Подпись на холсте: Леонардо

«Мону Лизу» называют самым известным полотном в мире. Ее страховочная стоимость исчисляется миллиардами долларов. Но «Джоконду» нельзя купить. Она находится в собственности государства, как и большинство произведений да Винчи: две картины – в галерее Уффици, две – в российском Эрмитаже, четыре – во французском Лувре, по одной – в нескольких других музеях. От флорентийского мастера осталось всего лишь 14 полотен, по поводу авторства некоторых из них сомневаются до сих пор. Но туристам хватает даже тени Леонардо, чтобы стоять в длинных очередях на вход.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, commons. wikimedia.org

Улыбнитесь, Лиза

Женщина сидит вполоборота, лицом к левой стороне, у нее темная одежда, и волосы спадают на плечи легкой волной, она улыбается, едва приподняв уголки губ. По одному этому описанию понятно, о какой картине идет речь. Улыбка Джоконды – большая загадка в мире живописи. О ней писали как о бесовской, мистической, невероятно притягательной. Уголки губ изображенной женщины слегка опущены, но тени и свет создают впечатление, будто улыбка изгибается вверх. Именно эта незамысловатая игра со светом дала картине тот самый эффект, о котором так часто пишут в отзывах – «ее улыбка то вспыхивает, то гаснет». Говорят, что Леонардо нанимал шутов и музыкантов, чтобы на лице натурщицы не было ни следа меланхолии. Неизвестно, что за женщина изображена на полотне, но подписана она как госпожа Лиза дель Джокондо.

Художник очень любил эту работу и даже увез ее с собой во Францию, когда переехал туда. Там Мона Лиза и осталась при дворе французских монархов, потом – в Лувре. Летом 1911 года картину украли. Под подозрение попали Пабло Пикассо, который украл из музея пару статуй ранее, и Гийом Аполлинер, обронивший однажды, что полотно следует сжечь. Обоих признали невиновными. Похитителем оказался итальянский художник Винченцо Перуджиа, решивший, что Леонардо – это он сам. Через два года Перуджиа попытался продать полотно через арт-дилера, который, заметив характерные трещины, сдал своего клиента полиции. Когда Джоконда вернулась в Лувр, ликовал весь мир. Именно с того момента и началась ее феноменальная слава. В 1956 году картину пытались облить кислотой и бросали в нее камни. Тогда французы оградили ее пуленепробиваемым стеклом и приставили охранника. Правильно сделали – в 2009 году в Джоконду полетел стаканчик с кофе, но не повредил ей. Картина очень хрупкая, ей противопоказано любое перемещение и вибрация, поэтому Лувр с середины XX века не выставляет ее в других музеях. Во время поездки полотно может просто расколоться пополам, уже сейчас на нем есть значительная трещина – по всей поверхности доски до лба Джоконды.

Ход да Винчи

В 1490 году миланский герцог Лодовико Сфорца решил разместить в главной церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие усыпальницу дома Сфорца. Украсить трапезную церкви поручили Леонардо да Винчи. Ему заказали очень большую фреску – 4,6 × 8,8 м. Леонардо не любил эту технику: роспись фресок делалась по влажной штукатурке, краски нужно было наносить очень быстро. Художник отштукатурил стену и покрыл ее свинцовыми белилами так, чтобы рисовать можно было, как обычную картину. Так на свет появилась «Тайная вечеря». Картина изображает евангельский сюжет – последнюю трапезу Христа с учениками, когда он объявляет, что один из них предаст учителя. Тринадцать фигур изображены за столом лицом к зрителю, но ни одна из поз не повторяется. В месте, где Иисус, Иоанн и Иуда соединяют руки, проходит вертикаль золотого сечения. Композиция построена так, чтобы казалось, что окруженный учениками Иисус все же абсолютно один.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, commons. wikimedia.org

Находчивость да Винчи обрекла картину на очень короткую жизнь – она начала трескаться от влажности уже через 50 лет. В 1726 году ей понадобилась первая реставрация. И с тех пор работа, нуждающаяся в постоянном ремонте, практически переписывается художниками заново поверх мазков Леонардо. Последняя глобальная реставрация длилась 21 год и закончилась в 1999-м. Но и до нее полуразрушенная «Тайная вечеря» поражала воображение путешественников.

Англичанин Генри В. Мортон в 1964 году писал: «Я забыл, что смотрю на разрушенную картину. Мне казалось, что я вижу ее в первые месяцы создания, когда Леонардо медленно, часть за частью, занимался ее выстраиванием. Какая сила воображения заключена в этой работе! Сколько застолий посетил в Милане Леонардо, чтобы схватить все эти жесты и позы. С каким вниманием наблюдал он за людьми в трактире: вот они режут хлеб, или нечаянно просыпают соль, или шепчут соседу что-то на ухо. Кому из них пришло в голову, что художник обессмертит их простые движения?»

Леонардо, действительно, целыми днями ходил среди жителей Милана, подглядывал их жесты, движения, зарисовывал лица. Картину «Тайная вечеря» можно увидеть в Милане. Запись туристов в церковь Санта-Мария-делле-Грацие обычно доступна только на полгода-год вперед.

