Подвиг Ирены Сендлер

Не могла не поделиться с вами о подвиге этой удивительной женщины.

Ирена Сендлер, Ирена Сендлерова (польск. Irena Sendlerowa; 15 февраля 1910, Варшава — 12 мая 2008, Варшава) — польская активистка движения сопротивления.

Ирене было семь лет, когда ее отец умер, заразившись тифом от пациентов, которых его коллеги избегали лечить. Ирена впоминала напутственные слова отца, сказанные незадолго до смерти: «Если ты видишь, что кто-нибудь тонет, нужно броситься в воду спасать, даже если не умеешь плавать». Некоторое время спустя к ним пришли представители местной еврейской общины, участников которой ее отец лечил бесплатно. Они предложили платить за образование девочки. Мать отказалась от великодушного предложения, потому что знала о бедности евреев в Польше – но Ирена запомнила его на всю жизнь.
В 1939 году, когда гитлеровская Германия оккупировала Польшу, Ирена устроилась на работу в муниципалитет столицы. Два года она тайком носила обитателям Варшавского гетто еду, лекарства и деньги. А в 1940-м, когда не евреям запретили появляться на территории гетто, Ирена устроилась в варшавское Управление здравоохранения.
 Нищета и полуголодное существование (ежемесячная порция хлеба была два килограмма) создавали идеальные условия для распространения сыпного тифа, эпидемия которого могла бы угрожать и немцам. Нацисты опасались эпидемий, поэтому разрешили госпоже Сендлер и ее коллегам доступ в плотно охраняемое гетто для распределения лекарства и прививок.   

В 1942 году она стала членом польской подпольной организации — Совета помощи евреям (Жегота), которая организовала спасение еврейских детей. Детей выводили через канализацию и подвалы домов, через здание городского суда, примыкавшее одной из сторон к гетто; тех, что постарше, вывозили на телеге в мешках с мусором, совсем маленьких – в сумках для инструментов и под сиденьями трамвая, маршрут которого пролегал по улицам гетто. Малыши в любое время могли заплакать, и один из соратников Ирены, возница телеги, всегда держал при себе собаку: при приближении немцев он давал псу команду лаять, чем заглушал плач детей. Операции были рассчитаны по секундам. Один спасённый мальчик рассказывал, как он, затаившись, ждал за углом дома, пока пройдёт немецкий патруль, потом досчитал до 30 и выбежал на улицу к канализационному люку, который к этому моменту открыли снизу. Он туда спрыгнул и по канализационным трубам был выведен за пределы гетто.

Самое трудное, рассказывала пани Сандлер, было уговорить родителей отдать детей. Они спрашивали – может ли она гарантировать им безопасность. А что она могла гарантировать? Только то, что в гетто их точно ждет неминуемая смерть. А на воле все же можно было спасти их… И родители отдавали. И часто случалось, что на следующий день родителей уже не было в живых, или они были отправлены в Освенцим…

Спасенных детей Ирена пристраивала для начала в заслуживающие доверия польские семьи, а потом распределяла по приютам и монастырям. Она рассчитала, что, чтобы спасти одного ребёнка, требовалось 12 человек вне гетто, работающих в условиях полной конспирации: водителей транспортных средств, священников, выдававших поддельные свидетельства о крещении, служащих достававших продовольственные карточки, но больше всего это были семьи или религиозные приходы, которые могли бы приютить беглецов. . Каждому из них грозила смерть. Всю информацию о детях Ирена Сендлер записывала  на узкие полоски тонкой бумаги и прятала этот список в стеклянной бутылке. Бутылка закапывалась под яблоней в саду у подруги, с целью после войны разыскать родственников детей.

20 октября 1943 года  по анонимному доносу Ирена Сандлер была арестована. Ее пытали, сломали ей обе руки и обе ноги, но она не рассказала, где закопаны банки с именами – это была единственная ниточка, по которой уцелевшие могли бы найти своих детей… (Но в дальнейшем никого из родителей в живых не осталось — все они были сожжены в печах гетто).

После пыток её приговорили к расстрелу, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны она скрывалась под чужим именем, но продолжала помогать еврейским детям.

Списки детей сохранились благодаря подруге Ирены, имя которой неизвестно. В 1948 году Ирена Сандлер потеряла второго ребёнка во время допросов польской службы безопасности – ее держали в тюрьме и допрашивали в связи с сотрудничеством с Польским правительством в изгнании в годы войны. Ирена Сендлер до конца своих дней сокрушалась, что сделала меньше, чем могла.

Много лет после войны Ирена Сандлер прожила в безвестности.

В 1965 году израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присудил Ирене Сендлер звание Праведника народов мира.

Коммунистические власти Польши не пускали Ирену в Израиль. Она смогла посетить Землю обетованную лишь восемнадцать лет спустя, когда в Польше рухнул социалистический режим. «Личное» дерево Ирены Сендлер появилось на Аллее Праведников в 1983 году, в 2003-м она стала кавалером высшей государственной награды Польши – ордена Белого орла. В 2007 польский президент и премьер-министр Израиля выдвигали её кандидатуру на Нобелевскую премию мира, однако премия была присуждена вице-президенту США Альберту Гору за презентацию фильма о глобальном потеплении. А через год, премию получил Барак Обама за свои предвыборные обещания.   Комитет счел это большими заслугами, чем спасение 2500.

В 2007 году она была награждена международным орденом Улыбки.

Парламент Польши объявил ее национальной героиней – «за спасение самых беззащитных жертв нацистской идеологии: еврейских детей».

В апреле 2009 года на американские телеэкраны вышел телевизионный фильм «Храброе сердце Ирены Сендлер (англ.)», снятый осенью 2008 года в Латвии. Роль Ирены исполнила новозеландская актриса Анна Пэкуин.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