Как только не называют Леонардо да Винчи. Но каждое из этих прозвищ отражает лишь одну сторону многогранной личности и никогда – все сразу. Вот хотя бы «итальянский Парацельс» или «маг от науки» – ну да, Леонардо занимался самыми разными науками, но как же его вклад в живопись? «Певец мадонн»? Тогда куда же деть его талант инженера, анатома, литератора, музыканта, геолога и даже шахматиста? Живописец и его работы бьют рекорды по изучению потомками. Рассказываем о таких исследованиях.
Сам мастер
Как известно, на своих полотнах да Винчи нередко изображал кого-то очень похожего на себя. По крайней мере, так предполагают. И хотя некоторые его портреты спорны, многие из них настолько похожи на предполагаемый образ живописца, что сложно не заподозрить его в простительном гению нарциссизме. Взять, например, «Витрувианского человека», в образе которого Леонардо без ложной скромности изобразил идеал человеческого облика и, вероятно, отчасти самого себя. Правда, если хорошо присмотреться, то можно заметить, что «идеал» страдает… косоглазием.
К такому выводу пришел британский офтальмолог Кристофер Тайлер, чему и посвятил статью в журнале JAMA Ophthalmology, вышедшую в январе 2019 года. Изучив еще несколько работ художника (в том числе «Давида» работы итальянского скульптора Андреа дель Верроккьо, моделью для которого, по легенде, стал юный Леонардо), он поставил неутешительный диагноз: да Винчи страдал так называемым прерывистым расходящимся косоглазием, когда роговица направлена к краю глаза. А прерывистым – потому что при таком заболевании человек иногда способен выровнять положение зрачков. Как ни странно, такой вид косоглазия ассоциируют с хорошим стереоскопическим зрением, которое не мешает, а помогает воспринимать пространственную глубину предметов.
Можно предположить, что у такого «универсала», как да Винчи, были и другие способности «сверхчеловека». Их и в самом деле нашли – искусствоведы из Флорентийского института реставрации при Галерее Уффици, о чем заявила их пресс-служба в апреле 2019 года. Они выяснили, что гений был амбидекстром, то есть мог одинаково владеть обеими руками (что свойственно лишь одному проценту детей). Научной статьи об этом, правда, нет, но специалисты уверяют, что досконально изучили одну из первых работ художника – набросок пейзажа, датированный 5 августа 1473 года, – и сделали вывод, что надписи на рисунке сделаны разными руками одного человека: одна – слева направо, а вторая – справа налево.
Мадонна и все-все-все
Большая часть усилий въедливых ученых, конечно, посвящена полотнам Леонардо и его главной музе – госпоже Лизе дель Джокондо. Иногда они сугубо научные, а иногда не очень. Так, в декабре 2010 года итальянский исследователь Сильвано Винчети, глава Национального комитета по культурному наследию Италии, заявил, что нашел в глазах Моны Лизы «секретный код». А в сентябре 2015-го он же сообщал изумленным журналистам, что нашел останки женщины, которая и послужила моделью для знаменитейшей картины.
К слову, большинство историков считает, что прообразом Моны Лизы стала супруга флорентийского торговца шелком, некоего Франческо дель Джокондо, Лиза Герардини. Выяснив, где провела последние годы своей жизни женщина с самой загадочной улыбкой на свете, Винчети и раскопал скелет несчастной «Мадонны». Впрочем, до этого он уже рассказывал, что нашел останки и… других «копий Джоконды» в том же фамильном склепе Герардини. Вполне возможно, что одна из них и в самом деле та самая, но, чтобы понять это, нужны дополнительные исследования.
Вообще, как только ни терзают бедную жену флорентийского купца. В сентябре 2018 года в журнале Mayo Clinic Proceedings вышла работа американских врачей, которые утверждают, что Мона Лиза страдала недостаточностью щитовидной железы, связанной, по их мнению, с тем, что госпожа Герардини родила незадолго перед тем, как позировала да Винчи. Это еще что – в 2004 году бельгийские медики обнаружили у нее ксантелазму (бляшки на веке, которые являются следствием нарушения обмена веществ) и липому на руке (опухоль из жировой ткани).
На этом издевательства не закончились. Те же специалисты предположили, что загадочная улыбка «богини Возрождения» – не что иное, как паралич лицевого нерва. Досталось и самой картине. Ученые из Франции обнаружили под рисунком набросок, выполненный в технике спольверо, когда эскиз наносят при помощи мелких проколов на бумажном листе. Статья об этом вышла в Journal of Cultural Heritage в октябре 2020 года.
