Поначалу она выглядела совсем иначе – как колесо. Она и была колесом, а по-английски – treadmill, что означает устройство для ходьбы или бега, при котором бегущий остается на одном месте. И речь не только о современной беговой дорожке, а о любом виде подвижной платформы, работа которой зависит от махового колеса
(или электромотора) и ходока, приводящего его в движение.
Подобной тягловой силой служили, например, животные – собаки или лошади. Двигаясь по конвейерной ленте и вращая колесо, они помогали поднимать тяжести (к примеру, воду из реки) или измельчать что-то (перемалывать зерно). Принцип
сельскохозяйственного колеса широко использовался уже в Древней Греции и Риме – для осушения полей или в строительных целях.
Руфус Портер предполагал перемещение домов с одной лошадью. wwwnautarch.tamu.edu
И лишь в 1817 году в Англии такое устройство впервые применили для наказания преступников в тюрьмах. Недаром же беговую дорожку называют «пыточным» тренажером! Но суть не только в этом. Выдающийся английский инженер Уильям Куббит сконструировал специальную дорожку для того, чтобы заключенные приносили пользу обществу. И те приносили – по восемь (!) часов в день наступая на лопасти огромного колеса, они перекачивали воду (вырабатывая таким образом
электроэнергию для фабрик) или перемалывали зерно. Один рабочий день для заключенного был соотносим с тем, как если бы тот поднялся на 2200-метровую высоту.
Такие адские машины быстро обрели популярность не только в английских тюрьмах,
но и в исправительных учреждениях США. Особенно рады были охранники – после
трудового дня у их подопечных было лишь одно желание: доползти до койки. Один из тюремщиков, Джеймс Харди из Нью-Йорка, писал: «Монотонный труд на беговой дорожке уравновешивает характер заключенных, и это не есть проявление террора с моей стороны».
К концу XIX столетия люди смекнули, что подобные механизмы можно использовать на заводах. Появилась транспортерная лента. Кто тогда мог подумать, что это нехитрое изобретение окажет такое влияние на технический прогресс? А ведь
оказало. Например, уже в 1920-х годах транспортеры активно использовала компания Ford.
Беговые дорожки делятся на пять основных типов: электрические, механические (из-за дешевизны и легкой конструкции они все еще остаются востребованными), магнитные (работают по принципу механических, но благодаря специальной системе магнитов позволяют добиться более плавного хода), складные и детские.
В 1952 году американский врач Роберт Брюс из Вашингтонского университета в Сиэтле предложил новую идею – использовать ленточный транспортер в качестве стресс-теста для диагностики кардиологических заболеваний. Этот прибор был похож
на современную беговую дорожку, только к телу пациента прикреплялись специальные датчики, которые фиксировали его физическое состояние.
Вскоре врачи заметили, что диагностический аппарат благотворно влияет на здоровье. Поэтому, начиная с 1960-х годов, беговая дорожка уверенными шагами вошла в жизнь американцев, а американцы зашагали по ней – не только в фитнес-центрах, но и у себя дома.
А вслед за американцами – и весь мир.
Поначалу это были механические устройства, но со временем их оснастили
электроприводным полотном, монитором сердечного ритма и другим функционалом,
таким как измерение скорости бега или изменение наклона полотна.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.