Могли ли вы себе представить, что однажды в реальной жизни появится возможность буквально поменяться с кем-нибудь головой? Речь, конечно, не о забаве, а о спасении людей.
О перспективах операции по пересадке человеческой головы еще в 2013 году заговорил итальянский нейрохирург Серджио Канаверо. Он утверждал, что операция по пересадке человеческой головы вполне реальна, что мы уже готовы к таким операциям, поскольку «достигли уровня, когда все технические аспекты этой операции осуществимы».
Кроме того Канаверо сообщил о плане провести первую трансплантацию головы человека уже в 2017 году. Конечно, если ему будут помогать. А вот что касается поддержки… Вопрос скорее не в технических препятствиях процедуры, а в законодательствах различных стран. Далеко не каждое правительство одобрит столь рискованное мероприятие — пересадку головы на своей территории.
В общем, эта новость вызвала неоднозначную реакцию и множество вопросов. Меня будоражит до сих пор. Я верю в науку, но это уже за гранью фантастики...
Насколько реален план? Каких последствий ожидать в случае успешного завершения? Изменится ли личность человека после пересадки?
Безусловно, проблем много.
В 1970 году такая операция была проведена на обезьяне. Однако из-за перерезанного спинного мозга обезьяна не чувствовала тела и совершенно не могла им управлять. А спустя 9 дней иммунная система тела отвергла голову. Но это в прошлом. Теперь наука поднялась до невиданных вершин, и мы смело можем творить чудеса.
Трудности, связанные с осуществлением такой операции, по словам Серджио Канаверо, разрешимы. «В частности, спинной мозг вполне возможно отделять от головного с меньшими повреждениями, используя нанонож из нитрида кремния или микротом с алмазным лезвием. Чем больше сила, прикладываемая к спинному мозгу во время перерезки, тем меньше повреждаются нервные пути, входящие в его состав. Помимо этого, два конца спинного мозга (от донора и от реципиента) необходимо соединить друг с другом с помощью полиэтиленгликоля (ПЭГ) или хитозана. Эти вещества работают подобно припою при пайке проводов, соединяя отдельные части отростков нейронов в единое целое. За счет постоянного соприкосновения отростки регенерируют.
К тому же для ускорения восстановления Канаверо собирается вводить пациентов после операции на несколько недель в искусственную кому, чтобы исключить возможные движения. Во время этого периода имплантаты, вживленные в спинной мозг, будут стимулировать поврежденные части нейронов и помогать им расти. В то же время будут восстанавливаться и кровеносные сосуды, и мышцы. Утверждается, что после выхода из комы человек сможет практически сразу заговорить, а через год вновь будет ходить — конечно, не без помощи физиотерапевтов. В совокупности методика называется GEMINI (аббревиатура, читается как английское слово «близнецы»).
Надо понимать, что при операции будут использовать «свежий» донорский материал, подготовленный согласно GEMINI. Все остальные головы и тела, в том числе специально подвергшиеся криоконсервации, не подойдут, тем более что до сих пор неизвестны способы размораживания формально мертвых организмов, сохраняя им жизнь".
Впрочем, большинство экспертов-трансплантологов считает, что методики, предложенные Канаверо, недостаточно эффективны для операции, которую задумал хирург.
Гарри Голдсмит из Калифорнийского университета: «Не думаю, что это когда-нибудь сработает: с этой операцией было бы слишком много проблем».
С одной стороны, такая операция может спасти людей с неизлечимым раком или болезнями, которые уничтожают нервную и мышечную систему, как говорит Канаверо.
С другой стороны, есть угроза появления охотников за головами в прямом смысле этого слова. Это уже как я считаю.
А кроме того, не верится, что это возможно. У нас и простые-то операции не всегда удачно получаются.
А вы что думаете по этому поводу?
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.