Потому что каждому государству есть чему поучиться у другого. Особенно если речь идет о почте. Чем японские почтовые ящики отличаются от немецких и как устроены почтовые службы разных стран?
Великобритания: столп почты
Так называют знаменитые английские почтовые ящики (или, как здесь говорят, «почтовые колонны») – потому что, как правило, они стоячие. А знаменитые – потому что красные. И очень красивые. За такую вот красоту их даже причисляют к национальному достоянию и регулярно подсчитывают. По данным на 2012 год, в Великобритании и странах английского влияния числилось ровно 115 тысяч.
А предложил идею стоячих ящиков секретарь одного из почтовых отделений, некто Рональд Хил, в 1840 году. Его приятель, новеллист Энтони Троллоп, поддержал друга, подсмотрев в Париже почтовые колонны – стоячие ящики для приема писем. В итоге первый ящик в Великобритании установили в 1852 году, через 12 лет после начала почтовой реформы. Ящики на тот момент еще не были округлыми и красными – этот характерный цвет и форму они приобрели позже благодаря архитектору Джону Пенфолду. И на каждый ящик у основания стали наносить монограмму монарха, правившего во время его установки.
Сегодня английская почта по-прежнему именуется Королевской. Для англичан это звучит гордо – говорят, что, если марку с изображением Ее Величества прилепить вверх ногами, можно даже угодить в тюрьму. Так что местные почтари должны быть предельно бдительными. Тем более что 90 % акций почтовой службы принадлежит королевской семье, лишь остальные 10 % – в скромных руках самих работников Royal Mail.
Да и какая разница, ведь почта туманного Альбиона работает с воистину английской точностью. Если речь идет о британских островах, то скорость доставки корреспонденции первого класса – не больше суток, второго – три рабочих дня. А вот в случае международного отправления – от 4 до 25 рабочих дней (без учета оформления на таможне). При этом прейскурант един независимо от удаленности адресата. Каждый день Royal Mail отправляет более 59 млн писем.
Япония: e-mail в конверте
Английские почтовые ящики, конечно, образец вкуса, зато японские kinen post – произведения современного искусства. В Стране восходящего солнца принято делать их яркими и необычными, украшая чем ни попадя: талисманами, фигурками животных и людей. Да что там – в Японии есть даже определенная поп-культура, связанная с kinen post, которая уходит корнями в 1952 год, когда местная почтовая служба в честь 75-летия Всемирного почтового союза водрузила на один из «скучных» ящиков статую херувима.
С той поры понеслось: ящики начали делать в виде домиков, кукол, животных, геометрических фигур, самураев и даже музыкальных инструментов. Конечно, не все японские ящики выглядят столь экстравагантно – большинство все же лаконичной формы, выкрашены в яркий красный цвет и обозначаются фирменным логотипом, похожим на букву T с черточкой вверху. Но, кажется, рано или поздно Япония их лишится, поскольку здесь принято набрасываться на любой свободный от декора «почтовый истукан» в честь какого-нибудь очередного праздника.
Сама же Japan Post Holdings Co (Японская почтовая корпорация) – организация очень серьезная и долгое время была исключительно государственной. Но в 2003 году она распалась на четыре части: почтовую, банковскую, страховую и ту, что управляет почтовыми операциями. То есть японская почта – это не просто доставка бандеролей, но еще и банк, и страховая компания в одном лице, точнее, в одном холдинге.
Почтовая корпорация, хоть и была приватизирована, все равно осталась на 100 % государственной, что позволяет удерживать стабильные цены. И работать слаженно и четко.
США: почта как бизнес
Почтовые ящики «дяди Сэма» строги и элегантны, как первые леди США, – они выкрашены в лаконичный синий цвет с белым логотипом и напоминают большие прямоугольные урны. Куда душевнее домашние ящики, стоящие перед коттеджами (обязательно за пределами частной собственности, на нейтральной территории – с этим строго). Они полукруглые и похожи на вагончики. Без колес, зато с ярко-красным флажком. Причем работают они, как говорится, и на прием, и на выдачу. Когда ящик пуст – флажок опущен. После того как хозяин дома положит туда письмо далекой тетушке, он поднимает флажок, и проезжающий мимо почтальон сразу увидит, что нужно забирать почту. Такие домашние ящики тоже любят украшать – раскрашивать в яркие цвета, приделывать жестяную голову какого-нибудь животного или декорировать под автомобиль. Ну а что – весело же!
