Помедленней! Я записываю

В то время, когда дерево за деревом безжалостно спиливаются в лесах и перерабатываются в законопроекты по борьбе с пьянством за рулем, нашлись добрые люди, которые предложили альтернативу здравому смыслу и человеческой изобретательности, причем на электронном уровне! О ней, альтернативе, и пойдет речь – о бортовом регистрирующем приборе в составе транспортного средства, предназначенном для контроля и регистрации скорости движения, пробега автомобиля, периодов труда и отдыха экипажа, – тахографе.

С точки зрения безопасности, тахограф (лат. tacho – скорость, graph – рисовать) нужен в первую очередь для того, чтобы водители не переутомлялись и не засыпали за рулем из-за нарушения режима работы. Согласно постановлению правительства РФ № 922 от далекого 03.08.1996 г., все автобусы и грузовики, осуществляющие междугородние перевозки, должны быть оборудованы тахографами. В наши дни (13.02.2013, приказ Минтранса № 36) решили, что необходимо обеспечить еще и непрерывность, и некорректируемость учетной информации. С 1 апреля за отсутствие такого прибора на борту полагается штраф. Уже через две недели после вступления приказа в силу водители-профессионалы собрали 13 тысяч подписей под коллективным письмом Правительству против тахографов. За что невзлюбили работники «баранки» скромное устройство?

Как известно, важная задача любой системы автоматизированного контроля – противостояние попыткам ее взлома и искажению хранимых данных. Раньше вся информация тахографа была в аналоговом виде. Но теперь в мир пришло счастье – цифровые технологии, замечательные устройства ввода/вывода и обработки любых объемов данных, прелестные «резиновые» хранилища, волшебные сети передачи данных – такие, что теперь все твои перемещения и даже переговоры по телефону могут тебе же и предъявить в сжатые сроки и с надлежащим качеством. Для чего все это растекание мыслью по древу? Это «подводящее» упражнение к анализу принципов работы цифрового тахографа. 


В состав тахографа входят бортовое устройство и внешние компоненты: карты, датчик движения, антенна для приема сигналов навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС и GPS), антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS, комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки.

Бортовое устройство должно иметь опломбированный (защищенный от вскрытия!) корпус, внутри которого содержится устройство обработки данных, его программное обеспечение на электронных носителях, шифровальное (криптографическое) средство, блок памяти для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде, связной модуль, датчики ускорения, два устройства ввода карт, дисплей и сервисные компоненты.

Весь «изюм» как раз в криптографической защите данных на защищенных носителях. Правда, инициализация записи идет путем ввода персональной электронной карты с ключами. Чувствуете, в чем соль? Да! Надо срочно издать царский указ о неотделимости электронной карты от водителя транспортного средства (шутка). В противном случае негодяй-водитель, доверия к которому (как мы уже выяснили из текста закона) никакого, сунет чужую карту в прибор, и тогда вся идея насмарку. Помните фильмы в стиле science-fiction про электронные чипы в головах у людей? Мы мчимся на всех парах к этой стадии прогресса.

Если далее развивать эту мысль, можно смело заявить, что вся проблема – в записи и хранении информации на носителе, который находится в машине. Раз информация в твоих руках, значит, все не так плохо, и основная твоя задача – приводить ее в нужный для специалиста по охране труда вид. Есть такая штука, например, как «GPS Home». Принцип ее работы следующий: в автомобиле находится GPS-передатчик, в него вставлена сим-карта, он периодически (хоть раз в секунду, зависит от настроек) выходит на связь и передает сигнал о своем месте нахождения, скорости движения и так далее. Информация аккумулируется в электронной базе данных разработчиков системы и доступна (совершенно бесплатно) на их сайте в очень удобном интерфейсе. Знаю, потому что пользуюсь схемой уже не первый год: тайно устанавливаю на свои автомобили, дабы обеспечить возможность их поиска в случае хищения. Также с помощью этой системы можно развивать свои параноидальные «способности», если на машине ездит, например, жена. Можно анализировать простои, или пробеги, или перебеги. Теперь о личности водителя: общеизвестно, что самые надежные средства ее идентификации – биометрические. А из них самые крутые – сканирование сетчатки глаза и отпечатков пальцев: их трудно отделить от водителя, сохранив их свойства. Думаю, что даже невозможно.

