Что будет, если iPhone снабдить мотором и колесами? Игрушка, забавный и пафосный гаджет. Но если изменить масштаб, то может получиться нечто похожее на Roadster Tesla – пример успеха перспективного стартапа, который был вовремя поддержан удачливым финансистом. Но распространится ли этот успех на все части света?
Это странно, но пышный цветок Tesla расцвел на тупиковой ветке, заброшенной законодателями автомобильной моды по причине малой перспективности. «А как же модные “зеленые” принципы? – спросите вы. – Как же программы налоговой поддержки всякого рода экотранспорта, принятые в продвинутых странах?»
Впрочем, углубившись в механику вопроса, вы придете к интересному выводу: мир далек от идеала по «гринпису», который, к тому же, не затрагивает глубинных проблем, терзающих планету. Это – всего лишь уловка политтехнологов, оформивших стихийные чаяния некоторой части электората, при этом и не думающей отказываться от благ цивилизации.
Так стоит ли осуждать автопроизводителей, игнорирующих тематику электротранспорта? Прагматики до мозга костей, они не склонны к рискованным экспериментам с любым оттенком «зеленого», и посему «машинки на батарейках» занимают в производственных программах ограниченное место. Сравните: за восемь месяцев текущего года Nissan только в Европе продал более полумиллиона машин. С ДВС. А самый успешный серийный электромобиль Nissan Leaf за весь прошлый год едва добрался до отметки в 15 тысяч – по всему миру.
В своем кругу автостроители более откровенны. Так, Хидетоши Кудо (глава международного PR-отдела Mazda Motor Corporation Corporate) заявил: «Мы считаем, что даже к 2020 году девять из десяти автомобилей в качестве основного источника энергии будут использовать двигатель внутреннего сгорания». Еще более категоричен «отец» Toyota Prius Такеши Учиямада (исполнительный вице-президент Toyota Motor Corporation): «Электрические двигатели не являются конкурентоспособной заменой традиционным автомобилям, нам нужно что-то совершенно новое». А Харальд Вестер (глава Alfa Romeo и Maserati) в интервью британскому еженедельнику AutoCar
едва не перешел на ненормативную лексику: «Все дискуссии по поводу нулевого выброса – вздор. Никто не вспоминает об эффективности того, как заряжаются батареи. Это варьируется от региона к региону, зависит от того, как именно производится электроэнергия. Но даже лучший из источников далеко не “чище” двигателя внутреннего сгорания».
И кто больше заслуживает доверия: матерые «волки», определяющие вектор развития мирового автостроения, или бывшие айтишники, имеющие о машинах сугубо потребительское представление? Ведь не секрет, что Roadster – фактически не слишком успешная модель Lotus Elise, переведенная на электрическую тягу. При этом Tesla всячески открещивалась от такого родства, подчеркивая, что от оригинала осталось 6–8 % деталей. Еще бы, с таким-то количеством «оригинальных» ноутбучных аккумуляторов! Однако 2500 гаджетомобилей по цене $100 тысяч за штуку за три года разошлось, попутно вызвав интерес к проекту со стороны таких гигантов, как Toyota, Daimler и Siemens. Наивно считать, что речь идет о глубокой взаимообогащающей кооперации – скорее всего, лишь о занятной рекламной площадке на переднем крае гламура.
Model S ознаменовал переход от глянцевой кустарщины к серийному производству. Интересен конструкторский подход «тесловцев» к разработке новой модели: базовым элементом стал аккумулятор с катодными материалами на основе сложного оксида лития, никеля, кобальта и алюминия емкостью 85 кВт·ч производства Panasonic. Заключенный в металлический футляр с внедренными силовыми элементами, он стал платформой, на которую «навешивалось» автомобильное хозяйство. И надо признать – машинка пошла! Об этом говорят растущие продажи, достигшие 20 тысяч, и выкупленный у Toyota завод в калифорнийском Фремонте, и 500-километровый запас хода. Радужные перспективы подвигли руководство компании на создание сети зарядных станций Tesla Supercharger, привязанных к основным магистралям в Северной Америке и Европе.
