По законам чести: история дуэли

Королевские мушкетеры, знакомые нам по романам Дюма, жили полной приключений жизнью: делали карьеру, воевали, с размахом развлекались и, конечно, дрались на дуэлях. А когда возникли дуэли? Кто и как участвовал в них? Ваше любопытство требует сатисфакции? К вашим услугам!

Родиной дуэлей принято считать Италию: именно в этой стране в XIV веке в среде знати формируется понятие личной чести, защищать которую дворяне начинают на поединках, получивших название «схваток в кустарнике». В отличие от средневековых судебных поединков, известных как «божий суд», «схватки в кустарнике» не были санкционированы ни светской, ни духовной властью и поэтому устраивались тайно, в безлюдных местах. Они велись не до первой крови: их целью была смерть одного из противников (при этом в ход могло идти любое оружие), что вызывало у современников ассоциации со схватками диких зверей – отсюда такое название.


Эпоха дуэлей уходит неохотно. Иллюстрация: Police News

Зарождение классической дуэли и ее вхождение в моду у европейского дворянства приходится на период Итальянских войн XVXVI веков, поэтому среди первых дуэлянтов было множество итальянских военных, которые и создали первые негласные законы, регулировавшие поединки чести. Но настоящий расцвет поединков начался во Франции. В 1526 году император Священной Римской империи Карл V оскорбил короля Франции Франциска I, обвинив его в бесчестности. Впервые был брошен публичный вызов, и это событие исследователи считают датой официального появления дуэли.

Дуэль между монархами так и не состоялась, но идея личного поединка стала чрезвычайно популярна у благородного сословия. В XVI веке настоящая дуэльная лихорадка охватила всю Европу, а во Франции она приняла крайнюю форму. По различным оценкам, только в конце XVI века – эпоху, красочно описанную в романах Дюма «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро», – несмотря на все светские и церковные запреты, на дуэлях погибло порядка 15 тысяч французских дворян. Ни серьезность повода к поединку, ни степень родства его участников не имели значения, единственной задачей дуэлянтов становилось уничтожение соперника – до конца XVII века это считалось хорошим тоном, а бескровные дуэли не давали сатисфакции, так что чьей-либо смертью заканчивался каждый четвертый поединок.

Короли как первые из дворян не оставались в стороне: король Швеции Карл IX бросал вызов своему племяннику, польскому королю Сигизмунду III, а также королю Дании Кристиану IV. За оружие брались даже августейшие дамы: в июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская (будущая Екатерина II!) получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Точно неизвестно, что не поделили эти пятнадцатилетние барышни, но, запершись в спальне первой, они принялись выяснять отношения на шпагах. До смертоубийства не дошло, но, сложись этот поединок иначе, история могла бы пойти по совсем другому пути…

«Салют!» – это традиционное приветствие, открывавшее все запланированные дуэли, остается неотъемлемой частью современных состязаний по спортивному фехтованию. В XVIXVII веках салюты не только демонстрировали мастерство дуэлянтов, но и, благодаря невысокой скорости исполнения, служили своеобразной разминкой перед поединком. С появлением большого количества фехтовальных школ эффектные салюты стали визитной карточкой профессиональных учителей фехтования.

Прообразами дуэльных кодексов можно считать кодексы турнирные – многие из средневековых норм перешли в эпоху Нового времени. Свою роль здесь сыграли и многочисленные трактаты «на тему». Но в основном нормы проведения дуэлей выработались в ходе бесчисленных поединков. И в большинстве случаев, согласно писаным правилам и устным традициям, на них присутствовали секунданты. Как участники поединков они появляются в XVI веке. Их прототипами были средневековые оруженосцы, но секунданты, в отличие от них, были равны в своем социальном положении с зачинщиками поединка и обычно являлись доверенными лицами дуэлянтов. Роль секундантов менялась с течением времени: в XVII веке они уже участвуют в поединках наравне с основными оппонентами, и дуэли превращались в схватки с участием шести, восьми и более человек. Так что иметь в секундантах опытного фехтовальщика было жизненно важно.

