В ночь 1 февраля 1953 года на побережье Северного моря разразился сильнейший шторм. К несчастью, он совпал с весенним паводком – приливом, во время которого уровень воды был повышен. Так произошло одно из самых страшных стихийных бедствий в истории Нидерландов. Громадные волны захлестнули голландское побережье и унесли жизни 1835 человек. 100 тыс. голландцев лишились домов и имущества. Тем не менее, страна не унывает и создала массу инновационных решений для защиты от наводнений. Все они – звенья одной грандиозной цепи, имя которой – «Дельта».
Спустя 54 года над страной вновь нависла угроза стихийного бедствия. Штормовой ветер разогнался до 35 метров в секунду, нагоняя волны и поднимая уровень воды на три метра от средних значений. Но в этот раз Нидерланды встретили наводнение во всеоружии.
По мере прибывания воды сеть современнейших компьютерных датчиков запустила в действие аварийные протоколы. Приводимая в движение 680-тонными шарнирами дамба начала двигаться согласно изменению направления ветра и волн. В течение 30 минут неподалеку от Роттердама сомкнулась пара 240-метровых стальных конструкций, что позволило защитить город от воды.
К утру шторм прекратился, а затопления были незначительными. С вводом в эксплуатацию Масланткеринга, или барьера Маслант, в 1997 году в борьбе с наводнениями в Голландии наступила эра потрясающих успехов. Эта защитная конструкция – одно из крупнейших подвижных сооружений в мире. Но Масланткеринг — лишь один из элементов единой сети защитных конструкций, проекта «Дельта», самой современной в мире системы противодействия наводнениям.
Ниже уровня моря
Проблема контроля воды перед Нидерландами стояла давно. Страна располагается в дельте трех больших европейских рек: Рейна, Мааса и Шельды. И почти четверть ее территории лежит ниже уровня моря. Такие географические факторы гарантируют частые наводнения в регионе. Голландцы борются с ними настолько давно, что первые органы самоуправления еще в начале XII века назывались «советами по надзору за дамбами» и занимались защитой от наводнений.
Но после штормов 1953 года правительство Голландии предприняло кардинальные шаги. Оно учредило комиссию «Дельта» и поставило перед ней задачу защитить все юго-западное побережье страны. Сосредоточившись на городах с высокой плотностью населения, комиссия должна была уменьшить ежегодную вероятность наводнений до менее чем 0,01 процента, что в 100 раз улучшало средний показатель прибрежного города. Для достижения этой амбициозной цели требовалось строительство различных инфраструктурных объектов по всей протяженности региона.
Такое решение не было универсальным и не подошло для судоходного канала Ньиве-Ватервег в дельте Рейна. Этот канал нужно было оставить открытым для торговых и промышленных судов, идущих в крупнейший порт Роттердам, и одновременно защитить его от сильных наводнений.
Именно в этом месте построили Масланткеринг. Изначально проект «Дельта» не включал этот барьер, но когда выяснилось, что запланированных дамб недостаточно для защиты населения, власти инициировали строительство грандиозного инженерного сооружения.
Двери размером с Эйфелеву башню
Огромные барьерные двери длиной 210 метров каждая на самом деле – полые плавучие понтоны. Во время шторма они сначала смыкаются, перекрывая фарватер, а потом наполняются водой, тонут и упираются в дно, превращаясь в массивный барьер. После того как ситуация нормализуется, вода откачивается из понтонов, которые снова всплывают и разводятся в стороны. Барьер подключен к компьютерной системе, она следит за погодой и уровнем воды, так что все эти процессы происходят в автоматическом режиме.
Остерсхелдекеринг – еще одна преграда от штормовых нагонов, расположенная между островами Схаувен-Дейвеланд и Норд-Бевеланд. Это самая большая из 13 построек проекта «Дельта», самая дорогая и сложная в строительстве.
В рамках проекта «Место для реки» с побережья рек перенесли фермы и построенные ранее дамбы. Это освободило место для сбора воды в низко расположенных речных долинах, которые превратились в водохранилища и места обитания рыб и водоплавающих птиц. Такое стратегическое отступление не только снизило риск наводнений, но и позволило провести перепланировку поселений, уплотнить их и сделать более устойчивыми к стихийным бедствиям.
В то же время новые районы города строили на искусственно поднятых территориях. Кроме того, в гавани города есть… плавучие здания, которые поднимаются в зависимости от уровня воды.
Все эти стратегии – лишь некоторые из примеров технологий и проектов Нидерландов в сфере управления водными ресурсами. Страна продолжает поиски новых методов для повышения устойчивости своих городов к стихийным бедствиям.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.