Не замечали ли вы на улице странную вещь? Во время осенней непогоды и зимних холодов, которые у нас в Питере непременно сопровождаются бездонными лужами и грязищей, большинство женщин носит такую модную, удобную и практичную обувь, как высокие кожаные сапоги. А мужчины – наоборот: сапог практически не носят…
Нет, есть, конечно, и редкие исключения. Вот мелькнул в толпе юноша бледный, со взглядом горящим – патлатый печальный гот в длинном черном пальто и зашнурованных сапожищах. Вот шествует любитель роккабильной культуры, в техасской шляпе и крокодиловых сапогах с узкими носами. Вот прется, громыхая удочками и пугая людей ледобуром, рыбак в резиновых сапогах. Собственно, и все – остальные 90 процентов наших мужчин щеголяют по слякоти либо в берцах, либо в ботиночках и кроссовках по щиколотку.
Результаты такого передвижения известны – минут через двадцать твои штаны сзади оказываются густо украшенными кляксами грязной воды. Зашнурованные ботинки с высоким берцем, конечно, несколько улучшают ситуацию, но совсем от грязи на брюках мужиков не спасают. И только дамы в своих сапогах до колена (а то и выше) спокойно дефилируют по городским улицам. Все, что им нужно сделать при входе в здание, – это пройтись легонько щеточкой по сапогам, и наряд снова становится достойным благородного общества. Мы же, «великие интеллектуалы» по половому признаку, яростно пытаемся оттереть со штанов серые потеки с помощью пальцев. Особо продвинутые используют одноразовую салфеточку, но дела это особо не меняет.
При этом спроси первого встречного: а чего ты, собственно, не носишь зимой и осенью сапоги? Потому что… это… ну вот, значит… мда.
Похоже, нам кто-то капитально промыл мозги в отношении сапог! Давайте разбираться.
Как это ни странно прозвучит, с культурой мужских сапог в России расправилась армия – казалось бы, организм, от моды бесконечно далекий.
Еще в начале XX века, до революции, русский изобретатель Михаил Поморцев придумал, как на основе плотных шерстяных тканей изготовлять непромокаемый, но проницаемый для воздуха искусственный кожзаменитель, используя пропитку из яичного желтка, канифоли и парафина. За эту идею он схлопотал аж золотую медаль на Международной выставке в Милане. Изобретение даже было опробовано во время Русско-японской войны в качестве материала для изготовления сумок и конской амуниции.
Но, как известно, в России много чего умеют изобрести и мало что умеют произвести – дальше концепта дело так и не пошло, потому что в инновационной царской стране никому, особенно фабрикантам кожаной обуви, это было не надо.
В 30-е годы, уже при советской власти, несколько ученых усовершенствовали дореволюционную технологию, но это снова никому особо не понадобилось – изделий из натуральной кожи, в том числе и сапог для рабоче-крестьянской армии, хватало с избытком.
Ситуация круто изменилась, когда началась Великая Отечественная война. Нашей стране пришлось экстренно поставить под ружье столько народа, что оказалось – сапог на всех уже не хватает. Чтобы экономить кожу, которую на голенища уходило ой-ой сколько, солдат начали обувать в короткие ботиночки, а для голеней предложили тряпичные обмотки. Естественно, в такой грандиозной обуви ноги бойца оставались сухими только до первой глубокой лужи. И это никого из солдат не радовало.
Проект искусственной кожи быстренько достали из-под сукна. Оттуда же достали его разработчиков и дали задание в кратчайшее время доработать идею до промышленного выпуска. Ученые с заданием справились, за что и получили Сталинскую премию, а наша доблестная армия получила вещь, ныне известную как кирза – кожзаменитель на основании пропитанной дерюги.
Преимущество кирзы перед обычным кожзамом в том, что она довольно хорошо переносит многочисленные сгибания-разгибания, от которых кожзам очень быстро трескается. По сравнению с натуральной кожей кирза, конечно, не блещет – грубая, тяжелая, довольно ограниченное время держит воду и т. д. Однако из нее можно было массово шить огромное количество сапог, которые получили народное название – кирзачи. В них уже можно было перейти поле с мокрой травой или прошлепать по луже, оставшись с сухими ногами. Собственно, в кирзачах советская армия и дошла по лужам до Берлина.
