На индийском заводе в Лакхнау в 2010 году работница случайно упала в шестиметровый чан с ферментированными овощами. Пять ее коллег прыгнули следом, чтобы помочь, но потеряли сознание из-за паров от брожения. Погибли все шестеро. Такие происшествия, в которые сначала сложно поверить, не раз случались в истории.
Затопление Бостона патокой
В США в 1919 году ожидалось введение сухого закона. Компании стремились распродать как можно больше спиртного. Привело это не к алкоголизму, как можно предположить, а к самой, может быть, нелепой катастрофе в истории – затоплению кварталов Бостона патокой.
Purity Distilling Company на своем алкогольном заводе собиралась пустить в ход запасы мелассы. Так называют темно-коричневый сироп, который образуется при производстве сахара. Мелассу используют и для получения этилового спирта, что важно в этой истории. Стремясь успеть распродать продукцию перед введением сухого закона, компания торопилась. 15 января 1919 года заклепки переполненного патокой резервуара не выдержали давления и разошлись. 9 тыс. м3 вязкого сиропа со скоростью 60 км/ч хлынули на улицы Бостона, сметая все на своем пути. Волны патоки достигали высоты в 4,5 м, а ее давление было настолько сильным, что сдвинуло с путей грузовой состав.
Последствия катастрофы оказались совсем не сладкими: от удушья погиб 21 человек, еще 150 получили ранения. Многие здания в округе были затоплены и разрушены, а увязших в сладкой западне лошадей пришлось отстреливать. На спасательную операцию ушло четыре дня – в ней участвовали военно-морские силы США, спасатели и волонтеры. Даже через сто лет от старых домов в Бостоне в жаркие дни исходит запах карамели.
Пивной потоп в Лондоне
Алкоголь убивает клетки головного мозга, вредит печени и увеличивает риск развития рака. Но жители Лондона пострадали от него по другой причине – район вокруг церкви святого Жиля буквально… захлестнуло пивом. Пивная вечеринка в масштабе целого округа.
Пивоварня Meux and Company по меркам XIX века считалась одной из самых крупных в мире. Возвышаясь над трущобами бедного лондонского пригорода Сент-Джайлс, она была главной его достопримечательностью. Однако 17 октября 1814 года волна свежего пива вместо радости принесла разрушение и смерть. В сущности, катастрофа случилась из-за будничной аварии – на одной из бочек с пивом лопнул железный обруч. Рабочие не придали этому особого значения: на заводе такое случалось пару раз в год и не приводило к серьезным последствиям. Но 17 октября эта мелочь оказалась роковой: наполненный пивом чан не выдержал давления и взорвался. Разрушение одной бочки вызвало цепную реакцию – и вслед за ней обрушились другие, более крупные. За считанные минуты на улицы Сент-Джайлса вылилось 1,5 млн л горячего портера. Пивное цунами быстро затопило подвалы многоквартирных домов и привело к их обрушению – жилье в этом районе было дешевым и недолговечным.
В одном из подвалов в это время шли поминки маленького ирландца, скончавшегося накануне. Его мать и еще четверых скорбящих, и без того убитых горем, отправила на тот свет пивная волна. Всего катастрофа погубила восемь женщин и детей – так «повезло» из-за времени потопа: большинство жителей было на работе. В суде пивной потоп признали «стихийным бедствием» – это освободило пивоварню Meux and Company от обвинений и страховых выплат. Она закрылась лишь в 1921 году, а о былой катастрофе теперь напоминает местный паб Holborn Whippet, где каждый год продают приуроченный к потопу портер.
