Последнее погружение: крупные подводные катастрофы

Работа тружеников моря во все времена была сопряжена с опасностями. Мировой океан – стихия непредсказуемая, суда небезупречны, как и любое человеческое творение, а сами люди, их ведущие, не застрахованы от ошибок, иногда роковых. Появление подводных лодок, в том числе и атомных (АПЛ), не изменило положение вещей. И эти корабли, казалось, воплотившие в себе лучшие достижения научной и инженерной мысли, не раз терпели тяжелые аварии, а порой и гибли.


 

Дебют «Лисицы»

Ни одно из шести государств, обладающих сегодня АПЛ, не обошлось без связанных с ними происшествий. Счет потерям открыли США – родина АПЛ. Первой жертвой стала Thresher («Морская лисица») – многоцелевая АПЛ, головной корабль серии однотипных лодок. 10 апреля 1963 года он вышел в море для глубоководных испытаний; на борту, помимо 112 членов экипажа, находились 17 гражданских специалистов. Совершив переход в район Атлантики, где глубины позволяли провести намеченное испытание, «Трешер» погрузилась и, постепенно увеличивая глубину, приближалась к ее предельному значению (около 400 м). Когда до него оставалось совсем немного, на судно сопровождения «Скайларк» по гидроакустическому каналу связи с лодки сообщили о возникших проблемах. Больше подводники на связь не выходили, а вскоре гидроакустики «Скайларка» зафиксировали характерный скрежет металла, квалифицировав его как звук разрушения лодки. И они не ошиблись: герметичность прочного корпуса Thresher нарушилась, вода, под огромным давлением ворвавшаяся в лодку, лишила ее плавучести и увлекла за предельную глубину.

Первая в истории катастрофа АПЛ до сих пор остается рекордной по числу жертв – 129 человек. С помощью батискафа «Триест» американцы сумели найти погибшую субмарину на глубине около 2500 м. Манипуляторам батискафа удалось поднять на поверхность многие детали и узлы корабля, исследование которых помогло установить причину катастрофы. Виновником оказалась одна из трубок конденсатора пароэнергетической установки, не выдержавшая забортного давления.


 

Через пять лет произошла еще одна трагедия: с боевой службы в Средиземном море на базу не вернулась американская АПЛ «Скорпион». 21 мая 1968 года лодка последний раз вышла на связь вблизи Азорских островов. В то же время в этом районе встретились для совместных работ советская АПЛ К-135 и научно-исследовательское судно «Сергей Вавилов». Советская подлодка установила гидроакустический контакт с американской, но вскоре «Скорпион» исчез. В отличие от случая с «Трешер», обнаружить потерю было гораздо сложнее, так как «Скорпион» находился в автономном плавании. Американцам помогли советские подводники: они передали точные координаты места исчезновения «Скорпиона». Позже с помощью того же «Триеста» на глубине более 3 км был обнаружен раздавленный корпус АПЛ. Комиссия по расследованию катастрофы выдвинула множество разных версий гибели подлодки. По одной из них, командир АПЛ, обнаружив неисправность одной из торпед, решил выстрелить ею за борт. Неисправная торпеда совершила полную циркуляцию, и система самонаведения вывела ее на собственный корабль. (Подобный прецедент был на американском флоте во II Мировую войну.) Однако истинную причину гибели «Скорпиона» и 99 членов его экипажа так и не удалось установить.



После утраты двух кораблей США приостановили строительство АПЛ и провели серьезную доработку их проектов, чтобы повысить надежность агрегатов и систем, отвечающих за живучесть кораблей. С тех пор страна больше не потеряла ни одной АПЛ.

 

Трагедия первой атомной

Тем временем Советский Союз, чтобы догнать США (первая советская АПЛ отстала от американского первенца «Наутилуса» на четыре года), развернул бурное строительство собственного атомного подводного флота. Однако вместе с новыми кораблями пришли новые проблемы.



