует чуть больше четверти века. Однако наше мышление с ним уже сроднилось…
Но кем же являются те, кто исповедует «религию брендов»? Кто они – потребители новой модной индустрии, посещающие показы и бутики, готовые вкладывать силы и средства в вещи, переплачивая в несколько раз, и радующиеся очередному приобретению так, будто на них снизошла божья благодать?
По данным американских социологов, всех потребителей брендов можно условно разделить на четыре большие категории. К первой относятся «профессионалы» – те, кто работает в индустрии моды: модельеры, обслуживающий персонал, модели, модные журналисты и вся «околоподиумная» тусовка.
Вторая категория – «статусные» персоны: те, кого дресс-код обязывает носить брендовые вещи. Это руководители стран и правительств, дипломаты, топ-менеджеры корпораций, банков и других подобных учреждений, звезды кино и музыки, медийные и прочие публичные персоны. В большинстве своем эти люди уже не властны над своим имиджем – на то есть профессиональные имиджмейкеры, настоящие диктаторы в своей области. Поэтому некоторые публичные персоны, устав от навязанного стиля, в быту одеваются «как Бог на душу положит» (что периодически фиксируется пронырливыми папарацци).
К третьей категории относятся люди, обладающие, как минимум, материальным достатком, как максимум – хорошим вкусом; возможно – вращающиеся в артистических или художественных кругах, посещающие из чистого любопытства «статусные» мероприятия. Их имидж продиктован средой обитания в большей мере, нежели собственными потребностями. Личный выбор тут тоже значительной роли не играет – гораздо важнее голос окружения – что, в общем-то, снимает вопрос о психологии, переводя его в сферу социологии.
А вот четвертую категорию составляют те, кто, не занимая ответственных публичных постов, не вращаясь среди «золотой публики» и не принадлежа к ней, не имея больших финансовых возможностей, бескорыстно влюблены в модные бренды и ставят чуть ли не целью жизни обладание ими.
Последняя группа самая интересная в плане психологии. В самом деле – что заставляет людей, презрев все прочие, гораздо более доступные блага, гоняться за брендовыми шмотками, а после очередного приобретения выставлять их напоказ, порой сочетая в таком какофоническом сочетании, что ни о каком хорошем вкусе и речи быть не может? Даже при выезде на отдых – скажем, в Италию – такие люди игнорируют исторические и художественные достопримечательности, целиком отдаваясь посещению знаменитых бутиков.
С психоаналитической точки зрения, их привязанность к модным брендам во многом связана с серьезными психотравмами, перенесенными в детстве. Причем травмы эти носили чисто материальный характер: не самое успешное финансовое состояние семьи, невозможность продемонстрировать сверстникам какие-то «крутые» аксессуары, похвастаться чем-то из ряда вон выходящим... (Кстати, все перечисленное касается поколений, давно повзрослевших. Нынешние дети в большей степени зациклены на высокотехнологических гаджетах – посему брендовые предпочтения через десяток лет, вероятно, поменяются…)
Помимо этого, страсть к брендам может быть проявлением заниженной самооценки. Не находя в себе адекватных ресурсов для ее повышения, чувствуя недореализованность в социальной сфере, люди ищут поддержки во внешнем имидже, приобретая те самые брендовые вещи, вкладываясь в них – сначала как в визуальные символы несуществующего успеха, потом – уже в силу неодолимой привычки… Брендовое болото и впрямь засасывает: во времена моды-как-искусства люди стремились одеваться, как «звезды» и миллионеры, но (за редким исключением вроде Эллочки-людоедки из «12 стульев») не фетишизировали предметы одежды, не превращали моду в культ. С появлением идеологии брендов мода все больше становится подобной наркотику. Иные фанаты умудряются тратить на нее все средства, превращаясь в реальных шопоголиков, затоваривая шкафы совершенно не нужными вещами, которые никогда не будут использованы по назначению.
Впрочем, в этой категории есть и небольшая группа тех, кто использует бренд-индустрию вполне сознательно и расчетливо, пряча собственную несостоятельность под модными доспехами в надежде получить выгодное предложение – то ли по работе, то ли по жизни… Но, так или иначе, среди «бескорыстных» приверженцев модных брендов практически отсутствуют люди, имеющие некоторую ущербность или, говоря словами Аристотеля, лишенность. Хотя последнее качество, будучи по сути негативным (ибо прямо намекает на отсутствие чего-либо), словно черная дыра, привлекает к себе энергию – ту самую энергию, которая и поддерживает на плаву, и позволяет развиваться модной индустрии в наши дни.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.