Разлив сока в Лебедяни
Молочные реки и кисельные берега бывают не только в сказках. На улицы российского города Лебедянь в 2017 году из-за сладкой утечки со склада PepsiCo вылились реки сока. 25 апреля крыша девятиэтажного завода внезапно обрушилась, завалив обломками складские помещения. Хранившиеся там 28 млн литров сока тут же наводнили улицы города – в сладких реках погрязли не только пешеходы, но и грузовые автомобили. По улицам протекал фруктовый «микс» из ананаса, абрикоса, винограда, манго, граната, яблока, вишни, цитрусовых и томата. Тем не менее вид у реки был не очень «сочный» – бурый поток смешался с уличной грязью. К счастью, сладкий паводок не унес ни одной жизни – пострадали двое рабочих, которые долго были под завалами, но их спасли.
Между тем, река сока впала в Дон, и у жителей Лебедяни возникли опасения, не навредит ли такое слияние водной экосистеме. Однако пробы воды показали, что разлив не принес ущерба – видимо, маркетологам Pepsi, уверяющим в натуральности их соков, можно доверять. Ну а мы в следующий раз, когда будем мечтать, что на соседней улице перевернется грузовик с чипсами, постараемся осторожнее формулировать свои желания.
Танцевальная чума в Страсбурге
Что может знать современный любитель вечеринок о танцах до упада, если не жил в Средние века? Там умели веселиться на славу и плясали так, что падали замертво.
В Страсбурге 1518 года ничто не предвещало трагедии – женщина по фамилии Троффеа просто вышла потанцевать в центре города. Танец подхватили другие жители, и к концу недели отплясывающих насчитывались десятки, к концу месяца – около четырех сотен. Происходящее напоминало вакханалию: толпы танцующих дергались в конвульсиях, прыгали и кричали, перемещаясь с улицы на улицу. Не в силах остановиться, пораженные загадочным недугом валились от усталости и засыпали. Обеспокоенные власти даже открыли танцевальные залы для больных и пригласили туда музыкантов в надежде, что безумцы так быстрее выбьются из сил. Но ни бал во время «чумы», ни религиозные обряды духовенства не спасали – через несколько недель эпидемия сама пошла на убыль. Страсбургская вечеринка окончилась невесело и унесла от 300 до 600 жизней. Прямо во время танца люди умирали от истощения, инсульта и сердечного приступа.
В Средние века танцевальный морок считали проделками дьявола. Сегодня одна из теорий объясняет «чуму» отравлением спорыньей, от которой не смогли очистить зерно. По своей химической структуре этот грибок напоминает ЛСД и может провоцировать галлюцинации и судороги. Согласно другой версии, такой «средневековый рейв» – форма массового психоза, вызванного тяжелыми условиями жизни: голодом, болезнями, стихийными бедствиями. Кроме того, есть мнение, что на «чуму» повлияло и «культурное заражение» – вспышки случались в регионах, где люди и так верили в танцевальное проклятие.
Паника в баптистской церкви Шило
Каждый из нас ощущал на себе эффект толпы, когда переходил дорогу на красный или соглашался с коллективным решением. Куда опаснее оказаться в толпе во время массовой паники – именно это и стало причиной катастрофы в баптистской церкви штата Алабама. 19 сентября 1902 года около 3 тыс. афроамериканцев собрались там, чтобы послушать выступление советника президента США Букера Т. Вашингтона. Когда он закончил свою речь, один из его коллег вступил в спор с руководителем церковного хора. Паника началась из-за простой путаницы: заметивший спор человек выкрикнул слово «драка» (fight), которое прихожане услышали как «огонь» (fire). Перепуганная толпа ринулась к выходу. Один из министров попытался призвать людей к тишине (quiet), но паника лишь усилилась – его слова приняли за второй пожарный сигнал. Возбужденные прихожане толкались и кричали, многие падали в обморок. Перед выходом образовалась груда из людей, свалившихся с лестницы, – она заблокировала движение тем, кто остался внутри. Как ни странно, на помощь действительно вызвали пожарных – только не тушить огонь, а разбирать завалы людей. От удушья и давки тогда погибло 115 человек.
Какими бы удивительными и интересными ни казались некоторые катастрофы, было бы лучше, конечно, если бы они не случались совсем.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.