Почта маслом: почтальон в живописи

Художники любят изображать простые профессии – те, что больше всего нужны. Неудивительно, что так много картин посвящено почтальонам.

J. P. Hall, www.flickr.com

«Почтальон» Зорикто Доржиев, 2006

«Живопись должна быть живописной», – говорит современный бурятский художник Зорикто Доржиев, уроженец Улан-Удэ. И, глядя на его картины, спорить не приходится. Они похожи на волшебство: в них нет ни реалистичности, ни документализма.


Иллюстрация: J. P. Hall, www.flickr.com

Гротеск и стилизация – вот те приемы, которыми неизменно пользуется художник при создании своих полотен (они, к слову, выставляются на международных выставках, в Русском Музее и Третьяковской галерее). Вот и картина «Почтальон», написанная в 2006 году, – это сочетание вымысла и реальности, приправленное толикой иронии художника XXI века, который оглядывается на жизнь и обычаи своего народа. Автор утверждает, что его работы – это отображение не действительности, но этнических мотивов, былин и азиатских мифов. Зато очень точное: полотно передает не только местный колорит, но и характер героя.


«Почтальон в Розентале» Карл Шпицвег, ок. 1858

Уютные – таким словом можно охарактеризовать картины немецкого живописца Карла Шпицвега, которого долго не признавали в родном Мюнхене. Стиль, в котором писал автор, был распространен в немецком и австрийском искусстве примерно до середины XIX века, он получил название «бидермейер» – от псевдонима «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Айхродт, печатавший в журналах эпиграммы. Его вымышленный персонаж служил обычным учителем – сентиментальным и незадачливым, любящим домашний уют и спокойную размеренную жизнь простого горожанина. Немецкое слово bieder переводится как «простодушный, обывательский». Все так и есть. Шпицвег рассказывал о жизни простых бюргеров – об их мелких радостях и заботах. Одно из самых значимых полотен знаменитого художника – «Почтальон в Розентале», написанное примерно в 1858 году. На нем изображен почтальон, принесший письмо прекрасным дамам. По выражению лица одной из них и любопытным взглядам других можно догадаться, от кого оно, – конечно, от далекого ухажера.

«Колхозный почтальон» Аркадий Пластов, 1940

Знаменитый советский художник Аркадий Пластов родился и вырос в деревне Прислониха (Ульяновская область). Он происходил из семьи потомственных иконописцев, но считал себя простым крестьянином, ценил простой сельский труд и не уставал изображать его на своих полотнах. Его картины в жанре соцреализма, любимого в Стране Советов, поражают своей душевностью. Одна из самых характерных – «Колхозный почтальон», написанная в 1940 году. На ней изображены парень, распахивающий поле на лошадях, и девушка, доставляющая ему почту прямо на «рабочее место». Мужчина явно заинтересован юной почтальоншей, последняя – в приятном смущении. Искренние чувства, простые ситуации, отсутствие конфликта в сюжете и при этом четкая поэтическая выразительность, национальный характер – узнаваемый стиль для советского классика.

«Портрет почтальона Жозефа Рулена V» Винсент Ван Гог, 1889

А вот Ван Гог увековечил на своих полотнах не абстрактного работника писем и посылок, а своего знакомого – скромного почтальона Жозефа Рулена, с которым дружил после переезда в городок Арль на юге Франции. Но на самом деле, этого румяного мужчину средних лет с шикарной бородой «самый целуемый художник в истории» рисовал даже чаще, чем самого себя. Всего портретов зеленоглазого Рулена ровно шесть, если не считать трех рисунков. Голландский живописец был знаком не только с почтальоном, но и со всей его семьей (которую тоже рисовал) и относился к нему с большой теплотой, называя своим другом. И не зря. После того как Ван Гог попал в психиатрическую лечебницу (из-за истории с отрезанным ухом), Рулены были одними из немногих, кто навещал великого художника. Пятый по счету портрет почтальона исполнен Ван Гогом в манере импрессионизма и любимой бирюзовой гамме с цветочками.

«Государственный почтальон» Феликс Нуссбаум, 1928

Немецкий художник Феликс Нуссбаум, еврей по происхождению, всю свою недолгую жизнь занимался тем, что изображал эпоху, в которой он жил и которая его же убила. Во время написания картины «Государственный почтальон» Нуссбаум был еще молод, полон сил и надежд. Он рисовал то, что видел, – провинциальную Германию. Картина написана в любимом стиле художника, модной в те годы «новой предметности» (противостоит романтизму и экспрессионизму). Несмотря на окружающую сельскую неустроенность, почтальон излучает уверенность и радость жизни. И только взгляните на чистое небо с летящими птицами! Это позже картины Феликса Нуссбаума приобретут фатальный оттенок. Одной из самых страшных работ станет «Триумф смерти», написанный в концлагере Освенцим, где живописец провел свои последние дни.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