Внешний вид и характеристики оружия менялись вслед за фехтовальными практиками и модой. В конце XVII – начале XVIII века появилась так называемая шпага-дворянка, радикально отличающаяся от традиционных рапир, которыми дрались на дуэлях XVI столетия. Во-первых, укоротился клинок (в Англии – под влиянием законов, во Франции – из соображений моды и удобства), став треугольным или квадратным в сечении (в отличие от плоских обоюдоострых ранних рапир). В технике боя начали преобладать уколы, поэтому изменилась и гарда шпаги: чашка стала меньше, рукоятка тоньше, а клинок – мягче и гибче. Шпаги-дворянки подразделялись на придворные (или наградные) и дуэльные. Первые не предназначались для боя и были богато украшенным аксессуаром. Вторые были прочнее, длиннее и тяжелее. Именно их и носили при себе бретёры, всегда готовые к стычкам.

В те времена письменный вызов на дуэль (картель) передавал друг оскорбленной стороны, автоматически становясь участвующим в дуэли секундантом и гарантом того, что состоится именно поединок чести, а не вульгарная засада. Было недостойно посылать вызов с лакеем, который ничего гарантировать не мог, – личная честь считалась достоянием исключительно дворянства. Только во второй половине XVII века получают популярность дуэли до первой крови, в которых секунданты выступали уже не участниками, а наблюдателями и судьями. С этого момента на роль арбитров часто приглашали бретёров – завзятых дуэлянтов, носителей принятых правил. Теперь секунданты не только заранее обсуждали все детали, но и могли прекратить бой, признав поведение участников недостойным, а за явную подлость имели право убить бесчестного дуэлянта на месте.

Куртуазность конца XVI – начала XVII века сменилась галантностью века XVIII, что отразилось и на поединках. Дуэлянты все больше внимания уделяют вызову и поведению во время поединка, которое по-прежнему должно подчеркивать готовность отдать жизнь во имя чести. Однако смерть уже не является обязательным исходом дуэли. Часто благие намерения погибнуть в поединке так и остаются намерениями и вполне устраивают высшее общество, которое иногда само подталкивает мнимых противников к совершенно не нужным им дуэлям.

Участниками именно такого поединка в 1778 году стали граф д’Артуа и герцог де Бурбон. Граф д’Артуа, брат короля Людовика XVI, имел репутацию дамского угодника и, по слухам, пользовался особым расположением самой королевы Марии-Антуанетты. Как-то в компании своей фаворитки, мадам Полиньяк, он решил посетить бал-маскарад. Там он столкнулся с герцогиней Бурбонской, имевшей на графа вполне определенные виды. Дамы не смогли удержаться от обмена колкостями, и герцогиня в порыве чувств сорвала маску с зазевавшегося д’Артуа. Граф, забыв о галантности, ответил герцогине тем же. Дама почувствовала себя не просто отверженной, но и оскорбленной, и на следующее утро о происшествии знал весь двор. Общественность сочла дуэль графа д’Артуа и герцога де Бурбона необходимой, хотя противники не питали друг к другу никакой ненависти. В ходе схватки никто особо не пострадал, а точку в этой трагикомедии поставил сам Людовик XVI, который под видом наказания на неделю отослал от двора обоих дуэлянтов. Позже их вдвоем видели в опере, где они, как ни в чем не бывало, распивали шампанское и сорвали шквал аплодисментов.

К концу XVIII века у секундантов появляется новая важная обязанность – не допустить кровопролития, попытавшись примирить враждующие стороны. До начала XIX века были популярны дуэли до первого серьезного ранения. Нельзя сказать, что к тому времени стало меньше эмоциональных людей, однако сами условия поединков смягчились. Теперь на дуэли редко гибли гражданские лица. А вот в армиях отношение к дуэлям было двойственным: они осуждались, но не запрещались. Прусский король Фридрих II Великий называл дуэли варварством, но при этом осуждал офицеров, которые не дали достойный отпор в обязывавшей к тому ситуации. Страх смерти считался трусостью. Наполеон Бонапарт считал, что дуэли помогают поддерживать боевой дух младших и средних офицеров, но запрещал участвовать в них опытным военным – неожиданная смерть дуэлянта могла нарушить его планы в ходе военной кампании.

