«Мону Лизу» называют самым известным полотном в мире. Ее страховочная стоимость исчисляется миллиардами долларов. Но «Джоконду» нельзя купить. Она находится в собственности государства, как и большинство произведений да Винчи: две картины – в галерее Уффици, две – в российском Эрмитаже, четыре – во французском Лувре, по одной – в нескольких других музеях. От флорентийского мастера осталось всего лишь 14 полотен, по поводу авторства некоторых из них сомневаются до сих пор. Но туристам хватает даже тени Леонардо, чтобы стоять в длинных очередях на вход.
Улыбнитесь, Лиза
Женщина сидит вполоборота, лицом к левой стороне, у нее темная одежда, и волосы спадают на плечи легкой волной, она улыбается, едва приподняв уголки губ. По одному этому описанию понятно, о какой картине идет речь. Улыбка Джоконды – большая загадка в мире живописи. О ней писали как о бесовской, мистической, невероятно притягательной. Уголки губ изображенной женщины слегка опущены, но тени и свет создают впечатление, будто улыбка изгибается вверх. Именно эта незамысловатая игра со светом дала картине тот самый эффект, о котором так часто пишут в отзывах – «ее улыбка то вспыхивает, то гаснет». Говорят, что Леонардо нанимал шутов и музыкантов, чтобы на лице натурщицы не было ни следа меланхолии. Неизвестно, что за женщина изображена на полотне, но подписана она как госпожа Лиза дель Джокондо.
Художник очень любил эту работу и даже увез ее с собой во Францию, когда переехал туда. Там Мона Лиза и осталась при дворе французских монархов, потом – в Лувре. Летом 1911 года картину украли. Под подозрение попали Пабло Пикассо, который украл из музея пару статуй ранее, и Гийом Аполлинер, обронивший однажды, что полотно следует сжечь. Обоих признали невиновными. Похитителем оказался итальянский художник Винченцо Перуджиа, решивший, что Леонардо – это он сам. Через два года Перуджиа попытался продать полотно через арт-дилера, который, заметив характерные трещины, сдал своего клиента полиции. Когда Джоконда вернулась в Лувр, ликовал весь мир. Именно с того момента и началась ее феноменальная слава. В 1956 году картину пытались облить кислотой и бросали в нее камни. Тогда французы оградили ее пуленепробиваемым стеклом и приставили охранника. Правильно сделали – в 2009 году в Джоконду полетел стаканчик с кофе, но не повредил ей. Картина очень хрупкая, ей противопоказано любое перемещение и вибрация, поэтому Лувр с середины XX века не выставляет ее в других музеях. Во время поездки полотно может просто расколоться пополам, уже сейчас на нем есть значительная трещина – по всей поверхности доски до лба Джоконды.
Ход да Винчи
В 1490 году миланский герцог Лодовико Сфорца решил разместить в главной церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие усыпальницу дома Сфорца. Украсить трапезную церкви поручили Леонардо да Винчи. Ему заказали очень большую фреску – 4,6 × 8,8 м. Леонардо не любил эту технику: роспись фресок делалась по влажной штукатурке, краски нужно было наносить очень быстро. Художник отштукатурил стену и покрыл ее свинцовыми белилами так, чтобы рисовать можно было, как обычную картину. Так на свет появилась «Тайная вечеря». Картина изображает евангельский сюжет – последнюю трапезу Христа с учениками, когда он объявляет, что один из них предаст учителя. Тринадцать фигур изображены за столом лицом к зрителю, но ни одна из поз не повторяется. В месте, где Иисус, Иоанн и Иуда соединяют руки, проходит вертикаль золотого сечения. Композиция построена так, чтобы казалось, что окруженный учениками Иисус все же абсолютно один.
Находчивость да Винчи обрекла картину на очень короткую жизнь – она начала трескаться от влажности уже через 50 лет. В 1726 году ей понадобилась первая реставрация. И с тех пор работа, нуждающаяся в постоянном ремонте, практически переписывается художниками заново поверх мазков Леонардо. Последняя глобальная реставрация длилась 21 год и закончилась в 1999-м. Но и до нее полуразрушенная «Тайная вечеря» поражала воображение путешественников.
Англичанин Генри В. Мортон в 1964 году писал: «Я забыл, что смотрю на разрушенную картину. Мне казалось, что я вижу ее в первые месяцы создания, когда Леонардо медленно, часть за частью, занимался ее выстраиванием. Какая сила воображения заключена в этой работе! Сколько застолий посетил в Милане Леонардо, чтобы схватить все эти жесты и позы. С каким вниманием наблюдал он за людьми в трактире: вот они режут хлеб, или нечаянно просыпают соль, или шепчут соседу что-то на ухо. Кому из них пришло в голову, что художник обессмертит их простые движения?»Леонардо, действительно, целыми днями ходил среди жителей Милана, подглядывал их жесты, движения, зарисовывал лица. Картину «Тайная вечеря» можно увидеть в Милане. Запись туристов в церковь Санта-Мария-делле-Грацие обычно доступна только на полгода-год вперед.