Первая советская атомная подлодка «Ленинский комсомол» была введена в строй в 1959-м. Три года она находилась в опытной эксплуатации, затем уже в ранге полноценного боевого корабля совершила не один автономный поход. 8 сентября 1967 года, когда лодка возвращалась на базу, в первом отсеке возник пожар, который перекинулся на второй отсек. Аварийные отсеки задраили, чтобы не дать огню распространиться, и все моряки, которые находились там, погибли. АПЛ поднялась на поверхность и своим ходом дошла до базы на окраине поселка Западная Лица, где 39 погибших подводников похоронили в братской могиле.

 

Наша «Хиросима»

Печально известен К-19, первый советский подводный ракетоносец с тремя баллистическими ракетами. На этой АПЛ произошла первая в истории ядерная катастрофа в океане. 4 июля 1961 года в ходе крупных флотских учений «Полярный круг» К-19 предстояло всплыть и запустить ракету, но выполнить эту задачу не удалось – еще под водой неожиданно произошла разгерметизация первого (радиоактивного) контура одного из двух атомных реакторов. Вода, находящаяся в реакторе под большим давлением в качестве теплоносителя, хлынула в отсек. Только благодаря самоотверженности моряков взрыв реактора был предотвращен. Корабль удалось спасти, но 14 членов экипажа погибли, а остальные были поражены лучевой болезнью. Спустя годы авария К-19 легла в основу сюжета известного американского фильма «К-19, порождающая вдов», где роль командира советской АПЛ сыграл Харрисон Форд. На советском же флоте лодка обрела мрачное прозвище «Хиросима». После длительного ремонта она продолжила службу, которая проходила благополучно до 23 февраля 1972 года, когда в девятом отсеке лодки, находящейся под водой в районе Ньюфаундленда, возник пожар, и в борьбе с огнем погибли 28 подводников. Аварийную лодку отбуксировали в Полярный, где погибшие были похоронены. Потом К-19 снова отремонтировали, вернули в строй, и, несмотря на еще несколько опасных происшествий (в том числе столкновение под водой с американской субмариной), АПЛ прослужила до 1991 года.

 

Поглощенные Атлантикой

7 апреля 1970 года советская АПЛ К-8 завершила службу в Средиземном море и, миновав Гибралтар, вышла в Атлантический океан. Она взяла курс на родную базу на Кольском полуострове, но позже, согласно приказу, направилась на учения в Атлантику. Менее чем через сутки в третьем отсеке самовоспламенились патроны регенерации воздуха, что стало причиной полномасштабного пожара. Аварийная защита автоматически заглушила оба реактора, остановились турбины и электрогенераторы, а резервный дизель-генератор команда запустить не смогла, и корабль остался без энергии. Борьба за спасение АПЛ продолжалась более трех суток. Лодка всплыла на поверхность, но пожар внутри нее уже добрался до кормовых отсеков. Там прогорели сальники (уплотнения кабелей, выводимых из прочного корпуса лодки), и через них в отсеки хлынула вода. Наклон кормовой части корабля неуклонно нарастал, и вода поступала все быстрее. Подобная ситуация чрезвычайно опасна для подлодки, не имеющей хода, когда нельзя использовать рули глубины, и субмарина теряет продольную остойчивость (способность вернуться в равновесие) и плавучесть. Через двое суток на К-8 закончился запас воздуха высокого давления, который сдерживал воду, заполняющую отсеки, – стало ясно, что корабль обречен. Необходимо было спасать людей: часть экипажа приняли подошедшие корабли, но в соответствии с приказом любой ценой сберечь лодку около 50 моряков оставались на ней, хотя уже ничем не могли помочь. Утром 12 апреля К-8 приняла почти вертикальное положение вниз кормой и мгновенно ушла под воду вместе с экипажем.

