У многих вызывает недоумение, почему вдруг возникают войны, если их никто не хочет за исключением каких-то небольших групп людей, остервенелых от непомерных амбиций. Вот о парадоксальной ситуации в развязывании войн здесь и речь.
Военная напряжённость в мире характеризуется наличием такого
безобразного явления, которому можно дать имя "Парадокс врага". В чём
он состоит? В том, что одни страны вооружаются с целью нападения,
агрессии, а другие делают то же самое с целью защиты от нападения. Само
вооружение конкретно, объективно, видимо и осязаемо. Тогда как цель
словестна, субъективна, неочевидна и неосязаема. Действительное
намерение неизвестно. Вполне можно заявлять о мерах превентивной защиты,
а на самом деле готовить войну. И это в то время, когда в
действительности нападение и защита имеют совершенно разные цели и,
соответственно, разные объекты для приложения сил.
Для агрессора цель –
это завоевание другой страны, а для защитника настоящая, а не мнимая
цель – это предотвращение вторжения любыми средствами, а вовсе не
противостояние ему, где жертвы и разрушения уже неизбежны.
Вот тут и возникает парадокс. Для защитника целевым объектом
внимания и приложения энергии должен бы являться идейный источник,
провокатор милитаризма – воинствующие лидеры и лидирующие группы.
Нейтрализация их автоматически исключает потери обеих сторон – война не
возникает. Но защитник вместо нейтрализации идейного и организационного
источника угрозы начинает вооружаться сам, подставляя своих же граждан
под топор. Возникает ситуация, когда меры защиты возможно толковать
как подготовку нападения. Попробуй, докажи обратное! И настоящий
агрессор получает неубиваемый козырь для обоснования своего
собственного нападения. Такова историческая реальность.
Ситуация крайне противоречивая.
Провокатор милитаризма
находится в другой стране и по международным правилам и понятиям
получается, что пока он не нападёт, то не существует и вещественного
доказательства подготовки нападения на конкретного врага.
Следовательно, если защитник попытается в условиях ещё не нарушенных
границ нейтрализовать провокаторов милитаризма в другой стране, то это
будет актом вмешательства во внутренние дела, если и не прямым
нападением. Даже если действия защитника будут носить лишь характер
идеологической, информационной диверсии, что в наше время даёт гораздо
лучшие результаты, чем кинжалы и яды против лидеров идей.
Казалось бы, раз нет объявленных или осуществлённых
доказательств агрессивности, то нет и разрешения парадокса врага. На
самом деле это не так. Доказательством потенциальной агрессии является
само существование армий и совершенно неважно, под каким соусом это
происходит – молчаливое наращивание вооружений или защита от нападения.
Танки, бомбардировщики, ракеты и подводные лодки не требуются для
решения проблем внутри страны – это средства ведения внешней войны.
Следовательно, их наличие говорит о том, что ни о каких внутренних
делах в организации армий и существовании милитаристских идеологий тут и
речи вести нельзя. Имеется факт подготовки намеренной или вынужденной
войны против ещё не объявленного противника, а это уже угроза мировому
сообществу в целом, а не конкретному врагу.
Любое государство имеет
основания для превентивного устранения угрозы, ибо враг не объявлен, но
вероятность нападения на кого угодно налицо.
Вероятность, конечно, не факт, но следует помнить, какие
жертвы и разрушения несёт человечеству пренебрежение вероятностью
агрессий. На одной чаше весов неисчислимые жертвы и разрушения, которые
невозможно отменить и восполнить, а на другой – условности правил,
законов и договоров, которые можно изменять беспрепятственно. Было бы
желание.
Иными словами, международные договоры и законы преследуют
ложные цели – сокращение вооружений, которое положительных сдвигов, в
конечном счёте, никак не даёт. Формально договор о сокращении в любой
момент возможно обойти или вообще не выполнять.
Логически обоснованной и вполне достижимой целью должен
являться международный запрет на существование армий и милитаристских
идей. Казалось бы, как раз таково и стремление политических лиц и
организаций в международных отношениях, если судить по их декларациям.
Однако инструмент исполнения намерений – сокращение вооружений не
оставляет камня на камне от этих деклараций, ибо сокращение вооружений
не ведёт к искоренению самих источников появления вооружений. И это не
из-за полной негодности деклараций в принципе, а из-за негодного выбора
инструмента сохранения мира.
То есть налицо обычный в обработке
общественного мнения смысловой подлог. Решением проблемы и целью
объявлено то, что имеет очевидное касательство к существованию
проблемы, но решением на самом деле не является.
Доктрину сохранения мира требуется пересмотреть. Тогда у
любого государства будут не только практические возможности, но и
формальные права на пресечение милитаристских устремлений где угодно не
путём столкновения армий. Ибо проблема появления агрессивных идей и
намерений становится объектом уже не внутренней, а внешней политики
государства и может пресекаться извне.
Конечно, политическая и коммерческая корысть в милитаризме
истребляется вовсе не международными договорами. Эта корысть просто не
допустит заключения таких актов. Так что прежде, чем к ним приступать
требуется гражданам самих стран нормализовать внутренние общественные
отношения таким образом, чтобы личные корыстные мотивы лиц власти не
могли бы создавать общественных проблем. Это большая и всё ещё не
разрешённая беда общества, но к нерешаемым её отнести нельзя, так же
как и проблему парадокса врага. Однако вокруг возможного в
действительности решения этих проблем – полное молчание, но зато мечты и
фантазии по этому поводу поощряются.
В гражданском законодательстве есть положение о том, что
чьи-то необходимые и неотложные полезные действия в чужом интересе
могут быть совершены без ведома и предварительного согласования с
лицом, в интересах которого действия совершены. Ситуация идеологической,
информационной борьбы с милитаризмом на чужой территории в принципе
схожа по решению. Государство, подвергшееся идеологической,
антимилитаристской диверсии не начинает войну, и тем самым не несёт
гражданских и имущественных потерь, так же как и государство-диверсант.
Не берусь судить, что МОЖНО сделать против возникновения войн.
Наверное, многое. Но вот, что НУЖНО сделать могу сказать совершенно
определённо. Отменить невмешательство в дела других стран при малейших
признаках милитаризма в них. Даже хотя бы на самой начальной стадии -
нарождающейся идеологии.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.