 Таким образом, можно сделать первый вывод: хороший тахограф должен быть комбинированного типа, записывать информацию на себя и передавать ее в соты операторов, а оттуда – в базу данных. Алгоритм следующий: водитель садится в авто, прижимает палец к сканеру, личность подтверждается – поехали. Запись идет в два хранилища: один – в машине, второй – на сервере. Счастливы надзиратели и каратели – все видят, все знают. Владелец транспортной фирмы счастлив не меньше и круглые сутки торчит в Интернете, в базе данных учета перемещений. Счастлива и его жена: грузоперевозчики – жуткие отравители существования окружающих. Счастливы его дети: папа занят, значит, конфеты дают, тумаки не дают. Знаю, потому что имею одного перевозчика в друзьях, и, пользуясь случаем, решил взять у него интервью на тему: «Что вы можете сказать за тахограф?» Стилистика и грамматика речи в целом сохранены. Вот как это было: 

– Тахограф – вещь?

– Дай закусить.

– Ну?

– В 20-е годы ХХ века в Западной Европе появилось много предприятий по грузопассажирским перевозкам. Как и везде, в предпринимательстве начали использовать наемную рабочую силу – водителей. В отличие от недвижимых активов, мобильные технические средства производства не обеспечивали возможности постоянного контроля за их работой. У работников появилась возможность несанкционированного использования автомобилей в своих целях – «левые рейсы». Помимо того, невозможен был и контроль реального рабочего времени и реальных трудозатрат. Эти проблемы и стали предпосылками внедрения специализированных приборов объективного контроля. С тех пор много воды утекло, много предпринималось попыток мониторинга движения. Во времена аналоговых приборов всегда была одна проблема – вся информация записывалась в открытом виде на бумажные носители, тахокарты, а значит, защитить ее можно было только от честного человека. 

– К слову о честности: что ты думаешь про новый указ?

– Тут такое дело. Всех обязали поставить тахографы, и, видимо, только с одной целью – обеспечить работой контролирующие органы (охрану труда и ГИБДД). Кстати, эти товарищи могут прийти в фирму по перевозкам и запросить данные с приборов. Если будут найдены нарушения, штраф для юридического лица – от 100 тысяч рублей.

 – А как же безопасность и прочие святые цели? При разборе ДТП как-нибудь рассматриваются показания тахографов?

– Нет. Если мой водитель не прав, то совершенно не важно, сколько времени он провел за рулем перед ДТП. А если прав, то тем более. Вообще, тахографы на внутренних перевозках, где малые расстояния и не контролируется количество водителей в кабине, – это просто государственная копилка. Между прочим, надо быть справедливыми и помнить, что эта методика – идея европейцев. Любимое дело полицейского за кордоном – проверка тахографа у русского водилы и выписка баснословных штрафов с гарантией их сборов. Так что лучшее творчество – это плагиат. 

– То есть теперь основная задача сводится к тому, чтобы обмануть тахограф.

– Да мы и умеем это делать, сейчас это не сложно. Просто нужно остановиться и вставить другую карту. Определить, кто за рулем, с помощью существующей системы невозможно. Но ты тоже прав. Все идет к тому, что будет создана специальная база данных для сбора этой информации со всех машин и ее анализ. Сейчас выполняют первый пункт плана – техническое оснащение.

– Последний вопрос. Ты тахографом в своей работе пользуешься?

– Нет. Мы свои машины оснастили системами слежения, включая даже датчики остатка топлива в баках, показания которых видим через Интернет. И так поступают все солидные фирмы.

Итак, подведем итоги. Как он работает – понятно. Зачем он нужен – тоже понятно, если исходить из того, что он не нужен водителю, руководителю и инспектору ДПС. Идет внедрение уже явно устаревшей технологии. Возможно, как только закончится первый этап, на втором потребуется срочно поменять все тахографы старого образца на новые. А что? Хорошая бизнес-идея от индивидуальных предпринимателей – чиновников РФ! И счастливы вроде бы все… Кроме водителя, который плату получает за количество рейсов в месяц, а следовательно, чем выше его средняя скорость и меньше простоев, тем упитаннее его детки и радостнее жена. Вот если бы зарплата шофера имела обратно пропорциональную зависимость от количества нарушений режима труда, – в нововведении был бы толк. А пока ожидается противостояние пытливых русских умов и бездушной вражеской техники.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