Зато сама почта США – настоящая бизнес-корпорация. Американская почтовая служба – United States Postal Service (USPS) – принадлежит государству, имеет свой совет директоров и бизнес-план (она живет не на бюджетные дотации, а за счет собственной выручки). И есть что планировать, ведь USPS – один из крупнейших работодателей в стране. В почтовой службе Америки трудится полмиллиона человек. Она имеет самый большой в мире гражданский автомобильный парк – более 200 тыс. машин.
Только в США USPS обслуживает больше 150 млн адресов, здесь обрабатывается 40 % (!) мирового объема почты. А теперь наберите воздуха в грудь – придется испытать не гордость за свою страну, а, увы, нечто совсем другое: за три дня американская почта обрабатывает столько же посылок, сколько Почта России за год. Услуги у USPS самые разные, к основным относятся простая корреспонденция, письма с трекинг-кодами (через них можно отслеживать передвижение), письма с запросом подписи адресата, приоритетная почта (приходит за два-три дня) и экспресс (приходит на следующий день и страхуется на $100).
Конверты даются бесплатно, а вот коробки можно приносить свои, причем любого размера. Такую упаковку часто используют много раз, чтобы не разводить лишнюю макулатуру. А получателю посылку принесут прямо на дом.
Германия: цветы и билеты – почтой
Кто сказал, что английские почтовые ящики самые красивые, наверняка не видел немецких. У них тоже есть свой фирменный цвет – желтый (как и цвет немецких почтовых велосипедов, автомобилей и вывесок отделений). Впрочем, в Германии не придерживаются английской педантичности – ящики красят и в голубой, и в черный. И все равно получается здорово: большинство из них украшены значком почтового рожка – символом немецкой почтовой службы, другие – узорами и логотипами. Можно встретить красные, зеленые, серебристые и золотые ящики, а те, что устанавливаются возле частных домов, похожи на американские – с такими же алыми флажками.
Для отправлений предусмотрены лимиты. Например, стандартное письмо не должно быть тяжелее 20 г, при этом плата за его пересылку для Германии и других европейских стран составляет €0,55. Открытки – независимо от размера – по ФРГ и Европе стоят всегда одинаково: €0,45. А вот любые отправления для слепых освобождены от почтовых сборов. Правда, перед отправкой порядочный немецкий почтовый оператор предложит вам дополнительные услуги, уже платные – например, страховку, вручение лично в руки, хранение корреспонденции, максимальную скорость доставки и т. д.
Не очень понятно, зачем нужна последняя услуга, ведь более 95 % посланий прибывает по адресу уже назавтра (если речь идет о письмах внутри Германии, опущенных в ящик вечером). В крайнем случае – на второй день. Потеря письма – дело практически неслыханное. Чтобы обеспечить столь слаженную работу, в Deutsche Post трудятся около 150 тыс. человек, из них 82 тыс. – почтальоны.
А еще в отделениях немецкой почты можно воспользоваться телефонным справочником, послать факс, совершить некоторые банковские операции, купить букет и даже билеты в кино или театр – чтобы тут же отправить их почтой.
Франция: и не только
Французские почтовые ящики хоть и не так прекрасны, как немецкие, но тоже окрашены в канареечно-желтый цвет – с характерным синим логотипом государственной почтовой службы La Poste (она была основана в 1576 году, через 60 лет после английской почты). Такого же цвета вывески почтовых отделений (в них имеются автоматы, выдающие наклейки для писем и инструкции по взвешиванию посылок) и даже высокоскоростные почтовые поезда, которые, к слову, ходят в основном по ночам, а в каждом из них может поместиться до 6 т корреспонденции.
Почтовая служба Франции вообще отличается оперативностью. Доставка внутри страны осуществляется за 1–2 суток, письма и посылки за границу придут к адресату через 1–5 дней. При этом La Poste обслуживает не только европейскую территорию страны, но и далекие регионы – Мартинику, Реюньон, Гваделупу, Французскую Гвиану и другие. Кроме того, она развозит почту в Андорре и Монако.
Как принято в западных странах, французская почтовая служба, помимо своих прямых обязанностей, оказывает курьерские и банковские услуги. В любом почтовом отделении можно отправить факс или позвонить.
Почтовые отправления не облагаются никакими дополнительными налогами, притом что через La Poste каждый год проходит порядка 270 млн отправлений. Неудивительно, что компания – второй по величине работодатель в стране после правительства.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.