В Россию дуэль пришла позже, чем в Западную Европу. Первые классические дуэли в нашей стране происходили в 1630-е годы в Москве, их участниками были иностранцы, жившие в Немецкой слободе. Некоторое распространение дуэлей среди дворян пришлось уже на эпоху Петра I, когда знать переняла у европейцев не только наряды, но и манеры. Но вплоть до второй половины XVIII века отечественные дворяне предпочитали защищать репутацию с помощью старого доброго мордобоя. Приживаясь на русской почве, европейская дуэль претерпела ряд изменений. Во-первых, здесь долго не понимали поединков до первой крови – уж если биться, так биться! А во-вторых, все эти фехтовальные церемонии не находили отклика в загадочной русской душе: ей полюбились дуэли на пистолетах. По сравнению с холодным оружием, пистолет заметно выравнивал шансы противников, и с ним поединок мог выиграть даже малоопытный дуэлянт.

С момента своего появления в конце XV века пистолет долго не играл определяющей роли в рукопашных схватках – только к XVIII столетию это оружие достигло достаточной точности и простоты в заряжании. К началу XIX века, с исчезновением шпаги из повседневного обихода, пистолеты стали распространенным дуэльным оружием. Родиной дуэльных пистолетов считается Англия. Такие пистолеты изготавливались парами; их продавали упакованными в симпатичные деревянные коробки, внутри разделенные на секции. Дуэльные пистолеты справедливо признавались вершиной мастерства оружейников по точности и дальности боя. На улучшение их не жалели ни сил, ни средств, и это понятно: заказчиками дуэльных пистолетов обычно были люди, готовые платить большие деньги за эти, в буквальном смысле, произведения искусства.

Александр Сергеевич Пушкин мастерски владел не только пером, но и оружием. Всем нам на уроках литературы рассказывали о его еще лицейской дуэли с однокашником Кюхельбекером, но в целом дуэльный список эмоционального Пушкина впечатляет, как и список донжуанский: исследователи насчитывают от 20 до 30 конфликтов в жизни поэта, завершившихся вызовом на поединок. По молодости лет солнце русской поэзии собиралось драться со своим дядей, ветераном войны 1812 года Павлом Ганнибалом. Ссора произошла во время бала: конечно, была барышня, много вина – словом, не поделили. К счастью, в тот раз все закончилось быстрым примирением. Дуэлей у Пушкина было намного меньше, чем вызовов: нередко противники мирились или ограничивались выстрелом в воздух, хотя случались и настоящие поединки с непредсказуемым исходом. В конце концов, фортуна отвернулась от поэта…

Еще при жизни его ровесников смерть на дуэли – и в России, и в Европе – стала исключением, а бескровная дуэль перестала считаться чем-то недостойным. Под влиянием буржуазных революций сменился состав участников – в условиях социального равенства на дуэлях могли драться не только дворяне, а напускная бравада все чаще стала подменять собой изначальное понимание личной чести, которая в XVIXVII веках ставилась выше жизни.

К началу XX века дуэль стала редкостью. Пожалуй, только среди горячего немецкого студенчества по-прежнему случались поединки чести. Именно так обзавелся своими устрашающими шрамами на лице будущий гитлеровский диверсант номер один Отто Скорцени. И уже на закате эпохи дуэли именно в ее власти оказалась, ни много ни мало, судьба Европы: будущий дуче Италии Бенито Муссолини бился за свою честь не менее пяти раз. А последняя задокументированная дуэль произошла в 1967 году, во Франции. Мэр Марселя Гастон Деферр и его противник, депутат Рене Рибьер, наверное, даже не предполагали, что их поединок на рапирах подведет черту под всей дуэльной историей Европы. (Сохранилась видеозапись этого боя; оскорбленный мэр победил, нанеся обидчику два легких ранения. – Ред.)

Так поединки чести, зародившись на излете войн средневековья, завершили свое существование после войн ХХ века. Почти пять столетий люди пытались остановить дуэли с помощью запретов, но сделать это смогло лишь время: мир изменился, и благородному и жестокому обычаю прошлого места в нем не осталось.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