Знание нескольких языков (мультилингвальность), а также способность не только говорить, но и думать на разных языках (билингвальность) — несомненные преимущества в повседневной коммуникативной жизни: эти способности помогают быстрее ориентироваться в информационном поле, простраивать языковые связи и межъязыковые «мосты», а также попросту видеть более широкую языковую картину. Однако как на эти способности реагирует человеческий мозг? Именно этим вопросом задаются исследователи в области нейронаук.
Способность говорить на более чем одном языке может влиять на структуру мозга человека — этот вывод был сделан в результате недавних исследований в области нейронауки. К примеру, удалось установить, что структуры коры мозга и подкоркового серого вещества отличаются у билингвальных/мультилингвальных людей и тех, кто владеет только одним языком.
Эти выводы связываются с более широкой сферой наблюдений, объектом которых являются изменения структуры мозга в процессе изучения человеком новых навыков — от обучения игре на фортепиано до жонглирования или владения теми или иными подручными инструментами. В этих случаях изменения происходили в тех участках мозга, которые связаны с приобретением определенного навыка или умения. Однако, в случае билингвальности и мультилингвальности изменения затрагивают участки, отвечающие за языковую способность, обработку языковых данных, обучение и контроль.
Также исследователи сфокусировались на изменениях, происходящих в мозге детей и подростков, говорящих на нескольких языках. Проанализировав данные процедур магнитно-резонансной томографии, проведенных на добровольцах возрастом от 3 лет до 21 года, ученые подтвердили, что способность говорить на нескольких языках (а также процесс их изучения) влияет на плотность и объем серого вещества, а также на способность мозга к более пластичной адаптации под процесс обучения и развития.
Кроме того, ученые отмечают, что билингвальность (и даже мультилингвальность) влияет на процесс уменьшения мозга, который происходит у детей по мере развития. В результате был сделан вывод: у монолингвальных (говорящих только на одном языке) детей и подростков обычный для развития процесс уменьшения мозга происходит быстрее, чем у детей и подростков, обладающих билингвальностью. Соответственно, мозг билингв более устойчив к процессам развития, запоминания и обработки информации.
В дальнейшем ученые надеются сосредоточиться на том, какие эффекты билингвальности и мультилингвальности происходят по мере взросления и старения, т.е. в более масштабной временной шкале.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.