Переход на летнюю резину

Длинные очереди на шиномонтаж – верная примета наступившей весны. Почти неделю мастера будут работать в три смены, с максимальной производительностью, чтобы переобуть всех желающих. Опытные автовладельцы, в свой черед, готовы пожертвовать свободным временем, лишь бы не откладывать переход с зимней резины на летнюю. И это очень правильный подход.

Большинство зимних колес при температуре +7oС и выше изнашиваются вдвое интенсивнее, чем в мороз, и не обеспечивают нужного сцепления с сухим асфальтом. Летние же покрышки изготавливаются из более твердой резины, способной работать в более высоком диапазоне температур, и это их главное отличие.

Главный и самый надежный советчик при выборе шин – производитель автомобиля. Все подходящие варианты размеров обычно указаны в сервисной книге, часто эта информация дублируется на внутренней стороне лючка бензобака или в проеме водительской двери. Там же указано и давление, до которого нужно накачивать шины.

Отступать от рекомендованных размеров нежелательно. Резина с более высоким профилем исказит данные спидометра и повысит нагрузку на подшипники ступиц, а низкий профиль еще и создаст дополнительную нагрузку на детали ходовой части.

Летние покрышки – так же, как и зимние – бывают направленными, ненаправленными и асимметричными. Сложно сказать, какой из этих типов лучше. Резина с направленным рисунком протектора, как правило, наименее шумная. Асимметричные протекторы лучше других держат дорогу, а ненаправленные отличаются более низкой ценой. Безусловно, это очень обобщенное представление – каждая конкретная покрышка обладает индивидуальным набором потребительских качеств. Чтобы разобраться в них, сначала нужно понять, как, из чего и каким способом сделаны покрышки.

Основными элементами покрышки являются протектор, брекер и каркас. От особенностей их конструкции зависит контакт с дорожным покрытием, максимальная скорость, управляемость автомобиля и, в конечном итоге, безопасность пассажиров.

Протектор – наружная часть покрышки, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая от механических повреждений. Рельефная часть, состоящая из выступов и канавок, называется рисунком протектора.

У летних шин рисунок протектора особый: если для зимней резины характерно наличие большого количества мелких ламелей (поперечных разрезов), то летние покрышки лишены этой особенности. Рисунок летней резины определяется требованиями к отведению воды и грязи из канавок и снижению шума при качении. Удаление воды из пятна контакта возможно лишь до определенной скорости, выше которой автомобиль теряет сцепление с дорожным покрытием, а следовательно, и управляемость. Этот эффект называется аквапланированием. Резина с повышенной устойчивостью к аквапланированию имеет специальную маркировку.

По назначению рисунок может быть дорожным (для твердого покрытия), универсальным, повышенной проходимости и специальным – например, карьерным. Шины высокой проходимости имеют более глубокий рисунок и грунтозацепы по бокам. Покрышки с направленным рисунком предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах. Асимметричный рисунок обеспечивает управляемость независимо от метеоусловий: одна сторона протектора отвечает за отвод воды, вторая – за контакт с дорогой.

Брекер расположен между каркасом и протектором и состоит из нескольких скрещенных слоев прорезиненного полимерного или высокопрочного металлического корда. Защищает каркас от ударов, порезов и разрывов, придает шине жесткость в области контакта с дорогой.

Каркас – носитель жесткости. Состоит из одного или нескольких слоев прорезиненного корда, закрепленных на бортовых кольцах. В зависимости от ориентации нитей корда, различают радиальные и диагональные шины. В первых нити расположены вдоль радиуса колеса, во вторых – под углом к радиусу, при этом соседние слои перекрещиваются.

Направленный, ненаправленный и асимметричный рисунок протектора

Радиальные шины жестче, отличаются стабильной формой пятна контакта, обеспечивают меньшее сопротивление качению и меньший расход топлива. Благодаря возможности варьировать количество слоев каркаса (в отличие от обязательно четного количества в диагональных) уменьшается вес шины: это снижает разогрев при качении и увеличивает срок службы.

Однако и диагональные шины имеют свои достоинства. Помимо низкой цены, это лучшая устойчивость, защищенность от боковых порезов, способность к самоочистке, ремонтопригодность. Лучшее перераспределение местных нагрузок помогает при движении по пересеченной местности или при наезде на препятствие.

Поскольку радиальные и диагональные шины имеют слишком разные свойства, смешанная установка их на автомобиль запрещена в любой комбинации.

На профессиональном сленге производство шин называют так же, как приготовление хлеба – «выпечка». Хотя «рецепт» резиновой смеси у любого производителя тайна за семью печатями, хорошо известны по крайней мере два десятка компонентов. Секрет технологии – в их пропорции. Соотношение двух основных составляющих авторезины – каучука и наполнителей – по сей день определяет различия между отечественными и зарубежными моделями покрышек.