Изучают, конечно, не только «Мону Лизу» – например, в январе того же года на сервисе препринтов arXiv.org появилось исследование физиков из Калифорнийского университета, посвященное другому знаменитому полотну художника – «Спаситель мира» (на секундочку – самой дорогой картине, когда-либо выставлявшейся на аукционы). Специалисты детально изучили прозрачный шар, который Христос держит в левой руке. Внимательно приглядевшись, можно увидеть, что стекло почти не искажает деталей его одежды. А это непорядок – свет-то должен преломляться – вот она, ошибка гения!
Ну или тот факт, что картину нарисовал вовсе не да Винчи (этим аргументом пользовались многие скептики, которые оспаривают ее авторство), ведь известно, что как раз в тот период, когда было написано полотно (около 1499 года), Леонардо увлекался оптикой. Но физики реабилитировали да Винчи, а заодно и изображенного им Христа. Создав трехмерную компьютерную модель, они пришли к выводу, что «спаситель» держит в руке не шар из цельного куска стекла или хрусталя, а полую сферу с очень тонкими (1,3 мм) прозрачными стенками. В этом случае никакие законы природы не нарушаются и изображенное на картине отражает реальность.
Это еще что – внимание к рисункам Леонардо настолько пристальное, что их в буквальном смысле рассматривают в микроскоп. Не далее как в ноябре 2020 года ученые из Университета прикладных наук Вены и Центрального института патологии архивов и книг в Италии опубликовали в журнале Frontires in Microbiology результаты своей работы, продемонстрировавшей, что рассматривать рисунки гения (семь карандашных набросков) сквозь увеличительное стекло – это одно, а взять образцы микробиоты с этих иллюстраций – совсем другое. В смысле, куда интереснее. Помимо экскрементов мух, не имеющих ничего святого, специалисты обнаружили здесь человеческую ДНК. Увы, ученые говорят, что нет никаких оснований предполагать, что это ДНК самого да Винчи – вероятно, это следы многолетней работы реставраторов. А еще ученые установили, что рисунки гения атаковали по преимуществу бактерии, а вовсе не грибки, которых ожидали увидеть специалисты (до сих пор предполагалось, что на бумажных иллюстрациях обитают как раз последние). Но и те, и другие, как выяснилось, имеют связь с географическим происхождением рисунков и коррелируют, к примеру, с микробиотой из Корсинской библиотеки Рима. Что логично, ведь именно там хранится часть карандашных набросков Леонардо.
Остальные работы
Исследований других достижений «универсального человека» меньше, но они есть. Например, в августе 2016 года журнал Wear опубликовал статью профессора технологии машиностроения Кембриджского университета Иэна Хэтчинкса: он обнаружил заметки да Винчи, посвященные изучению силы трения. До этого ученые не обращали внимания на непонятные треугольники и квадраты, нарисованные красным грифелем. Хэтчинкс же пришел к выводу, что Леонардо изобразил не что иное, как ряды блоков, которые тянет противовес, висящий на шкиве – колесе, дающем движение приводному ремню или канату. Размышлять над подобным экспериментом, по мнению профессора, мог только человек, изучающий физику трения. А еще среди этих рисунков ученый нашел запись: «Трение удваивает усилие для удвоенного веса». Напомним, что открытие основ физики трения приписывают французскому механику Гийому Амонтону, только спустя два столетия после Леонардо.
Но гений обогнал время не только по части физики, но и в плане знаний анатомии. В этом уверены современные антропологи, изучающие человеческое тело, – например, профессор клинической анатомии университета города Уорик (Англия) Питер Абрамс. Тщательно изучив рисунки внутренних органов человека, которыми да Винчи щедро снабжал свои записные книжки, и сопоставив их с современными фотографиями, сделанными при помощи рентгена, доктор показал, что мастер передавал мельчайшие детали частей тела с поразительной точностью, опередившей свое время лет эдак на триста.
Благодаря этой же способности Леонардо – точно фиксировать анатомические нюансы, математикам из Военной академии США удалось даже определить, что со времен гения, то есть за последние 500 лет, немного изменился, возможно, и сам людской облик. Измеряя длину рук и ног американских солдат (63 623 мужчин и 1385 женщин), ученые не смогли «вписать» усредненный облик последних в параметры «Витрувианского человека».
И хотя в целом пропорции были близки, руки и ноги (в той части, что составляет бедро) современных людей оказались длиннее, чем те, что изображал живописец. Конечно, да Винчи мог использовать для «Витрувианского человека» всего один или несколько «образцов» современников. Вот только остальные пропорции американских военных при этом оказались в среднем приближены к тем, что указал автор в заметках к знаменитому рисунку. Правда, исследование ученых из США касается лишь американских солдат, которых отбирают по определенным параметрам, поэтому его результаты нуждаются в проверке.
Рукописи и картины Леонардо да Винчи – непаханое поле работы. На его творчество можно взглянуть с разных сторон, и, возможно, еще не раз в нем обнаружится что-то интересное и до этого неизвестное. А вдруг через сто лет выяснится, что он еще и внеземной разум изучал?
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.