Компания не стесняется просить дополнительное финансирование, премии, а так же меняет условия по ходу разработки.
В четверг генеральный инспектор NASA опубликовал доклад о программе коммерческих экипажей космического агентства, в рамках которой планируется выплатить компании Boeing и SpaceX вознаграждение за разработку пассажирских космических кораблей, предназначенных для доставки астронавтов на Международную космическую станцию.
Хотя в докладе упоминаются обычные технические вопросы, с которыми сталкиваются компании при разработке соответствующих космических аппаратов Starliner и Dragon, гораздо более наглядным представляется обсуждение их стоимости. Например, в отчете впервые публикуется стоимость сидений, а также говорится о том, что компания Boeing сделала всё возможное, чтобы получить от NASA больше денег помимо премий и сумм, выделенных на покрытие дополнительных расходов.Цена одного посадочного места на Boeing уже казалась дороже, чем на SpaceX. Компания получила от NASA в общей сложности 4,82 миллиарда долларов за время существования программы коммерческих экипажей, по сравнению с 3,14 миллиардами долларов на SpaceX. Однако впервые правительство опубликовало цену за одно посадочное место: 90 миллионов долларов за посадочное место в Starliner, тогда как в Dragon оно стоит всего 55 миллионов долларов. Каждая капсула рассчитана на экипаж из четырёх человек.
Примечательно, что цена Boeing также выше той, которую NASA обычно платит российской космической корпорации «Роскосмосу» за места в космических кораблях «Союз», на которых сейчас к МКС летают все космонавты. В целом, NASA платит России около 55,4 миллиона долларов за место. Таковой стоимость остаётся на протяжении уже 70 завершенных и запланированных миссий с 2006 по 2020 год.
В докладе генерального инспектора Пола Мартина отмечается, что помимо этих цен на сиденья, компания Boeing также получила дополнительное финансирование от NASA вдобавок к присуждению ей премии.
По словам Мартина, который пообщался с должностными лицами NASA при подготовке доклада, в 2016 году Boeing предложил цены для своих миссий, которые оказались значительно выше, чем те, что специально заранее обговаривались с NASA и Boeing. В Агентстве не согласились с такими ценами, но Boeing продолжает настаивать на получении дополнительного финансирования со стороны NASA. После «длительных переговоров», по словам Мартина, компания Boeing предложила NASA ряд преимуществ, сообщив, что в противном случае откажется от участия в разработке. Тогда NASA, взвесив все преимущества, выплатила компании 287,2 миллионов американских долларов за четыре миссии, которые, вероятно, будут осуществлены в начале 2020-х годов.
Пресс-секретарь Boeing Джош Барретт отрицает, что Boeing угрожал прекратить участие коммерческой команды.
«Boeing вложил значительные средства в программу создания коммерческих экипажей, и мы полны решимости эксплуатировать корабль CST-100 Starliner и поддерживать его полную нагрузку для обеспечения бесперебойной работоспособности Международной космической станции», — заявил он. В докладе отмечается, что, NASA согласилось доплатить Boeing за эти льготы, но аналогичной сделки с SpaceX заключено не было. Более того, компания не была уведомлена об этом, а также не получила возможности предложить свои варианты, которые могли бы привести к снижению затрат или расширению возможностей будущих полётов.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.