Но если уйти с корпоративного сайта Tesla и прогуляться по улице, картина поблекнет. И причина проста: Tesla – распиаренный революционер в своем подъезде! Речи об установлении нового порядка на глобальном авторынке нет и быть не может. Суперкар на батарейках, даже с операционкой от Google и бортовым терминалом Paypal, был и будет сугубо нишевым продуктом на перенасыщенном рынке. К тому же и ниша не слишком перспективная. По прогнозам Министерства энергетики США, к 2040 году доля электромобилей в автопарке составит целых… 1,2 %. На этом фоне ничтожные 5 %, приходящиеся на машины с газовым оборудованием, кажутся настоящим «океаном стульев». Ловить рыбку в таком тесном водоемчике ведущие автопроизводители не собираются, ограничиваясь выставочными образцами типа BMW i3 или Mitsubishi i-MiEV и вкладывая мозги и деньги в другие направления, например, в те же водородные топливные элементы.
Становится понятным, почему в странах с динамичной экономикой присутствие Tesla сводится к декларативному. В первую очередь это относится к Китаю, провозгласившему фундаментальный разворот к собственному рынку и еще не успевшему нарастить гламурный жирок. В многомиллионных городах, страдающих от гигантских пробок и плотного смога, «тесловские» автогаджеты не совсем к месту (хотя, справедливости ради, надо сказать, что Поднебесная является для Tesla крупнейшим иностранным рынком сбыта). А вот компактный электромобиль с дешевыми и быстрозаряжаемыми от обычных розеток аккумуляторами придется ко двору. И пусть запас хода будет уступать 500 км Tesla Model S (для поездок «дом-работа-дом» хватит и сотни), главное в другом – стоимость такой машины окажется на порядок меньше, особенно в массовом производстве.
И знаете, китайцы не стали откладывать дело в долгий ящик. Государственная программа развития предполагает, что к 2020 году внутренний парк электромобилей и гибридов достигнет 5 млн, причем без учета экспорта. Флагманами амбициозного плана назначены автомобилестроительные компании China Faw, Dongfeng Motor и China Changan Automobile Group, а также фирма State Grid, отвечающая за «электрическую» часть проекта. Общий объем подтвержденных инвестиций, включая государственные, – $15 млрд.
При этом китайцы демонстрируют здоровый протекционизм, разрешив иностранцам выходить на рынок только в составе совместных предприятий с долей, не превышающей 49 %. Интересно, и кто же рискнул вложиться? Tesla, на фоне внутриамериканских «разборок» с запретами прямых продаж? (В нескольких штатах запрещено продавать электромобили в обход дилеров.) А вот и нет, пришли серьезные люди, обладающие передовыми технологиями и выдающейся инженерной культурой. Volkswagen AG вместе с SAIC Motor Corporation строит огромный завод в Шанхае, предполагая до 2020 года вложить в китайский проект около €20 млрд. Daimler с фирмой BYD создает технологический центр для разработки новых электромобилей, учитывающих не слишком удачный опыт E6, представленной на Детройтском автосалоне в 2009 году и провалившейся в продажах на внешних рынках США и Западной Европы. А Nissan Motor просто перенес производство прекрасно зарекомендовавшей себя модели Leaf на завод Dongfeng Motor в Чженчжоу.
Продуманная и последовательная политика уже принесла обильные плоды: за первое полугодие производство электромобилей (без «гибридов») увеличилось в три (!) раза в годовом выражении и достигло почти 35 тысяч единиц. Из них на долю легковых машин пришлось 26 тысяч, а электромобилей коммерческого назначения было выпущено более 9 тысяч. Причем в отчете Министерства промышленности Китая не учтена продукция, несколько выбивающаяся из ряда электромобилей, но, тем не менее, снабженная и двигателем, и батареями, и колесами. Это относится к машинкам Shifeng. Их скорость не превышает 50 км/ч, запас хода – всего 100 км, но восхищает цена – чуть больше $5 тысяч. При этом завод в Шандуне уже отгрузил покупателям более 50 тысяч машин.
И совсем недавно, в конце июля, китайцы презентовали Youxia X, электромобиль с весьма впечатляющими параметрами: емкость аккумуляторов в самой роскошной комплектации достигает 85 кВт·ч, 350-сильный двигатель обеспечивает разгон до 100 км/ч за 5,6 с, а запас хода на полном заряде составляет 500 км. Да ведь это же характеристики Model S! Только в одном «X» уступает «тесловскому» гаджету – в цене, меньшей в два раза. Да и уступает ли?
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.