«Посланник» ядерной войны: чем Россия заменит старые бомбардировщики

Программа создания российского стратегического бомбардировщика будущего вышла на «оперативный простор». Но между официальными заявлениями и реальностью, как это часто бывает, лежит пропасть.

Старикам тут место

Когда атомное оружие только появилось на свет, вариантов его применения было не много. По сути, в качестве носителя могли выступать только тяжелые бомбардировщики, которые раньше использовали для ковровых бомбардировок. В 40-е не было межконтинентальных баллистических ракет, как и баллистических ракет подводных лодок. У США первым носителем был Boeing B-29 Superfortress, который обернулся для Хиросимы и Нагасаки ужасом атомной войны. У Советского Союза таких машин не было: пришлось копировать B-29. Самолет назвали Ту-4 — он стал первым отечественным стратегическим бомбардировщиком.

Но время шло. B-29 сменил Convair B-36, а в 50-е он сам был сменен легендарным B-52 — символом холодной войны, который до сих пор (!) является основой американской стратегической авиации. Стране Советов вновь пришлось играть в догонялки, но на этот раз ситуация была не столь плачевной. Уже через год после принятия на вооружение B-52, а именно — в 1956 году — СССР вооружается условным аналогом в лице Ту-95. Примечательно, что подобно своему американскому собрату самолет служит до сих пор. И вполне успешно.

Ту-95МС. Фото: wikipedia
Машина сконструирована «на славу»: в ВВС она пережила другого ветерана — Ту-16. Пережила и амбициозный проект М-50 и даже знаменитую «Сотку» (ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4). С Ту-160 также не заладилось: всего их у России, напомним, семнадцать. В то же время Ту-95МС/МСМ в ВВС полсотни. И именно этот самолет, а вовсе не «Белый Лебедь» (прозвище Ту-160), сейчас основа стратегической авиации. Рано или поздно его все равно придется менять.
Стелс или сверхзвук

В ноябре стало известно, что в России собрали первый глубоко модернизированный бомбардировщик Ту-160М, который стал не модернизированной версией старой советской машины, а самолетом, собранным «с нуля». Первый из этих самолетов могут передать Минобороны уже в 2021-м, а всего ВКС хотели получить чуть ли не полсотни машин новой сборки. В силу огромной цены комплекса — маловероятно. Но есть еще одна проблема, о которой не принято говорить.

Ту-160. Фото: rbc

По сути, любой Ту-160 страдает от тех же недостатков, что и Ту-95. Это машина, построенная по философии 1970-х. Тогда советские инженеры не ставили во главе угла технологию стелс, а больше думали о сверхзвуковом прорыве. Для современных реалий этого уже недостаточно: ракеты стали опаснее, радары совершеннее и мощнее. Получается, что даже Ту-160 новой постройки во многих отношениях морально устаревшая машина. Штаты, кстати, еще начиная с 80-х конструируют свои бомбардировщики только по технологии стелс. Главный пример — Northrop B-2.

B-2. Фото: alphacoders

В России это тоже хорошо понимают. И надеются в конце 2020-х — начале 30-х получить свой собственный бомбардировщик — «невидимку». Он широко известен по названию программы — Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) или «Посланник» (шифр научно-исследовательских работ в рамках ПАК ДА).

Что мы знаем про этот самолет? На самом деле, не так уже много. Нужно понимать, что практически все данные, которые есть в Сети — это спекуляции разной степени отдаленности от реальности. Поэтому уверенно говорить про характеристики сейчас нельзя.

Но у нас есть самое важное — концепция. Этот вопрос давно решен. «Конкурс аванпроектов был объявлен в начале прошлого года, и кроме КБ Туполева в нем участвовали несколько других конструкторских бюро. Они представили сверхзвуковые и один гиперзвуковой проект, но выбор сделан в пользу радионезаметности, то есть туполевских эскизов» — заявил «Известиям» еще в 2013 году высокопоставленный собеседник в Минобороны. Примечательно, что нынешний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин до этого говорил, что самолет будет гиперзвуковым: теперь это уже в прошлом.

Фактически, машина будет полным аналогом B-2. То есть, выполненной по дозвуковой аэродинамической схеме «летающее крыло». Она будет не очень длинной, но чрезвычайно широкой. Что касается вооружения, то здесь «простор для фантазии» очень велик.

Скорее всего, самолет вооружат перспективной крылатой ракетой класса дальности Х-БД, которая, если верить СМИ, сможет поразить наземную цель на удалении 5000 километров и даже больше. Фактически, перед нами развитие идей, заложенных в ракете Х-101, которая уже успела себя проявить в Сирии.

Концепт нового самолёта
Самое интересное кроется в том, что российские военные хотят вооружить самолет не только ракетами класса «воздух-поверхность», но и ракетами класса «воздух-воздух». Истребители, конечно, ПАК ДА не заменит, но сможет за себя постоять в случае нападения. Ну и «вишенкой на торте» стало недавнее заявление, согласно которому машину можно будет использовать для запуска космических ракет. Во сколько все это обойдется — сказать, наверное, никто не сможет.
Несмотря на то, что главные аспекты уже известны, вопросов от этого меньше не становится. В августе этого года Интерфакс сообщил, что Минобороны утвердило все технические требования к перспективному авиакомплексу дальней авиации. Как отметил в том же материале Интерфакс, ранее глава «Туполева» Александр Конюхов сообщал, что выкатку первого опытного образца ПАК ДА планируют провести в 2021-2022 годах. В свою очередь, по словам вице-премьера Юрия Борисова, первый полет самолета можно ожидать в 2025-26 годах, а начало серийного выпуска — в 2028-29-е годы.

Сложно сказать, откуда вообще возникли эти данные (тем более что озвучены они очень высокопоставленными людьми). Но если исходить из сообщения о том, что все технические требования только недавно утвердили, а прототип еще не начинали строить, то сроки можно смело сдвинуть на пять, а то и на десять лет. Это при условии, что не будет никаких форс-мажорных обстоятельств.

Уместно сказать о колоссальной технической сложности проекта и рисками, которые с этим связаны. Напомним, что появившийся почти 30 лет назад B-2 стал самым дорогим самолетом в истории Земли. Его ценник давно «перевалил» за два миллиарда долларов. И это не цена программы разработки, а стоимость всего лишь одной машины! Что будет в случае с ПАК ДА сказать очень и очень тяжело. Ясно одно: новый стратегический бомбардировщик станет самым сложным и самым дорогим самолетом за всю историю СССР и России.


Концепт нового самолёта

Но есть у программы и несомненный плюс: концепция, очевидно, совершено верная. Напомним, что именно она легла в основу нового американского «стратега» — B-21. А недавно китайцы показали модель своего перспективного стратегического бомбардировщика Xian H-20 и (о чудо!) он оказался почти полной копией B-2.

И впрямь, идти по проложенной и доказавшей свою правильность дорожке менее рискованно, чем конструировать «монстра» с претензией на революционность. Это, кстати, хорошо в свое время показала история с вышеупомянутой «Соткой» и американской «Валькирией». Которые так никогда не родились в серийном исполнении.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