Таким образом, во время войны в СССР разработали прекрасный мобилизационный вариант сапог. «Мобилизационный» в данном случае значит, что в мирное время им ни один человек в здравом уме пользоваться не будет, хотя в суровую годину его простота и дешевизна перевешивает все недостатки. Проблема заключалась в том, что после войны советское армейское руководство забыло о модернизации солдатской одежды и обуви. То есть все солдатское барахло оставалось таким же, как во время войны, – простым, дешевым и неудобным. Все свои два года службы бравые советские юноши проводили в плохо гнущихся неуклюжих кирзачах, которые норовили пропускать воду, пока их не прогладят горячим утюгом (это не шутка). Ну и другие радости в обмундировании тоже присутствовали – вроде штык-ножа, крепление которого было устроено таким образом, что при беге штык-нож сползал вперед и колотил своими тяжелыми ножнами по «корнеклубням» бойца… Непонятно, как наши парни потом детей зачинали.
Короче, до сих пор в нашей стране можно наблюдать людей с «синдромом кирзачей». Их чуткая психика была надломлена в юности ношением кирзы, поэтому теперь у них с ней однозначно ассоциируются любые сапоги.
На благословенном Западе эволюция сапог шла немного по-иному. Армии США и Британии тоже их носили, и когда эти страны вляпались в Первую, а потом и Вторую мировые войны, им тоже стало не хватать кожи. Вот только кирзы там никто не изобрел… Британские и американские кожаные элементы экипировки стремительно превратились в матерчатые, а сапоги укоротились до ботинок, на которые кожи шло значительно меньше. Правда, это были не совсем коротенькие ботинки с обмотками (как в российской, а потом советской армии), а то, что мы привыкли называть «берцами».
Даже с окончанием Второй мировой войны заморские военные ботинки так и не «поднялись» вновь до длины сапог. Берцы стали своеобразным американским военным стандартом. Справедливости ради – у ботинок с высоким берцем было перед обычным сапогом одно преимущество: его шнуровка позволяла регулировать объем обуви по подъему стопы и надежно фиксировала голеностоп от случайного вывиха. Но ведь существовали и варианты высоких сапог со шнуровкой в районе голеностопа. Просто производить их было значительно дороже, и этим никто не стал «заморачиваться». В своих замечательных берцах американские военные поехали на корейскую войну в 1950-х годах и там получили большое количество инвалидов, которые сначала промочили, а потом поморозили в берцах ноги – так называемый «синдром окопной стопы»…
Однако, если у американских военных иногда случались неприятности из-за малой высоты берцев, то уж в «империи грез» такие накладки не допускались. В любом голливудском фильме Джон Рембо, обутый в американские берцы, в одиночку побеждал не менее полка советских солдат в убогих кондовых кирзачах. При этом он принимал всякие красивые позы и говорил пафосные фразы. Все это закладывало в неокрепших головах российских детей образ крутого армейского мена, который обязательно должен быть в высоких ботинках – никак не иначе.
Кроме того, не надо забывать, что, пока наши люди топали к светлой цели построения коммунизма в кирзачах и штиблетах советских фабрик, в США все больше совершенствовали технологии изготовления обуви. Да, армия там в свое время нелепо отошла от идеи сапог, зато в изготовлении ботинок достигла такого совершенства, что, надевая их, ты будто натягиваешь на ногу перчатку – настолько ладно ботинок садится по ноге.
Так у многих наших мужиков сапоги как таковые стали ассоциироваться с армией и портянками, а шнурованный ботинок обрел репутацию удобнейшей обуви. А если сапоги – это не кирзачи? Если они классного фасона и сделаны из современных материалов, с мембранной изнанкой для ноги, со шнуровкой или ременным фиксатором голеностопа в нужном месте? Какие тогда преимущества остаются у берца перед сапогом?
Да, собственно, никаких и не остается.
Вот только классные сапоги сегодня еще надо поискать: на сто женских моделей вы с трудом найдете одну мужскую, да и то не в каждом магазине. Спрос диктует предложение? Или предложение диктует спрос? Мужчины не спрашивают удобных кожаных сапог, потому что никогда в жизни их не видали. А производители не шьют сапог, потому что их не спрашивают мужчины. То ли собака вертит хвостом, то ли хвост собакой… Думаю, даже маркетологи не смогут дать точный ответ.
Вот и бегаем мы, практичные мужчины, по лужам в ботиночках и кроссовках, мужественно собирая грязь на заднюю часть своих штанов. Ведь мужики грязи не боятся. А «безалаберные» дамы ходят в практичных, красивых, удобных сапогах. Им на мозги фильмы про Рембо не давят. И слова «USА Army» не рождают у них раболепного придыхания.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.