Случай в Астрахани

В Эрмитаже выставляются две Мадонны кисти Леонардо да Винчи – Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) и Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Вторые названия картин связаны с фамилиями их владельцев. История Мадонны с цветком поразительна: эта ранняя картина художника, написанная примерно в 1478 году, долгое время считалась утерянной, пока не обнаружилась в России в 1827 году. Меценаты Сапожниковы, владевшие рыбным промыслом в Астрахани, рассказывали, что купили ее там у бродячих итальянских циркачей, беспечно хранивших да Винчи в своих шатрах. Позднее обнаружились документы о покупке картины вовсе не у артистов, а у одного из государственных чиновников на торгах уже в Петербурге – за 1400 рублей. Династия Бенуа, владевшая картиной почти сто лет, возила ее в Европу на экспертизу. Подлинность полотна подтвердили, а заодно посоветовали цену – 500 тыс. франков. Мария Бенуа хотела, чтобы Мадонна хранилась в России. В 1914 году владельцы уступили ее Эрмитажу за 150 тыс. рублей (около 150 миллионов современных рублей). Сумму музей отдавал частями, последние выплатили уже после Октябрьской революции. Несмотря на беспечное отношение большевиков к Эрмитажу (оттуда было вывезено и продано свыше 2000 произведений искусства), продажа «Мадонны Бенуа» ни тогда, ни позднее не обсуждалась. Эрмитаж несколько раз «одалживал» картину Италии: в 1984 году – галерее Уффици и в 2019 году – Городской Пинакотеке Бруно Молайоли.


«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, commons. wikimedia.org 

Мадонна Литта названа по фамилии миланской семьи Литта. Один из ее представителей как раз и обратился в 1864 году в Эрмитаж с предложением продать несколько полотен. Музей заплатил за «Мадонну» 100 тыс. франков. В 1966 году советские режиссеры сняли 10-минутный черно-белый фильм о посетителях Эрмитажа, останавливающихся перед Мадонной Литта. Посмотреть его можно здесь.

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, commons.wikimedia.org 

Русский след

Картина «Спаситель мира» долгое время приписывалась ученикам Леонардо да Винчи, пока в 2011 году профессор Нью-Йоркского университета Дайанн Модестини, изучив ее, не объявил, что автор полотна – сам Леонардо. «Спаситель» стала последней найденной картиной художника. Ее владельцем был российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Пытаясь уличить своего арт-дилера в обмане, Рыболовлев выставил картину на торги, надеясь, что ее не купят или купят дешево. В 2017 году полотно продали на аукционе Christie’s за $450,3 млн. «Спаситель мира» стал самой дорогой картиной в истории. Следующие за ней «Алжирские женщины» Пабло Пикассо обошлись своему владельцу, премьер-министру Катара, в 2,5 раза дешевле.

«Спаситель мира» Леонардо да Винчи, commons.wikimedia.org

Покупатель участвовал в торгах по телефону, его имя долгое время не разглашалось, но позднее посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне объявило, что картину приобрел наследный принц бин Салман для музея «Лувр Абу-Даби». С тех пор вокруг «Спасителя мира» ходили слухи об утере, краже и даже подделке. «Лувр Абу-Даби» в 2019 году отменил выставку, на которой должен был впервые представить экспонат. Позднее портал об искусстве Artnet написал, что картина находится на яхте Serene наследного принца бин Салмана и пробудет там до тех пор, пока Саудовская Аравия не построит для нее достойный музейный комплекс. «Спаситель мира» остается единственной картиной да Винчи, до сих пор находящейся в частной коллекции.

Сам себе портретист

В Королевской библиотеке в Турине хранится портрет морщинистого старика на старой бумаге, коричневой от влажности. Рисунок выполнен тонкими линиями, затемнен штриховкой и нарисован левой рукой – признаки стиля да Винчи. Предположение, что на картине художник изобразил самого себя, впервые высказали в XIX веке, когда заметили сходство изображенного мужчины с портретом Леонардо в образе Платона на фреске «Афинская школа» Рафаэля. С тех пор именно туринский рисунок вставляют во все биографические справки о Леонардо. Если, начав читать эту статью, вы попытались вспомнить, как выглядел да Винчи, то скорее всего вам в голову пришел нарисованный карандашом старик с длинными волосами. Правда, мужчина на картине изображен сильно старше, чем должен был быть мастер, рисуя себя. Да Винчи было 60, а старику – около 80. Может быть, художник только фантазировал на тему своей старости. А может, он изобразил собирательный образ умудренного старца, своего отца, дядю или даже свое представление о боге. Точно никто не знает.

Леонардо да Винчи. Автопортрет, commons.wikimedia.org 

Многие художники рисовали автопортреты. От Винсента Ван Гога, например, осталось 35, от Рембрандта – 75. От Леонардо да Винчи – только один. Но и на его счет мир до сих пор сомневается. Многие исследователи уверены, что полотно – подделка. Размеры картины составляют 33,3 на 21,3 см – это примерно треть «Моны Лизы». Параметры и хрупкость рисунка не позволяют ни исследовать его тщательно, ни выставлять. Во время Второй мировой войны, когда портрет перевозили из Турина в Рим, чтобы обезопасить, он был частично поврежден. Работы да Винчи в принципе не отличаются сохранностью. Так, например, фреска «Битва при Ангиари» на стене зала Большого Совета дворца Синьории во Флоренции была разрушена при ремонте еще в XVI веке. И это не единственная утерянная или уничтоженная работа Леонардо. Сам да Винчи писал: «Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других». Но мир, похоже, считает совсем иначе.



Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