 

Спустя 16 лет у западного побережья Атлантики потерпела катастрофу еще одна советская АПЛ – подводный ракетоносец К-219. Ее шахты были загружены 16 баллистическими ракетами с ядерными зарядами. 16 октября 1986 года, когда субмарина находилась на боевом дежурстве вблизи берегов США, в ракетном отсеке возник пожар: ракета разрушилась, шахта разгерметизировалась, и в отсек попало агрессивное ракетное топливо. Пожар быстро охватил один за другим отсеки корабля, а через прогоревшие забортные сальники и поврежденную шахту в отсеки устремилась вода. Спасатели учли печальный опыт К-8 и успели своевременно переправить на подошедшие суда большую часть экипажа. На лодке осталось девять подводников во главе с командиром. После 15-часовой борьбы лодка стремительно ушла на дно, забрав жизни четырех моряков. Авария К-219 привлекла внимание США, которые были всерьез обеспокоены характером оружия на борту лодки. Михаилу Горбачеву пришлось лично связаться с Рональдом Рейганом и убедить его, что второго Чернобыля у берегов США не будет.


 

Утонувшая дважды

В 1983 году советская АПЛ второго поколения К-429, служившая на Тихом океане, проходила плановый ремонт на судоремонтном заводе. Работы пришлось завершать в авральном порядке, поскольку командование решило срочно отправить в море именно эту лодку. 24 июня К-429 с экипажем, наспех собранным с разных кораблей (штатный частично был в отпуске), вышла в океан и в тот же день при первом погружении у берегов Камчатки затонула на глубине всего 39 м. Когда через два месяца лодку подняли, следствие установило, что причиной аварии стала ошибка подключения кабеля к датчику, который контролировал состояние забортного клапана. Эта ошибка, возникшая в ходе ремонта, стоила жизни 16 морякам. Суд признал виновными в аварии командира корабля (несмотря на то что он перед выходом в море подал рапорт о неготовности лодки) и старшего механика. Едва лодку вернули на завод для повторного ремонта, как 13 сентября она вновь затонула прямо у заводского пирса. На этот раз обошлось без жертв, но подлодку вывели из состава действующих кораблей, сохранив в качестве учебно-тренировочной станции, – выходить в океан на таком корабле-неудачнике представлялось слишком рискованным.

 

Нарочно не придумаешь

Иногда АПЛ попадали и в курьезные ситуации. Пример – советская атомная субмарина второго поколения К-314, которая должна была следить за американским авианосцем «Китти Хок» в Японском море. Потеряв акустический контакт с авианосцем, лодка попыталась всплыть под перископ и осмотреться. Неожиданно оказалось, что субмарина находится под днищем авианосца, которое она при всплытии основательно вспорола винтом. В результате такого контакта авианосец отправился на ремонт в один из портов Японии, а оставшуюся без винта лодку отбуксировали на судоремонтный завод.


 

В декабре 1983 года другая наша АПЛ К-324 вела скрытое наблюдение за американским корветом вблизи атлантического побережья США. Корвет испытывал новейшую гидроакустическую систему обнаружения подводных лодок; в состав системы входила длинная гидроакустическая кабель-антенна, которую буксировали под водой. К-324, затаившись в непосредственной близости от объекта испытаний, записывала параметры новой американской системы. Когда корвет покинул район испытаний, советская АПЛ должна была возвращаться на базу, но не тут-то было: при первых же оборотах гребного вала возникла такая сильная вибрация, что пришлось немедленно остановить турбину и всплыть. На поверхности выяснилось, что на гребной винт намоталась та самая гидроакустическая антенна. Американцы сразу заметили чужую подлодку в своей акватории и направили к К-324 пару эсминцев. Те пытались вернуть потерянную антенну любыми способами, и дело чуть не дошло до абордажа. Из Москвы поступил приказ подготовить корабль к подрыву, чтобы в руки условного противника не попала новейшая по тем временам АПЛ. К счастью, взрывать лодку не понадобилось – после десятидневной войны нервов американцы поняли, что вернуть антенну мирным путем не удастся, а начинать из-за нее мировую войну все же не стоит, и тихо убыли восвояси. Подоспевшее советское судно взяло лодку на буксир и доставило ее на Кубу. Там АПЛ прошла небольшой ремонт и двинулась на север в родную базу, а секретную антенну тем временем уже встречали советские специалисты.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