Каучуковые смеси – основа шинной резины. В самых первых шинах использовался натуральный каучук из высушенного сока бразильской гевеи. Первой страной, наладившей масштабное производство синтетического каучука, стал СССР: поскольку в наших широтах возделывать каучуконосы невозможно, именно автомобильная шина дала толчок развитию отечественной органической химии.

Технический углерод. Резиновая смесь на треть состоит из промышленной сажи – технического углерода, который придает каучуку прочность и износостойкость. Сажу получают из природного газа. Черные следы на дорогах – технический углерод, вытертый из шин.

Кремниевая кислота. Ограниченный доступ к источникам природного газа вынудил зарубежных химиков найти хотя бы частичную замену техническому углероду. Кремниевая кислота относительно дорога и не обеспечивает покрышке такой же прочности и долговечности, как сажа. Но при этом она заметно улучшает сцепление на мокрой дороге и меньше вытирается при эксплуатации, снижая нагрузку на окружающую среду. В рекламе шины с использованием кремниевой кислоты называются «зелеными».

Первый опыт полного отказа от технического углерода в пользу кремниевой кислоты и органических пигментов принадлежит Michelin. Практика показала, что помимо высокой цены новые шины обладают пониженной электропроводностью. Потому для их комфортной эксплуатации на автомобиле необходим антистатический кабель. Такие резиновые «хвосты» под задним бампером были непременным украшением советских автомобилей в 80-е годы.

Экологические наполнители. Новая и еще не распространившаяся технология Goodyear предполагает использование экологических наполнителей Bio Tred на основе кукурузного крахмала. За счет уменьшенного сопротивления качения в атмосферу выбрасывается почти вдвое меньшее количество углекислого газа. Разработчикам резины удалось достичь компромисса между сопротивлением качения и сцеплением с дорогой. Состав шинной смеси можно варьировать уже на основе трех известных наполнителей.

Вспомогательные материалы. К важным составным частям смеси, хотя и в меньшем объеме, относятся масла и смолы – смягчители. В зимней резине их больше, чем во всесезонной, а во всесезонной больше, чем в летней. Недавно появились солнцезащитные компоненты, предохраняющие резину от воздействия озона и ультрафиолетовых лучей, то есть от преждевременного старения.

Покупая резину, обязательно поинтересуйтесь датой изготовления покрышек. Дело в том, что с течением времени резина ссыхается и теряет свои свойства. Если шины пролежали под открытым небом 2–3 года, они будут изнашиваться очень быстро. Обратите внимание на то, как хранятся шины. Если они сложены стопкой (и, судя по виду, лежат так уже давно), лучше поискать другого продавца, который не нарушает правил и держит резину на специальных стеллажах в вертикальном положении.

Выбор производителя богат и труден. Сегодня на рынке представлено более 100 изготовителей шин, и каждая компания пытается найти ту «изюминку», которая отличала бы именно ее покрышки от продукции конкурентов. Шины Bridgestone отличаются долговечностью даже в условиях экстремальной эксплуатации. Продукцию Pirelli принято считать шинами для активной езды. Michelin – мировой лидер по внедрению технологии использования на одном автомобиле шин с разным рисунком протектора. GoodYear отличает смелость в поиске и внедрении новых технологий.

Существует профессиональная система тестирования летних шин: покрышки сравниваются по 20 с лишним параметрам. Вот наиболее важные из них.

Скорость появления аквапланирования. Самую высокую скорость, при которой происходит потеря контакта с дорогой, стабильно показывает летняя резина Goodyear Eagle Ventura – 89 км/ч. А, к примеру, летние шины Champiro, произведенные в Индонезии, «всплывают» при 79 км/ч.

В тормозных испытаниях на последнем месте регулярно оказываются дешевые шины – как, например, уже упомянутая Champiro из Индонезии. Ну а победителями часто становятся летние по­крышки фирмы Nokian NRHi.

В тесте «на тишину» регулярно побеждает Michelin, а знаменитая Nokian часто оказывается чересчур шумной.

Если, дойдя до этого места, вы поймали себя на мысли, что выбрать подходящие туфли для жены проще, чем подходящие покрышки для своего автомобиля, – значит, вы правильно оценили масштаб и сложность задачи. Но отчаиваться не стоит. Для начинающих есть несколько простых правил:

– следуйте рекомендациям производителя автомобиля;

– оцените качество дорог, по которым вы будете перемещаться летом. Если путь на вашу дачу лежит по ухабистой грунтовке, выбирайте менее скоростные, но более прочные и устойчивые по­крышки. Если же вы собираетесь кататься по гладким асфальтовым дорогам, можно присмотреться к линейке шин для активной езды;

– не стремитесь экономить на покупке летних шин. Дешевая резина не только небезопасна, но и плохо сказывается на ходовой автомобиля.

Хороших дорог и плавного хода!

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