Случай в Астрахани
В Эрмитаже выставляются две Мадонны кисти Леонардо да Винчи – Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) и Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Вторые названия картин связаны с фамилиями их владельцев. История Мадонны с цветком поразительна: эта ранняя картина художника, написанная примерно в 1478 году, долгое время считалась утерянной, пока не обнаружилась в России в 1827 году. Меценаты Сапожниковы, владевшие рыбным промыслом в Астрахани, рассказывали, что купили ее там у бродячих итальянских циркачей, беспечно хранивших да Винчи в своих шатрах. Позднее обнаружились документы о покупке картины вовсе не у артистов, а у одного из государственных чиновников на торгах уже в Петербурге – за 1400 рублей. Династия Бенуа, владевшая картиной почти сто лет, возила ее в Европу на экспертизу. Подлинность полотна подтвердили, а заодно посоветовали цену – 500 тыс. франков. Мария Бенуа хотела, чтобы Мадонна хранилась в России. В 1914 году владельцы уступили ее Эрмитажу за 150 тыс. рублей (около 150 миллионов современных рублей). Сумму музей отдавал частями, последние выплатили уже после Октябрьской революции. Несмотря на беспечное отношение большевиков к Эрмитажу (оттуда было вывезено и продано свыше 2000 произведений искусства), продажа «Мадонны Бенуа» ни тогда, ни позднее не обсуждалась. Эрмитаж несколько раз «одалживал» картину Италии: в 1984 году – галерее Уффици и в 2019 году – Городской Пинакотеке Бруно Молайоли.
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, commons. wikimedia.org
Мадонна Литта названа по фамилии миланской семьи Литта. Один из ее представителей как раз и обратился в 1864 году в Эрмитаж с предложением продать несколько полотен. Музей заплатил за «Мадонну» 100 тыс. франков. В 1966 году советские режиссеры сняли 10-минутный черно-белый фильм о посетителях Эрмитажа, останавливающихся перед Мадонной Литта. Посмотреть его можно здесь.
Русский след
Картина «Спаситель мира» долгое время приписывалась ученикам Леонардо да Винчи, пока в 2011 году профессор Нью-Йоркского университета Дайанн Модестини, изучив ее, не объявил, что автор полотна – сам Леонардо. «Спаситель» стала последней найденной картиной художника. Ее владельцем был российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Пытаясь уличить своего арт-дилера в обмане, Рыболовлев выставил картину на торги, надеясь, что ее не купят или купят дешево. В 2017 году полотно продали на аукционе Christie’s за $450,3 млн. «Спаситель мира» стал самой дорогой картиной в истории. Следующие за ней «Алжирские женщины» Пабло Пикассо обошлись своему владельцу, премьер-министру Катара, в 2,5 раза дешевле.
Покупатель участвовал в торгах по телефону, его имя долгое время не разглашалось, но позднее посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне объявило, что картину приобрел наследный принц бин Салман для музея «Лувр Абу-Даби». С тех пор вокруг «Спасителя мира» ходили слухи об утере, краже и даже подделке. «Лувр Абу-Даби» в 2019 году отменил выставку, на которой должен был впервые представить экспонат. Позднее портал об искусстве Artnet написал, что картина находится на яхте Serene наследного принца бин Салмана и пробудет там до тех пор, пока Саудовская Аравия не построит для нее достойный музейный комплекс. «Спаситель мира» остается единственной картиной да Винчи, до сих пор находящейся в частной коллекции.
Сам себе портретист
В Королевской библиотеке в Турине хранится портрет морщинистого старика на старой бумаге, коричневой от влажности. Рисунок выполнен тонкими линиями, затемнен штриховкой и нарисован левой рукой – признаки стиля да Винчи. Предположение, что на картине художник изобразил самого себя, впервые высказали в XIX веке, когда заметили сходство изображенного мужчины с портретом Леонардо в образе Платона на фреске «Афинская школа» Рафаэля. С тех пор именно туринский рисунок вставляют во все биографические справки о Леонардо. Если, начав читать эту статью, вы попытались вспомнить, как выглядел да Винчи, то скорее всего вам в голову пришел нарисованный карандашом старик с длинными волосами. Правда, мужчина на картине изображен сильно старше, чем должен был быть мастер, рисуя себя. Да Винчи было 60, а старику – около 80. Может быть, художник только фантазировал на тему своей старости. А может, он изобразил собирательный образ умудренного старца, своего отца, дядю или даже свое представление о боге. Точно никто не знает.
Многие художники рисовали автопортреты. От Винсента Ван Гога, например, осталось 35, от Рембрандта – 75. От Леонардо да Винчи – только один. Но и на его счет мир до сих пор сомневается. Многие исследователи уверены, что полотно – подделка. Размеры картины составляют 33,3 на 21,3 см – это примерно треть «Моны Лизы». Параметры и хрупкость рисунка не позволяют ни исследовать его тщательно, ни выставлять. Во время Второй мировой войны, когда портрет перевозили из Турина в Рим, чтобы обезопасить, он был частично поврежден. Работы да Винчи в принципе не отличаются сохранностью. Так, например, фреска «Битва при Ангиари» на стене зала Большого Совета дворца Синьории во Флоренции была разрушена при ремонте еще в XVI веке. И это не единственная утерянная или уничтоженная работа Леонардо. Сам да Винчи писал: «Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других». Но мир, похоже, считает совсем иначе.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.